Круизный лайнер – это целый плавающий остров развлечений: кинотеатры, казино, бассейны, спа-салоны… На сегодняшний день одним из самых больших и шикарных считается лайнер Regal Princess. Панорамный туннель над морем со стеклянным полом на верхней палубе, вечернее шоу фонтанов, бассейны «только для взрослых» с уютными массажными шатрами и плюшевыми лежаками, самый большой в мире круизный кинотеатр под открытым небом, – далеко не полный перечень инноваций на этом лайнере.
Но главное во всей этой программе отдыха, конечно же, еда. А главный человек корабля на ряду с капитаном, конечно же, шеф-повар. Несколько раз в день он обходит палубы и общается с гостями, чтобы узнать, в каком виде они хотят увидеть завтра, скажем, лобстеров или креветок в меню. На борту лайнера есть рестораны на любой вкус – французские, итальянские, карибские и даже молекулярная кухня.
Меню здесь разделено на две части: слева классические блюда (то есть французская кухня), справа – экспериментальные, которые меняются каждый день. В зале каждого ресторана работают повара и сомелье, которые помогают определиться с блюдами и дают свои подсказки к меню. На шее каждого такого корабельного повара есть платок, цвет которого выступает как маркер уровня его профессионализма: зеленый, например, означает средний уровень. Система уровней идет по возрастанию: желтый, красный, зеленый, темно-голубой и черный. Высшая степень – не носить платка вообще, что может позволить себе только шеф-повар.
Некоторые рестораны занимают два, а то и три этажа, так что периодически поварам приходится перемещаться между ними на лифте. Камбуз (или корабельная кухня) внешне схожа со среднестатистической кухней любого ресторана: металлические поверхности, холодный свет, большое количество ковшей и сотейников, дым и пар. Но самая очевидная разница – в масштабах.
Главный камбуз – это целая система цехов, состоящих из таких типовых кухонь. Оборудование специальное: никакого газа, только электричество, везде герметичные и плотные дверцы, иногда даже замки, котлы для супов снабжены крепко привинченными к полу ножками и металлическими крышками. Все создано продуманно и с учетом качки: ничто не должно опрокинуться или разлиться.
Обучает пользоваться новоприбывших поваров всей этой техникой специальный менеджер. С качкой на корабле связаны и особые правила техники безопасности во время работы с ножом, – делать это можно только на расставленных на уровень плеч ногах, руки обязательно в металлических перчатках, какие на обычных кухнях используют для работы со слайсером.
Всего на лайнере работает около 1 000 поваров. Для команды есть свой ресторан, который поделен на три разные зоны с тремя разными концепциями: фастфуд, здоровая пища и интернациональная кухня, так что к процессу питания сотрудников здесь относятся очень внимательно.
Не меньше внимания уделяется и порядку на кухне. Посудомоечные машины похожи на растянутые терминалы осмотра багажа в аэропортах. Одна машина – для посуды, другая – для столовых приборов. Мойка происходит в два этапа, а занимает всего четыре минуты! Кроме того, генеральная уборка в кухонных помещениях происходит здесь дважды в день, и это, не считая мытья рабочих поверхностей каждый час. После такого неудивительно, почему все светится и сверкает.
Святая святых департамента еды всего корабля – это хранилище. Оно занимает половину палубы и пересечено коридором, который здесь называют дорогой I-95, по ассоциации с межштатной магистралью в США, самой длинной в стране и проходящей через 15 штатов с севера на юг. Местная I-95 проходит через 21 холодильник, за состоянием которых следит отдельная команда. У каждой морозилки свое предназначение: для рыбы, для мяса, для фруктов и овощей, даже специальный холодильник для бананов с картошкой, которые хранятся вместе, потому что им нужна одинаковая, но отличная от других овощей и фруктов температура.
Самое главное санитарное требование здесь – вся еда, которая лежит на шведском столе больше четырех часов, выбрасывается, но по-умному: специальное оборудование превращает всю органику во что-то вроде большого пюре. Дальше с этим пюре поступают в зависимости от ситуации и от нужд корабля. Иногда выбрасывают в воду, иногда, если заходят в порт, отдают фермерам для удобрений, а иногда сжигают и перерабатывают в энергию, на которой плывет лайнер, а вместе с ним плывут 1 500 тонн замороженной говядины, 6 000 000 свежих куриных яиц, 3 000 000 бутылок молока. И, конечно же, масса впечатлений!
Пуститься в увлекательное путешествие по самым большим и интересным кухням мира можно будет, не выходя из дома, 22 августа в 18:00 на телеканале Travel Channel.