Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно.
Эффективный способ развития лидерского потенциала
Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый ученик стал прилежным, он должен быть поставлен в такую (или такие) ситуацию, при которой он имел бы успех от прилежания, пережил бы чувство удовлетворения и тем самым изменил бы свою позицию. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.
Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и (или) воспроизведения информации. Начинать следует с самых элементарных игр. Основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: "Я сам!", "У меня получается!", "Я могу!". Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их. Когда чувство уверенности у ребенка начнет укрепляться, целесообразно постепенно наращивать уровень сложности заданий, сообщая об этом детям после того, как они достигнут успеха в более сложных видах деятельности ("Это было не просто, но ты справился!").
Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то среди детей (среди друзей, детей-ровесников или в группе детского сада) можно организовать "Конкурс талантов", в котором каждый ребенок получит медаль, например. "Лучший поэт", "Лучший художник", "Лучший танцор", "Лучший певец", "Лучший архитектор", "Лучший счетовод" и т. п. Подводя итоги конкурса, необходимо дать детям задание определить победители). Каждый ребенок начнет показывать свою медаль "Лучший..." и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение, подчеркнуть его справедливость и задать детям ряд вопросов:
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Почему приятно быть победителем?
- Как вы считаете, почему именно Саша стал "Лучшим художником"?
- Вам понравился "Конкурс талантов"? Почему?
- Хотите ли вы в будущем побеждать: быть лучшим учеником в школе, лучшим игроком, лучшим другом, лучшим в будущей профессии и т. д.?
В процессе такой беседы дети услышат от сверстников много положительных отзывов о себе и в то же время постараются сами указать на достоинства каждого сверстника. В итоге возрастет самоценность каждого ребенка не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников.
Детям, естественно, понравится быть в роли победителя, и каждый будет стремиться быть первым везде и во всем. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому необходимо провести с детьми беседу на тему "Сегодня — побежденный, завтра — победитель". Дети должны понять, что к неудачам надо относиться с юмором. Отрицательный результат — тоже результат. Таким образом, выясняются условия, препятствующие достижению верного результата, успеха в деятельности. Можно рассказать детям о нескольких ученых и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.
Высокое качество проведенной подготовительной работы во многом определит отношение детей к переживанию успехов и неудач в процессе поиска выхода из проблемных ситуаций. Для развития лидерских качеств можно выбрать трудовую или игровую деятельность, можно организовать тренинги по копированию и тренировке лидерского поведения на основе повторения показанного образца, можно разнообразить и усложнить игры-соревнования, однако, с нашей точки зрения, наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации.
Дети, не имея заранее известного алгоритма решения проблем, при столкновении с реальными проблемами и необходимостью решить их собственными силами проявляют беспомощность. Чем меньше у ребенка развита способность справляться с непоставленными и поставленными задачами, тем большие сложности и отрицательные эмоции он испытывает. В то же время возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно. Таким образом выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.
Организовывая деятельность, требующую от детей проявления поисковой активности, следует помнить о следующем:
- В ходе исследования избегать оценки детских идей, критики, директивных приемов, проявлять терпимость к ошибкам детей в процессе поиска собственного решения.
- Проявлять действительный интерес к любой активности ребенка, уметь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
- Предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.
- Заканчивать исследование и обсуждение решаемой проблемы до проявления признаков потери интереса к ней.
- Подводить итоги исследования.
- Учитывать эмоциональное отношение детей к предлагаемым заданиям. "Трудно ли было догадаться до правильного решения? Что было самым трудным? Что легко получалось? Почему? Понравился ли вам эксперимент? Что вы узнали нового? Хотите еще что-нибудь исследовать?"
Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируются с младенчества. Развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Таким образом, каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения разнообразного жизненного опыта и профессионального мастерства. Главная сложность состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и особенно для будущей профессиональной деятельности.