Зачем ребенку музыка? Часть 1

Итак, у вашего 3-х, 4-х летнего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже — отвести его в музыкальную школу. При этом надеетесь, что ваш ребёнок станет музыкантом или композитором. На худой конец, учителем музыкальной школы или будет играть в оркестре. А теперь представим, что всё сложится не совсем так...

Как музыка влияет на детей

Что, если из вашего ребёнка не получится музыканта, и он в будущем выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще — нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?

Обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. А.В.Луначарский, первый нарком просвещения первого социалистического государства, наломавший немало дров, но и сделавший много хорошего, сказал мудрые слова: "Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий". То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.

Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек — музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. С воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о "ножницах" между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.

"Опасность не в том,- писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов,- что машины начнут думать по- человечски, а в том, что человек начнёт думать, как машина". Если ребёнка не воспитать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать.

Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о развитии духовного мира ребёнка. И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский (в советские времена его не вполне заслуженно вознесли на пьедестал большого учёного, но практик он был блестящий), опрашивая подростков в колонии для несовершеннолетьних, обратил внимание, что они, в подавляющем большинстве своём, не любили серьёзной музыки. Думаем, что это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно-эмоциональной сферы и, как это ни странно звучит, потеря интереса молодёжи к серьёзной музыке и возросший во всём мире уровень подростковой преступности — звенья одной цепи.

Чтобы не рос злым...

Далеко не все верят в такую возможность. "Вряд ли,- возражал наш знакомый, физик по профессии, отец двух детей. — воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не несущие конкретной информации. Что-то верится с трудом..." Попробуем разобраться...

Восьмидесяти двум родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задали вопрос: "Зачем вы учите ребёнка музыке?". Попросили выделить главную причину. Шестнадцать ответили: "Чтобы умел на инструменте играть". Двадцать один — "для общего развития". Тридцать шесть — "хотим, чтобы стал музыкантом". Восемь — "чтобы полюбил музыку". А один папа написал: "Чтобы не рос злым".

Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

Музыка учит эмоциональной культуре

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. "Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны,- писал известный американский педагог Б.Спок. — Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми". Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.

Семилетняя девчушка играет пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.Чайковского, и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.

Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Шумана "Первая утрата", нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички, папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют.

Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.



Древние о воздействии музыки на человека

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. "Смешивая различные мелодии, как лекарства,- свидетельствует его современник, — он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели".

Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали "целебные составы" мелодий танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Здесь перенесёмся на минутку в наше время и заметим, что свобода музыкального выражения на сегодняшней телевизионной эстраде, выражаясь языком пифагорейцев, далеко не всегда способствует правильному подбору этих мелодий и порой носит не "целебный", но "вредящий" характер.

Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что "...ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой".

Мысль Платона развил Аристотель: "Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику? Что музыка влияет на моральные качества, доказывает, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике".

Древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Известно, например, что Конфуций играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности.

Избегать музыки, оказывающей "вредное влияние"

Если перевести выше сказанное на современный язык, то получается мысль абсолютно практически применимая, даже утилитарная: песни, мелодии, гармонии не набор звуков, а особый язык. Язык эмоционального выражения. А также средство воспитания. В нашем контексте — эмоционального и нравственного. И языком этим надо пользоваться умело, не пуская дело на самотёк. Другими словами, воздействие музыки может быть не только положительным, но и отрицательным.

Отсюда следует, что как существуют запреты на определённые слова, например, призывающие к национальной нетерпимости или насилию, точно также должен быть запрет на определённые звуки и гармонии. А именно на те, которые оказывают на человека, по выражению Пифагора, "вредное влияние".

А то, что такие звуки и гармонии существуют, несомненно. Не случайно возле залов, где выступают некоторые музыкальные группы, например, исполняющие "тяжёлый рок", дежурят усиленные наряды милиции. После подобных концертов у публики, особенно у молодёжи и подростков, психика которых легко ранима и поддаётся наибольшему влиянию, резко возрастает агрессивность.

Другое дело — не совсем понятно, кто будет эти запреты осуществлять. Ясно только, что это должны быть не чиновники, даже самые высокопоставленные, а специалисты. Психологи, педагоги, музыканты.

Иногда, слушая радио или телевизионные программы, складывается ощущение, что в Древней Греции понимали значение музыкального воспитания лучше, чем в сегодняшнем мире. Музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, кифаре, флейте, хоровое пение) ещё со времён Солона вошли в программу древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, прямота, мужество.

Занятия музыкой приучают к труду

Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно. Необходимо умение концентрировать внимание.

Написали и вспомнили притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один — посредственный скрипач-оркестрант. В течении нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали о методе Паганини, он был краток: "Паганини научил меня концентрации внимания".

Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодятся не только музыканту, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если ваш ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведённое за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни — сосредоточенно и много трудиться.

Занятия музыкой развивают координацию

Исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах (особенно на струнных и клавишных), улучшается координация движений, мелкая моторика рук. Это не удивительно. При игре и пальцы, и вся рука делают множество движений, в том числе очень мелких. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения. Играют с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и в разном темпе. Всё это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями. Развивает пространственное мышление.

Анатолий Зак, детский психолог,
Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Зачем ребенку музыка? Часть 1"

Вы не авторизованы.

Я сама в детстве закончила музыкальную школу. Да, действительно, она научила меня концентрации внимания, умению планировать время. Но минусом явилось то, что на в физическое развитие, и даже просто на ежедневные прогулки времени не оставалось, а отсюда - проблемы со здоровьем. У меня растут две дочери, и обеих прекрасный слух и голос. Но отдать их в музыкалку в том виде, как это было у меня, - рука не поднимается:( И у многих моих знакомых, кто в детстве учился в музыкальной школе, стойкое нежелание отдавать туда своих детей.
2010-03-24, Надин.
Сама закончила музыкалку при местном музучилище.
В 11 классе выбрала технВУЗ, хотя могла без проблем продолжать музыкальное образование.
Да, развитие было.
Была возможная близорукость по наследству (отец носил очки), она реализовалась.
Дочку хочу отдать только в хор ...
2010-03-30, без реги здесь
Поделитесь:

24.03.2010
Обновлено 26.02.2019
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Как приобщать ребенка к классической музыке
Как приобщать ребенка к классической музыке
Какую музыку слушать с ребенком дома и когда начать "выходить в свет"
Как учиться музыке с удовольствием: 6 секретов
Как учиться музыке с удовольствием: 6 секретов
Как сделать обучение музыке приятным и интересным
Чему учит музыка
Чему учит музыка
Занятия музыкой способны помочь освоить общеобразовательные школьные дисциплины.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!