Успешность школьной карьеры во многом зависит от её хорошего начала. Наша задача как родителей - помочь ребёнку адаптироваться в новой, непривычной и, зачастую, травмирующей обстановке. Сразу оговоримся, что способ справляться с трудностями различен у разных типов малышей (как, впрочем, и всех людей). Я постараюсь описать здесь несколько самых ярких.
Медленно приспосабливающийся (копуша)
Это те дети, которые постоянно слышат от взрослых: "Давай быстрей, что ты там застрял!" и так далее. Основная их проблема - они медленно перестраиваются. Для такого малыша невыносимы изменения привычного расписания (например, вы поехали в гости, и он лишился дневного сна), внезапные перемены планов (собирались в цирк, но не оказалось билетов, и пришлось идти в театр), незнакомые люди и предметы вызывают не любопытство, а чувство, близкое к панике.
Если в этом описании вы узнали собственное чадо, то основным вашим действием должны стать предусмотрительность и предупреждение стрессовых ситуаций. Проговаривайте с малышом возможные варианты развития событий, например: "Если мы придём в "Макдоналдс", а там будет большая очередь - что мы сделаем?". Когда ребёнок "морально готов" к изменениям, они легче переносятся.
Всё вышесказанное в равной степени относится и к школе. Сходите туда перед Первым сентября, загляните в класс, познакомьтесь с учительницей, несколько раз пройдите дорогу к школе. И самое главное - говорите с ним о том, что его ждёт. Анекдот про Вовочку, который не знал, что в школу придётся ходить каждый день - это грустная история несадовского ребёнка (садовские обычно знают, что в школу ходят регулярно). Проиграйте с "копушей" его действия на перемене, во время завтрака, на прогулке. Тогда школьные будни покажутся ему хорошо знакомыми.
Энергичный ("электровеник")
Совсем необязательно, чтобы это был мальчик. Даже если оно (чадо) читает, то это выглядит как приплясывание и подпрыгивание вокруг книжки. За обеденным столом ребёнок скорее отсутствует, отбегая то в туалет, то за игрушкой, то водички налить. Кнопка "СТОП" у таких детей не предусмотрена проектом.
Вам придётся позаботиться о выборе учительницы. Она должна спокойно относиться к тому, что ваш малыш будет висеть над партой в знак того, что он знает ответ на вопрос, позволять ему выходить во время урока в туалет, давать мелкие поручения типа "сбегай на первый этаж, посмотри на больших часах, сколько времени". Это не нарушение режима и не создание отдельных условий. Это тактика успешного сотрудничества.
От себя могу добавить, что в среднем таких детей бывает двое, максимум трое на класс. И если я давала своим ученикам возможность реализовывать их избыточную энергию, учебный процесс проходил несравненно спокойнее.
Кроме того, существует такой вид спасения, как спортивные секции. Командный игровой вид, вроде футбола, предпочтительнее карате или дзюдо, где надо подолгу ждать своей очереди. Плавание тоже весьма приветствуется.
Чувствительный
Моя старшая дочь отказалась ходить в "А" класс, потому что у учительницы плохо пахло изо рта. Представляете мои объяснения с директрисой? Ещё такому ребёнку может не нравиться то, что сосед сидит слишком близко, каша в столовой холодная и липкая, в классе душно или жарко. Вариантов масса.
Отнеситесь серьёзно к этим жалобам. Ребёнок не врёт, он действительно чувствует запах подгорелой еды, доносящийся из другого корпуса. Его чувствительность позволяет ему замечать то, мимо чего другие проходят. Из таких людей получаются люди искусства, врачи и психологи. Это даёт ему возможность угадывать ваше настроение ещё до того, как вы сами поймёте, что раздражены или устали.
Чем вы можете помочь своему ребёнку? Дайте ему слова для тактичного выражения своих ощущений. Научите не морщить нос и не заявлять соседке: "Ты грязная". Предупредите учительницу. Скажите ребёнку, что вы понимаете его, но подгорелая каша в среду - это не повод пропускать школу в четверг.
Забияка
Вам следует насторожиться, если у вашего ребёнка стойкая репутация забияки. Таких детей в школе любят меньше всего. Секундное восхищение сверстников и постоянные проблемы с учителями - согласитесь, это не то, о чём вы мечтаете. Кстати, такого рода репутация требует постоянного подтверждения. Иначе новый "царь горы" быстро свергнет вашего "завоевателя".
Как всегда, постараемся вникнуть в суть происходящего. Чего он добивается? Внимания? Со стороны девочек или мальчиков? Взрывной темперамент ("удержу нет") или в лексиконе отсутствуют слова для выражения своих чувств?
Вы не представляете, какие результаты мы иногда получаем, тестируя приготовишек по методу "свободных ассоциаций"! Их "неведомы зверушки" состоят из одних клыков, когтей, игл и т.п. Разговаривая с такими детьми, я обычно узнаю следующее:
- в семье принят угрожающий и агрессивный тон общения (папа кричит на маму, мама кричит на ребёнка, ребёнок отыгрывается на бабушке);
- наоборот, одинокая, слабая, безвольная мама не может дать малышу чувство безопасности, так как не обладает этим чувством сама;
- 5-7 летнему детёнышу позволяют до ночи торчать перед телевизором, в котором он видит, по большей части, боевики или "Криминальные хроники".
Последняя причина представляется мне наиболее опасной и реальной. Всё-таки, вы достаточно хорошие родители, если тратите своё время на поиск в Интернете материалов по детской психологии. А вот прогнать дитятко от телевизора, когда комната всего одна, папа пришёл с работы и хочет расслабиться, а мама крутится на кухне - на это нужны силы и решимость.
В назидание расскажу вам про своего сына. Он посмотрел фильм "Маска Зорро". Раз 60. А может и больше. И на целый год превратился в Зорро. Он представлялся этим именем, мне пришлось сделать ему маску и плащ, муж смастерил шпагу. При этом сам фильм - максимально детский. В нём нет убийств, чётко выражены Добро и Зло, Зло, в конце концов, наказано. Но Антон полностью ПЕРЕВОПЛОТИЛСЯ!
А теперь сравните Зорро и черепашек-ниндзя. Или возьмите любого героя любого боевика. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок превратился в Терминатора? А в Рембо-3? Я - нет. Поэтому у меня в доме боевики запрещены законом.
"Профессор"
Когда ему исполнился год, вы с гордостью говорили в песочнице: "Мы выучили всю книжку Барто". В три он уже читает толстые книги. В пять - знает таблицу умножения и делает задания за второй класс. Спрашивается, что ему делать в первом классе, где остальные, пыхтя, учатся читать по слогам и пишут палочки?
Да, вам не позавидуешь. Но, если я скажу вам, что в школу дети ходят, в основном, общаться, заводить новых друзей, гулять и развлекаться, короче, социализироваться? И мотивация "интерес ко внеучебным занятиям" является самой сильной?
Самое печальное зрелище, которое мне доводилось видеть в школе, это тринадцатилетние вундеркинды, посаженные в 10 класс. Ни поговорить, ни пообщаться толком им не с кем. Так и прячутся все перемены за книгу.
Так что не стремитесь отдать ваше суперчадо в школу раньше времени. Пусть ему будет немного скучно первое время, потом он выровняется. А компенсировать недостаток умственной нагрузки можно дома, в шахматной секции или в математическом кружке.
Конечно, наша коллекция детских характеров далеко не полная. Пишите, какие проблемы у вашего ребёнка, мы постараемся вам ответить.
Катерина Венгерова, katrynst@mtu-net.ru.