Откуда что берется
По какому принципу министерства образования разных стран выбирают ту или иную систему? Мы этого никогда не узнаем. Как и то, зачем Германия «отразила» 5-балльную систему. Получилось, что "1" – отлично, а "5" – неуд. В России привычная нам история: "5" – отлично, "1" – "неудовлетворительно". Единица практически не используется: можно сказать, что система четырехбалльная. В Англии – буквенная. Англичане взяли первые 5 букв алфавита "A"," B", "C", "D", "E": "A" – отлично, "E" – "неуд".
У остальных стран свои системы оценивания. Например, в Даниии в ходе реформы 2007 года министерство выкинуло из 13–балльной системы "лишнее" и получилось следующее: "12", "10", "7", "4", "02", "00", "–3". Где "00" и "–3" – "неуды". А в Болгарии интересная традиция. Система 6–балльная, где "2" – "неуд", а "1" ставят тем, кто списывает.
100% попадание
В основном в мире распространены такие системы: 5–балльная, 20–балльная и 100%–балльная. Мы использовали данные сайта Министерства образования и науки РФ и составили список наиболее популярных из них:
1. 100%–балльная. 15 стран. Среди них Израиль, Китай, Япония.
2. 20–балльная шкала в 10 странах. В их число входят Франция, Ливан, южный Кипр. Греция тоже входит в их число, с одной поправкой. В 20-балльной системе десятичные числа используются наряду с остальными. Например, 10,5. Это похоже на наши плюсы и минусы у оценки.
3. 5–балльная система. 8 стран. Из них можно выделить Россию, Грузию, Польшу. А Мьянма, как и Греция, добавляет 0,5 к оценкам.
Распространенный не значит лучший
О какой бы стране мы ни говорили, везде одни и те же проблемы:
– оценки помогают родителям и учителям манипулировать детьми
– оценка характеризует ребенка, а не показывает уровень знаний
В младшей школе ученик входит в тему образования, и ему все равно какую оценку он получает. Это происходит потому, что он не понимает до конца значение двойки или пятерки. Для школьника они равнозначны. Поэтому в первых классах оценки отменили вообще. Переход из дошкольного образования в школьную систему стал мягче.
Кто прекрасно понимает, чего стоит каждая оценка, так это родители и учителя. Они начинают манипулировать детьми, чтобы ребята выходили на нужный уровень. Родители обещают новый велосипед и грозят им же, когда школьник приносит двойки. Родственники не спрашивают его: "Что ты узнал?". Чаще звучит вопрос: "Что получил?" Здесь до ребенка начинает доходить: "Похоже, двойки – это плохо, а пятерки – велосипед". Школьнику, как и его родителям, становится важна оценка, а не знания.
К средней школе ученик полностью зависим от системы оценивания. Плюс, впереди вырисовывается ГИА, а в старшей школе – ЕГЭ и аттестат. Ученику не хочется, чтобы двойки портили всю картину, даже если предмет не нужен ему для поступления.
Оценка - приговор
Часто за учеником закрепляется статус в виде оценки. "Да, Василий – отличник, а Диана – двоечница". Такая характеристика оценивает уже не знания, а человека. Эти маркеры мешают, а иногда и вовсе портят жизнь. Человек сам начинает верить в этот ярлык. Он так и думает: "Я – двоечник, поэтому в хороший вуз я не поступлю и больших денег не заработаю".
С отличником другая тема. В психологии даже есть термин "синдром отличника". Ребенок за 11 лет закрепил за собой "звание" пятерочника, и любая ошибка вгоняет его в депрессию. Это касается и знаний, и действий. Отсюда неуверенность в себе и перепады настроения.
Где бы человек ни учился – в школе, колледже или институте – оценка должна быть показателем знаний. В мире существует много оценочных систем, но пока что ни одна не справляется с этой задачей. Интересно, что было бы, если бы однажды отменили оценки вообще?