Чтобы музыка воспринималась глубже, стала
Музыка в мультфильме
Такая среда — мультфильмы. Согласитесь, что мультфильмы дети этого возраста (
Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей к восприятию музыки и развитию хорошего вкуса.
Слушаем звуки природы
Это тоже один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: "Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво". Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.
Размышления и разговоры о музыке в виде игры
Дети от пяти до семи лет не способны долго концентрироваться на
Игра "Выбираем, рассказываем, рисуем"
Участники: Сергей, 6 лет. Маша, 7 лет. Если играет один ребёнок, то в случае правильного ответа он получает очко. Если неправильный — вы. Оба ребёнка полгода занимаются в музыкальной школе на фортепиано. Сергей — живчик, непоседа. Любит петь. Маша — спокойная несколько флегматичная. Поёт неохотно.
Игра заключается в том, что ребёнок должен ответить на вопрос "О чем говорит музыка", выбрав предлагаемый взрослыми вариант. А потом правильно ответить на другие вопросы. Можете предложить для выбора два-три или более вариантов. Музыка для слушания должна быть живописной, ясной, выразительной. Ну, например, такой как увертюра М.Мусоргского к опере "Хованщина" "Рассвет над Москвой-рекой". Напоминаем, что слушаем небольшой кусок увертюры.
Рассказывает один из авторов, проводивший игру. "Я начал с вопроса:
— Кто когда-нибудь видел восход или закат солнца?
— Я видел закат.
— Я тоже видела.
— Это красиво?
— Да.
— Как это происходило?
— Сначала солнце стало красное и большое, — сказала Маша.
— Солнце было близко. А потом уходило вниз. Всё ниже и ниже. За Землю. Пока совсем не ушло, — добавил Сережа.
Всё кругом стало тоже красное, — уточнила Маша.
— Жалко, что вы не видели восход солнца. Это тоже очень красиво. Проснитесь когда-нибудь пораньше. Особенно, если вы будете жить летом в деревне. И вы тоже увидите. Сначала ещё солнца не видно, но всё вокруг понемножку светлеет. Просыпаются и начинают петь птицы. Всё громче и громче. Если небо облачное, то облака окрашены в разные цвета. Постепенно, медленно всё солнце выходит
— А сейчас начнется игра. Я включу музыку. Она продлится 5 минут. Это очень красивая музыка. Вы должны определить, что она изображает — закат солнца или восход. А потом рассказать, почему вы так решили.
Звучит музыка Мусоргского. Ребята
Когда музыка окончилась, Сергей и Маша заявили в один голос: "Это восход".
— Молодцы. Правильно. Вы получаете одно очко. Второе очко заработает тот, кто сумеет рассказать, почему он решил, что музыка отражает восход, а не закат.
— Потому что музыка становится всё громче и громче. А когда закат, она должна быть тише и тише, — говорит Сергей.
— А ты, Маша, как считаешь?
— Потому что слышно, как начинают петь птицы.
— Я услышал, как сначала было холодно, а потом стало теплей, — подтверждает Сережа.
— Очень хорошо. Молодцы. Получаете ещё по одному очку. Вы очень правильно услышали музыку. Она так и называется "Рассвет над Москвой-рекой". Это увертюра к опере русского композитора Модеста Мусоргского "Хованщина" Чтобы получить третье очко, надо нарисовать эту музыку.
Серёжа и Маша рисуют примерно одинаковый сюжет: река, деревья, на деревьях птицы.
Через несколько дней Маша и Серёжа (независимо друг от друга) попросили ещё раз послушать, как выразился Серёжа, "музыку про солнце". На этот раз они слушали более внимательно и комментировали более подробно: "Вот, видишь,- говорил Сергей, — солнце поднимается. Птички начинают петь. А это уже солнце стоит высоко и стало тепло ". Маша согласно кивала головой.
Выбираем название
Один из вариантов предыдущей игры. Участникам из
Для этой игры хорошо подходят пьесы из "Детского альбома" Чайковского, Шумана, многие пьесы Гречанинова, Бетховена, Моцарта и др.
Чтобы усилить восприятие от программной музыки, можно задавать вопросы, которые подводили бы детей к аналогичной или близкой ситуации. Ситуации, которая, возможно, имела место в их жизни. Например, всё та же пьеса Шумана "Первая утрата".
