Любопытному Чевостику не сидится на месте и он вместе с дядей Кузей решил отправиться в новое путешествие — в мир увлекательной химии. [ссылка-1]
Он давно хотел узнать ответы на много-много неожиданных вопросов. Например: из чего состоит всё вокруг? Что получится, если сварить песок? Что общего между стержнем карандаша и бриллиантом?
В путь!
Остановка № 1. Что такое химия?
— Чевостик, сегодня мы узнаем много новых слов. Первое слово — химия. Это наука. Удивительная и необходимая. Она изучает превращения одних веществ в другие.
— Превращения — это я понимаю. А что такое вещества?
— Вещества — это то, из чего состоит всё вокруг. Веществ на свете очень много. В стакан налито вещество вода. А название вещества, из которого сделан стакан — стекло.
— А в сахарнице — вещество сахар. Оказывается, я про вещества давным-давно знаю! Но никогда не догадывался, что они могут превращаться друг в друга. Дядя Кузя, если вода замёрзнет и получится лёд, это будет химическое превращение?
— Нет. Лёд — это та же самая вода, только замёрзшая. Химия изучает другие превращения, те, в которых получается что-то новое. Мы с ними постоянно сталкиваемся: положили в костёр ветку, она сгорела — из древесины получилась зола. Оставили железную вещь в сырости, и она покрылась ржавчиной.
Остановка № 2. Мастерская стекловара
А пока мы экспериментировали, Чевостик переместился во времени и отправился в гости к древнему стекловару, чтобы узнать, из чего получается стекло.
Подсказка родителям: Чтобы пробудить любопытство ребенка, попробуйте вместе сделать сладкое стекло.
Остановка № 3. Эксперименты на кухне
Как необычно! Мы дома, но наше путешествие продолжается!
— Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды.
— Смотри, жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки газа углерода.
— Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
— Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит — тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле — алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название — углекислый газ.
— Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
— Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи. Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным.
Остановка № 4. Какие все элементы разные!
— Хлор тоже очень любит вступать во всякие реакции. Поэтому в природе в чистом виде его не найти — он обязательно уже успел соединиться с каким-нибудь другим элементом. Реакции калия и натрия с водой выглядят совсем по-разному.
— Хлор похож на человека, у которого много друзей — он не любит быть один.
— Хорошее сравнение. Среди элементов есть и такие, которые ни с кем не хотят дружить. Элемент золото редко вступает в химические реакции, поэтому золотые монеты и украшения не портятся от времени. Но самый одинокий элемент — это гелий: что с ним ни делай, он упорно отказывается с кем-либо соединяться! Зато газ гелий приносит радость ребятишкам — им наполняют воздушные шары. Гелий легче воздуха, поэтому, если отпустить нитку, шарик улетит в небо.
— Какие же все элементы разные: хлор дружит почти со всеми элементами, а гелию никто не нужен, ему и одному хорошо. У каждого элемента свой характер!
Хотите узнать больше? Тогда вперед — в мир увлекательной химии. [ссылка-2]
Неожиданные детские вопросы и интересные эксперименты — "Увлекательная химия с Чевостиком"
17.10.2014 14:49:30