Более 200 живописных работ и рисунков одной из первых и самых любимых публикой в России профессиональных женщин-художников - это и ранние работы, и прославившая юную Зинаиду Серебрякову "За туалетом", и знакомая всем детям "За завтраком", и "Крестьянский цикл", написанный в родном имении Нескучное. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, Зинаида Серебрякова создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.
Внучка Николая Бенуа и шестой ребенок известного скульптора Евгения Лансере, Зинаида Серебрякова прожила долгую творческую и непростую женскую жизнь.
И за шесть лет родила четверых детей - двух мальчиков и двух девочек. Именно они чаще всего изображены на знаменитых детских портретах авторства Серебряковой.
Идиллическая, счастливая семейная жизнь проходила и в любимом городе художницы - Петербурге, и в Нескучном. Там же Серебрякова писала с натуры местных крестьян.
Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами: «Жатва» и «Беление холста» (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действа, картина превращается в эпическое повествование.
"Кормилица с ребенком" (1912)
После революции, в феврале 1919 года муж умирает от тифа, Зинаида Серебрякова остается одна с четырьмя детьми и больной матерью. Осенью крестьяне сжигают имение Нескучное.
Осиротевшие дети и шаткость счастья - все это передает написанная в тот год картина "Карточный домик":
В 1924 году художнице удается получить разрешение на выезд во Францию на заработки, она уезжает одна. Спустя год удается переправить туда старшего сына, 18-летнего Александра, еще через три года - 15-летнюю Екатерину.
Двое детей - Татьяна и Евгений - так и остались без матери в советской России. Впервые мать и дочь повидались после 36 лет разлуки во время хрущевской оттепели, а сын смог увидеть её еще позже.
Первая большая выставка Серебряковой была проведена в Третьяковской галерее в 1986 году. С тех пор уже назрела потребность познакомить новое поколение зрителей с творчеством Серебряковой, а также сделать подарок для тех, кто давно знает и любит её творчество.
В специальный раздел выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве — первый опыт работы Серебряковой в коллективном монументальном проекте. Ею были сделаны композиции, символизирующие страны Востока — Турцию, Индию, Сиам и Японию.
Каждую из стран она представила в виде обнаженной девушки с характерными этническими чертами лица и атрибутами. Фигуры в сложных ракурсных поворотах заключены в восьмиугольные рамы. Эскизы не были реализованы из-за начавшихся революционных событий.
Выставка раскрывает новые грани парижского периода Зинаиды Серебряковой. Портреты и пейзажи, привезенные на выставку из французских коллекций, впервые демонстрируются российскому зрителю. Более половины жизни, начиная с 1924 года, З.Е. Серебрякова жила во Франции. В первое время круг портретируемых лиц составляли по преимуществу русские, находящиеся в эмиграции, а также ее знакомые по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, созданные во французской Ривьере, в Провансе, Бретани, а также в Швейцарии и Италии.
Выставка открыта с 5 апреля по 30 июля 2017 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12