Гномы и феи – не единственные маленькие существа, сказки про которых охотно читают дети. Жучки, червячки и паучки тоже становятся объектами пристального внимания и интереса. В то время как многим взрослым неприятна мысль посадить на руку гусеницу или долго изучать огромную муху на стекле, дети смотрят на мир насекомых без предубеждений.
Желание разглядывать макросъемку пугающе глазастых стрекоз или покрытых мельчайшими ворсинками паучьих лапок приходит в более старшем возрасте. А малыши с удовольствием слушают "Муху-Цокотуху" или читают о приключениях муравьишки, и внимание их сосредоточено вовсе не на внешнем облике героев. Тем более что иллюстраторы сглаживают углы: изображают насекомых похожими на сказочный маленький народец.
Так почему насекомые оказываются героями, интересными наравне со львами или одушевленными игрушками?
Во-первых, они невероятно маленькие. Самый большой шмель все равно поместится в спичечный коробок! Мир насекомых – совершенно иной, его не так легко увидеть своими глазами. Прелесть приключений Карика и Вали, как и невероятных превращений Баранкина и Малинина, в том, что они воочию видят окружающий мир таким, как видит его паук или бабочка. Невероятно огромным и полным причудливых маленьких деталей.
Маленькие живые существа, насекомые становятся благодатным фоном для разговора об уважении к природе, как в рассказе Эдуарда Шима "Жук на ниточке". Для героя Виктора Драгунского светлячок в коробочке оказывается ценнее любимой игрушки, потому что он похож на чудо, маленькую звездочку. А еще – потому что, в отличие от пластикового самосвала, он живой и светится.
Роальд Даль переворачивает привычный ход истории о взаимопроникновении мира людей и мира насекомых. Обычно люди становятся крошечными и узнают насекомых получше, но в книге "Джеймс и чудо-персик" это насекомые вырастают до огромных размеров. Дружить с ними оказывается весело: главный герой может поселить многоножку на диване или побеседовать с огромным кузнечиком... Главное, его жизнь уж точно больше нельзя назвать скучной!
Во-вторых, они загадочные. Муравейник или пчелиный улей устроен по строгой схеме, и со своими задачами каждый член насекомьего общества справляется легко и уверенно. Авторы играют на присущих тем или иным насекомым чертах и рассказывают сюжеты о спортивных соревнованиях ("Репортаж со стадиона "Жукамо" В. Бианки) или о трудолюбивых муравьях, постоянно занятых каким-нибудь активным делом (Муравьи не сдаются" О. Секора). Прожорливость гусеницы Эрик Карл делает поводом для рассказа о цветах, разных овощах и фруктах, о цикле жизни бабочки, а заодно о том, что переедать вредно.
В сказках Юрия Дмитриева любознательный юный Мушонок знакомится со многими представителями мира насекомых, изучая, у кого какие ноги, крылья и глаза. Ему на пути встречаются водомерки, паучишки, бабочки и жуки. Все они выглядят по-разному, по-разному себя ведут, а строение их тел напрямую связано со средой обитания и основными занятиями.
В-третьих, как ни крути, пауки и насекомые – весьма жутковатые создания, и эта их черта тоже оказывается привлекательной для тех, кто постепенно изучает мир. Зловещий паук разрушает идиллический праздник Мухи-Цокотухи (и оказывается повержен храбрым Комариком), этот же восьминогий злодей похищает Бибигона из другой сказки Чуковского (и тоже остается с носом). Сохраняет свой резкий, жалящий характер пчелиная царица из одноименной сказки Григория Дикова. Диковинная встреча произошла с Кузьмой: так получилось, что он, сам не зная, пообещал жениться на царице пчел, а любит-то на самом деле другую. Но Кузьма, как настоящий герой русской сказки, победил ее хитростью и знанием пчелиных особенностей и повадок.
Конечно, герои не остаются в одном амплуа. Паучиха Шарлотта из книги Элвина Брукса Уайта заботится о своих друзьях и старается всячески помочь им. Да и рыжий и усатый Таракан, которого боялись все звери, теперь не обязательно – отрицательный герой. В книге Арбенина "Тараканьими тропами" Таракашка – один из главных персонажей, наравне с Клоп-Клопычем. Насекомые, которых мы справедливо недолюбливаем в обычной жизни, вызывают у читателя сопереживание, ведь их путешествие по квартире грозит множеством опасностей! И наделены эти персонажи самыми человеческими качествами и чертами характера.
Как бы то ни было, мир насекомых умеет завораживать. В иллюстрациях Татьяны Мавриной к рассказам Юрия Коваля золотистые с синим махаоны и нежно-нежно-голубые крапивницы своей красотой напоминают цветы. Но они все равно легче, воздушней, потому и порхают над полем, не привязанные к земле. А вот ползет по песчаной тропинке гусеница медведицы-кайя. Совсем скоро она станет прекрасной ночной бабочкой, но сейчас – наслаждается тишиной леса. Рисунки Мавриной невероятно живописны, а крупные цветные мазки передают особенности рисунка на крыльях так точно, что ни один инсектолог не найдет, к чему придраться.
Классические детские истории о насекомых – как и многие сказки, на самом деле, о людях и взаимоотношениях между ними. О том, как важно быть честным, добрым, отзывчивым. Современные сюжеты тоже находят маленьких героев, и моральная сторона остается в новых историях такой же важной.
"Суперчервячок" Джулии Дональдсон – дань популярным героям с невероятными способностями, правда, его главная суперспособность – желание помочь ближнему. Он спасает жучков и лягушек благодаря своей длине и упругости, а в свободное время вполне может превратиться в скакалку для маленьких пчелок. У него много друзей – и они приходят на помощь, когда суперчервячок не может освободиться от чар злой ведьмы-ящерицы.
А еще современные жуки могут быть художниками, как Марвин из книги Элис Броуч "Шедевр", и расследовать увлекательные детективные загадки наравне со своими большими друзьями – одиннадцатилетними мальчиками.