Мы спросили юных слушателей, (уже упомянутых Машу и Серёжу) помнят ли они свою первую утрату. Ребята поделились своим опытом в отношении "утрат".
Сережа: "Когда я был маленьким, уже давно, наверно, год назад, я потерял футбольный мяч. Настоящий, кожаный. Мне его подарили на день рождения, и я вынес во двор. Мы играли в футбол с большими ребятами, а потом меня позвали домой. Про мяч я забыл. Когда вспомнил, все ребята уже ушли. И мяч
Маша: "Я много чего теряла и какая была „первая утрата“, не помню. Недавно потеряла куклу. Очень хорошую, большую, закрывающую глаза. Это было на детской площадке. Кукла лежала на скамейке. А я каталась с горки. Когда пришла, куклы уже не было. Может, быть кто-нибудь украл. А, может,
Выбираем эмоции
Интересный вариант игры связан с выбором настроения, соответствующего той или иной музыке. Ребёнок слушает небольшой музыкальный отрывок. Он должен выбрать из трёх-четырёх названий: "грустная", "весёлая", "спокойная", "взволнованная" и т.п. Как и в предыдущих играх, за правильный ответ очко получает ребёнок. За неправильный — вы. Иногда среди вариантов правильного ответа может быть не одно, а два и даже три названия. Например: "спокойная", "грустная". Или "взволнованная", "радостная". Каждый правильный выбор даёт участнику одно очко.
Придумываем название
Дети придумывают три-четыре названия к прослушиваемому отрывку, которые соответствовали бы характеру музыки. Например, Маша и Сергей придумали на весёлую мелодию "Полька" Глинки такие названия: "Весёлый день", "Начинаются каникулы", "Папа приехал" (придумала Маша, у которой папа часто уезжает в командировки), "День рождения" и др.
Все эти игры не только развивает фантазию, но и приучают к мысли, что музыка способна многое выразить, формируют восприятие, учат говорить, размышлять о музыке.
Оценка музыки
Это один из самых сложных, можно сказать, конечных результатов формирования музыкального вкуса. Ребёнок рассматриваемого возраста с развитым музыкальным вкусом не только отвечает на вопрос "Нравится ли эта музыка?", но и объясняет, почему. Мы задали три вопроса 12 ученикам первого класса
- Понравилась ли музыка?
- Почему?
- О чём эта музыка?
Всем детям музыка понравилась. Вот несколько наиболее интересных ответов.
Андрей К., 6 лет: "Музыка очень светлая. Хочется петь и кричать".
Света Б., 7 лет: "Я когда слушала, улыбалась. Потому что было хорошо".
Гриша, 7 лет: "Я видел луг в деревне. Много солнца и цветов".
Таня, 5 лет: "Это похоже на радугу".
Расширить словарный запас
Дети оценивают музыку, используя собственный жизненный опыт и доступный им словарный запас. Последнее обстоятельство существенно ограничивает их возможности рассказать о музыке, и потому родители могут, рассказывая о своих впечатлениях от музыки, этот запас расширить. Поможет, как обычно, игра.
Игра "Кто больше придумает слов"
Несколько общих советов.
- Найдите подходящее время для слушания музыки. Это не должно быть жёстко определённое время, удобное вам. Например, если ребёнок смотрит интересный мультик, а вы сразу выключаете телевизор ("Всё! Время слушать музыку"), любая музыка покажется ему плохой и скучной. Надо предварительно подготовить малыша. Иногда лучшим оказывается время перед сном, когда ребёнок уже лежит в кровати, и вы никуда не торопитесь.
- Как мы уже упоминали, слушание музыки не должно длиться более
5-10 минут. - Если музыка, даже безусловно прекрасная, ребёнку не нравится, не стоит доказывать обратное. Это произведёт обратный эффект. Возможно, позже малыш сам сможет её оценить.
- Если играете с ребёнком в игру, не забывайте время от времени проигрывать.
Развитие хорошего музыкального вкуса это, пожалуй, основная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу имеет смысл подойти с особой серьёзностью. Выражаясь несколько высокопарно, но, не уходя далеко от истины, закончим так: от хорошего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.