Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Bauskas iela 58A - 7 Rīga, LV-1004

Молоко – это не просто еда

В своих лекциях и публикациях инженер-аграрий Эрик Бирло часто задается вопросом, каким образом связаны между собой еда и культура. Он считает, что употребление молока – это не просто процесс утоления жажды и голода, это – нечто большее, сакральный акт, который несет в себе множество смыслов. Молоко – первая пища, которая дается новорожденным. В этом его уникальность. Молоко ассоциируется с жизнью, а белый цвет олицетворяет невинность и чистоту. Именно этим объясняется огромное количество мифов и символов, связанных с молоком.

Молоко


В последние годы в СМИ, блогах и социальных сетях появляется все больше информации о том, что употребление молока вредно для здоровья. «Однако молоко, – отмечает Эрик, – не единственный продукт, который подвергается разного рода нападкам. Такое происходит со многими продуктами животного происхождения, когда люди начинают ставить под сомнение принцип использования животных в качестве еды. Например, когда в обществе активно продвигаются идеи веганства и вегетарианства.

Кроме того, складывается впечатление, что в последние годы люди специально ищут что-то, чего следует бояться. Этот процесс распространяется и на еду – люди становятся ужасно подозрительными. В условиях, когда выбор огромен, а источников информации огромное множество, мы всегда будем недовольны ответами на наши вопросы. Мы слышим сотни противоречивых заявлений – и начинаем сомневаться».

Однако недоверие к молоку не является чем-то новым. И тем более, недоверие к молоку не является следствием каких-то научных изысканий, доказывающих, что молоко вредно. Недоверие к молоку, а точнее сомнения на его счет имеют более сложное происхождение – историческое, географическое, религиозное, мифическое…

Молоко


Молоко определяет географические границы


А что если неприятие молока, подозрительное отношение к нему были вызваны страхом перед неизвестным? Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывает варваров, живущих за пределами Римской империи как «мясоедов и пьющих молоко». «На самом деле, – объясняет Эрик, – за пределами северных границ Римской империи люди ели мясо и пили молоко, в первую очередь, из-за климата. Он был мягче и влажнее в Галлии, и погода была идеальной для пастбищ и содержания животных.

В колыбели цивилизации, в Риме, который лежал южнее, в засушливых районах, люди могли содержать только по несколько коз или овец. Такой теплый и сухой климат также не подходил для хранения молока, которое быстро портилось. Вот почему в Древнем Риме общество было ориентировано в большей степени на пищу растительного происхождения». И именно поэтому соседи воспринимались римлянами как варвары, которые употребляют такую странную пищу.

Молоко определяет социальные границы


Еда – один из способов показать свою уникальность. Как язык или религия, пища – один из способов маркировки личности. «Мы то, что мы едим, поэтому французы называют англичан «ростбифами», а итальянцев – «макаронниками», а те в свою очередь называют французов «лягушатниками». Неужели еда настолько глубоко связана с нами, что стала составной частью самого нашего бытия?» – задается вопросом Эрик.

В Средние века считалось, что взрослым молоко не нужно. Молоко предназначалось для детей и пожилых людей – то есть для слабых. Молодые мужчины ели мясо, чтобы развить силу и ловкость, которыми обладают животные.

«Представители знати в средние века ели почти исключительно только мясо и птицу, в то время как овощи и молоко рассматривались как пища для крестьян, которые обрабатывали их земли. Еда являлась показателем социального статуса. Мясо – для знати, а молоко и овощи – для крестьян».

Молоко


Молоко – нечто божественное


Процесс употребления молока имеет не только социальные и экономические аспекты. Религиозная составляющая процесса употребления молока очень велика. Возможно, именно эта составляющая рождает больше всего каких-то подсознательных вопросов, на которые трудно ответить, и которые не позволяют воспринимать молоко в качестве обычной пищи, а следовательно – бездумно включать его в рацион.

В древние времена, Поппеа, жена императора Нерона, а также царица Египта Клеопатра принимали ванные, наполненные ослиным молоком. Этот процесс был не просто демонстрацией роскоши – молоко считалось эликсиром молодости. Как самая первая пища, как нечто, ассоциирующееся с чистотой и молодостью, молоко часто использовалось в Древнем Египте в качестве подношения богам.

«Молоко рассматривается как источник жизни в ряде основополагающих мифов, – рассказывает Эрик. – В индуизме, например, считается, что Вселенная была создана из океана молока. И это не случайно. Люди, которые колонизировали север Индии во втором тысячелетии до нашей эры и принесли этот миф с собой, были кочевниками – скотоводами».

Слово «галактика» происходит от греческого «гала», что означает «молоко».

Геракл, герой греческой мифологии, пил молоко жены Зевса Геры – это должно было дать ему бессмертие.

Брызнувшая из груди богини струя молока превратилась в Млечный Путь.

Зевс в младенчестве был вскормлен молоком козы Амальтеи.

Основатели Рима Ромул и Рем были выкормлены волчицей, которая до сих пор считается символом Вечного города.

Все вышеперечисленные причины влияют на восприятие молока и молочных продуктов до сих пор. Молоко оставило слишком заметный след в культуре, чтобы восприниматься как заурядный продукт питания. И именно поэтому споры вокруг молока не утихают ни на один день.

«Даже во Франции в настоящее время, – говорит Эрик, – потребление молока – больше, чем простое утоление голода». Исследования показывают, что французы очень любят молочные продукты, особенно, сыр. По данным Международной молочной федерации, французы съедают 26 килограммов сыра на человека в год, что значительно выше среднего показателя по Европе, который составляет 17 килограммов. Причины, по которым французы так любят сыр, Федерация не называет. «Однако можно предположить, что привязанность к сыру объясняется не простой потребностью в продукте, а в большей степени какими-то культурными аспектами: удовольствием от его употребления, гастрономическими традициями, даже явлением, которое носит название terroir (аутентичный и традиционный образ жизни)».
23.12.2015 14:32:29

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок

Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!