Третьяковская галерея предлагает взглянуть на период отечественной истории от революции 1917 года до 1980-х годов глазами мастеров графики XX века. Представленные на выставке работы объединены темой интерьера.
Проблема «квартирного вопроса» была описана Булгаковым еще в первой половине XX века, но со временем не потеряла своей остроты. Конфискации и уплотнение квартир, идеи «нового быта», создание общежитий и раздача государственных квартир за заслуги, программа решения жилищного вопроса во время оттепели приводили к серьезному переосмыслению понятий «домашний уют», «быт», «личное пространство».
Некоторые работы прошли реставрацию, другие никогда до этого не входили в состав сменных экспозиций. Выставочное пространство разделено на два зала. В первом посетители увидят среду, в которой протекала жизнь людей довоенной России, во втором они перенесутся в послевоенную эпоху.
В экспозиции выделены тематические блоки, охватывающие определенные временные отрезки. Так, период с 1917-го по 1920-е годы – наиболее тревожный период разрушения старых идей – представлен затемненными пространствами Г.С. Верейского, окутанными сумеречной дымкой интерьерами Н.Н. Купреянова. В эпоху 1920–1930-х им на смену приходят образы «нового быта». А.А. Дейнека и В.И. Люшин изображали «стерильные» интерьеры, в которые помещали как положительных, так и отрицательных персонажей. В годы Великой Отечественной войны главными героями стали самые обычные предметы – символы мирной жизни, с помощью которых художники смогли выразить надежду на окончание войны и на возвращение к стабильной жизни.
В более поздних произведениях ощущаются тепло и уют первых собственных квартир. Начиная с эпохи оттепели в работах появляется гораздо больше свободы и ярких красок. Десятилетием позже станет слышен и голос «маленького человека» с его личными переживаниями. Так, в работах В.Е. Попкова звучит грусть по уходящим деревням: много путешествовавший художник не мог не видеть, как вместе с молодыми людьми из деревни уезжает и ее будущее.
Спокойные интерьеры Т.В. Шишмарёвой залиты светом. Резким контрастом к ним смотрятся работы К.С. Мамонова. Кажется, что художник выплескивал всю накопившуюся за долгие годы боль в будто «взбесившееся» пространство своих интерьеров.
Выставка адресована внимательному, вдумчивому зрителю: графика всегда очень камерна, даже интимна. Вместе с личной проблематикой сюжета, она обеспечивает максимальное погружение в чувства художников, заставляя сопереживать им.
Выставка открыта с 16 сентября 2016 по 29 января 2017 года.
Адрес: Крымский Вал, 10, залы 21–22