О том, как не чувствовать себя неудачницей в жизни, рассуждает психолог и телеведущая Галина Тимошенко.
Есть такая интересная метафора: жизнь — это ковер, который судьба ткет из наших жизней. Причем у судьбы есть, разумеется, свои представления о том, какой узор она хочет на этом ковре видеть, но и наши ценные инициативы она вполне готова поддержать. Если, конечно, эти инициативы задуманный судьбой узор способны украсить или даже улучшить. И у каждой ниточки (читай: человеческой жизни) — независимо от ее цвета или длины — имеется свое, уникальное и необходимое, место в ковре. И все мы знаем, какое значение имеет фон: пожалуй, что не меньшее, чем основной узор. И, если чья-то жизнь обрывается слишком рано, это означает всего-навсего, что продолжение этой жизни повредило бы общему узору.
Может, и не слишком утешительная метафора, может, грустно, что неведом нам общий замысел судьбы, может, все равно тянет нас быть центром узора, а никак не серым, пусть и совершенно точно подобранным фоном, но ведь красиво, правда?
А знаете, почему я эту метафору вспомнила? А потому, что был мне задан вопрос: что делать, чтобы не чувствовать себя неудачником (или неудачницей — нужное подчеркнуть)? И заинтересовал меня другой вопрос, вытекающий из первого: а что это такое — неудачник?
Лично мне удалось найти всего два возможных ответа на этот вопрос. Первый: неудачник — это человек, достигший меньше, чем другие. И второй: неудачник — это человек, которому отказывается помогать судьба. В смысле, не везет ему — и все тут! Что ж, давайте разбираться.
Итак, первый вариант: неудачник, который чувствует себя таковым потому, что достиг в своей жизни меньше, чем другие. И тут вопросы начинают множиться, как... Ну, в общем, как всеми нелюбимые домашние животные. Чем какие «другие»? Сколько процентов «других» нужно обскакать, чтобы считаться «удачником»? Если только один хуже меня, я уже удачник? А если только один лучше, я еще неудачник? И по какой, собственно говоря, шкале меряются достижения? Кто достиг большего: чемпион мира по тяжелой атлетике, который поднял два своих веса, или трехлетний малыш, который поднял килограммовый пакет с сахаром? И как сравнить, например, достижения Мстислава Ростроповича, Николая Валуева, Билла Гейтса и Альберта Эйнштейна? Кто из них круче? А например, Джордано Бруно, он удачник, потому что великий ученый, или неудачник, потому что его сожгли?
Забавная, в общем, получается штука — сравнение. Как ни крути, а все мы получаемся неудачники. Потому что совершенно точно есть кто-то, кто достиг большего. И совершенно точно есть кто-то, кто достиг столько же... Стоп. Как мерить-то будем? В общем, смотри выше.
В результате выходит, что ощущение себя неудачником никоим образом с реальными достижениями и успехами не связано. Кстати, вы задумывались когда-нибудь о том, что слово «успех» образовано от глагола «успеть»? То есть успех — это когда человек успел сделать то, что собирался. И, значит, для того чтобы чувствовать себя успешным человеком, нужно как минимум знать, что сделать хочешь, а как максимум — суметь это сделать. А все остальные неуспешности — от лукавого, знаете ли.
Да тут ведь есть и еще сложность: отличить то, чего я хочу, от того, чего полагается хотеть. Если бы вы знали, сколько богатых, известных и вроде бы по всем критериям успешных людей сиживали в креслах у психотерапевтов, психологов и психоаналитиков... То, чего полагается хотеть, они достигли — только как-то радости в жизни маловато. Вот вам и вся успешность.
Так что остается у нас один вариант неудачливости — тот, который про отсутствие везения и происки судьбы. А вот тут-то как раз пришло самое время вспомнить про ту метафору с ковром.
Поставьте себя на место судьбы, которая этот пресловутый ковер ткет. Есть у вас свой замысел, и пытаетесь вы все имеющиеся в вашем распоряжении нити в желанный узор уложить. Одна какая-то нить взбунтовалась и никак не желает занять подобающее ей место. Рвется все время нить-диссидентка улечься в какую-то этакую загогулину, которая всю запланированную вами гармонию напрочь разрушает. И вы терпеливо — негоже все-таки судьбе на неразумных людей сердиться — пытаетесь вернуть ослушницу туда, где она ковер обязательно должна украсить. И раз ей помешали красоту испортить, и другой, и третий... Да когда же она угомонится-то?
А теперь смените точку зрения и вообразите себя той самой непослушной нитью. Как вы будете воспринимать старания судьбы вернуть вас на путь истинный? Правильно, как самые настоящие подножки. И сердиться будете, и обижаться будете — вы ж не судьба, вам можно. И обязательно придется почувствовать себя неудачником. Или неудачницей. В общем, человеком до крайности невезучим. Судьба ж вам не помогает, а сплошные козни строит!
А судьба-то на самом деле высоко сидит, далеко глядит, и ей, поди, точно известно, какая дорога в жизни — ваша, а какая — совсем наоборот. Она изо всех сил вам пытается подсказать: не надо туда ходить, добра не будет. Вольно ж вам ее подсказок не слушать!
Наверное, кто-то возмутится: а как же настойчивость? И что делать с тем, что дорогу осилит идущий? Что ж, каждый раз, как что-то не получается, решить, что судьбе это «что-то» неугодно, и от своих намерений немедленно отказаться?
Ну зачем же. Вовсе нет. Вы же помните, что судьба из нашей ткацкой метафоры весьма благосклонно относится к человеческим инициативам. Посмотрит она на какую-нибудь нить, которая стремится свой узор на ковре выложить, прикинет, как все в конечном итоге будет выглядеть, а может, и ничего? Может, так будет даже лучше? И милостиво изменит свой первоначальный замысел — с благодарностью к человеческой творческой мысли.
Вы скажете: все это, конечно, красиво, а делать-то что?! Вот что конкретно делать, чтобы не быть — или не чувствовать себя — невезучим человеком?
А ответ, между прочим, один и тот же — для обоих толкований слова «неудачник». Если речь идет про неудачника по сравнению с кем-то, то имеет смысл запомнить раз и навсегда: все мы неудачники. И все, что мы можем — это изо всех сил стараться успеть сделать то, чего мы на самом деле хотим. Правда, для начала придется приложить очень много сил, чтобы понять, чего мы на самом деле хотим. И мы ли этого хотим или этого кто-то от нас хочет, этого полагается хотеть и т. д.
А если быть неудачником для вас — значит находиться «в немилости» у судьбы, так ведь и здесь то же самое! Если уж судьба создала нас такими, какие мы есть, значит, наилучшим образом мы подходим именно для той роли в ковре жизни, которую судьба нам наметила. Осталось только понять, чего мы на самом деле хотим, уж извините за навязчивое повторение...