Недавно мы рассказали, как приучить ребенка к самостоятельности — помочь ему научиться без напоминаний собирать портфель или чистить зубы. Родители студентов тоже хотели бы убедиться, что их взрослые дети стали вполне независимыми и готовы жить отдельно, но как это узнать? С помощью списков дел, которые вы связываете с самостоятельностью и умением себя обслужить. А способ научить стирке, глажке, уборке и покупке продуктов тот же самый, что и с малышами: перестаньте делать это за ребенка!
Жить отдельно: какие навыки необходимы?
Чтобы повзрослеть и стать независимым, молодой человек должен освоить ряд навыков — достаточно простых и при этом постоянно использующихся в самостоятельной жизни.
Навыки самообслуживания — такие как стирка, глажка, мытье посуды, уборка в санузле, смена постельного белья, умение вкрутить лампочку, пришить пуговицу, зашить одежду — некоторые осваивают еще в детском или подростковом возрасте как нечто само собой разумеющееся, если в семье принято делать это для себя и друг для друга.
Повзрослев, дети должны освоить более сложные умения и научиться соотносить одни дела с другими. Так, учеба требует четкого планирования времени. При этом нужно не забывать ходить в магазин за продуктами, причем питание должно быть достаточно правильным, иначе не сможешь полноценно работать. Кроме того, эффективная учеба невозможна без регулярного здорового сна. Наконец, надо находить время для общения, для поддержания хороших отношений с семьей и друзьями. Ко всему этому нужно добавить умение рационально тратить деньги (а желательно еще и успевать подрабатывать). Вот сколько всего лежит в основе самостоятельной жизни взрослых детей.
Личная независимость наступает, когда человек умеет самостоятельно справляться со всеми этими делами. В современном мире каждый из нас пользуется разнообразными услугами, но всегда остаются такие личностные навыки, которыми просто необходимо владеть самому, чтобы вести нормальный образ жизни и не нуждаться в постоянной посторонней помощи. Так, вы можете нанять уборщицу, но при этом все равно должны понимать, как делается уборка — и чтобы самостоятельно устранять небольшой беспорядок, и чтобы эффективно оценивать труд уборщицы, объяснять, что она делает не так.
Практические навыки: 2 списка дел
Чтобы помочь вам определить набор навыков, над которыми нужно работать вашему взрослеющему ребенку, мы приводим ниже список соответствующих практических умений.
Во-первых, задайтесь вопросом, насколько важным вы считаете конкретный навык в жизни самостоятельного молодого человека. Предлагаем ранжировать эти навыки по степени важности — от 1 до 3, то есть от самых важных до совершенно неважных.
Во-вторых, постарайтесь предположить, сможет ли ваш ребенок выполнить конкретную задачу без посторонней помощи. Поставьте галочку («да»), крестик («нет») или вопросительный знак («не знаю») для каждого случая.
Дела | Важность | Сможет ли справиться |
Приготовить еду для всей семьи или компании друзей | ||
Сделать генеральную уборку | ||
Записаться на осмотр к врачу и заполнить соответствующий бланк | ||
Записаться на осмотр к дантисту | ||
Спланировать сложное путешествие | ||
Целую неделю ходить за покупками в магазин, укладываясь при этом в бюджет | ||
Поменять постельное белье | ||
Хорошо прибраться в комнате, причем выполнить разные этапы уборки в оптимальном порядке | ||
Накрыть на стол |
Проработав этот список дел самостоятельно, предложите его сыну или дочери. Считает ли ребенок наиболее важными именно те дела, что и вы? Полагает ли он, что справится с теми делами, которые, на ваш взгляд, не составят для него труда?
Если ребенку после поступления в вуз предстоит переезд в другой город, можете использовать этот список для самопроверки и прикинуть, какие навыки он успеет изучить и натренировать за оставшееся время. В столбце «Важность» расставьте приоритеты, отмечайте галочкой новые навыки по мере их освоения.
Навыки следующего уровня также связаны с практикой, но они предполагают тот или иной выбор. Умение делать выбор — тоже важный навык, и некоторые из нас продолжают оттачивать его всю жизнь.
Проект | Важность | Сможет ли справиться |
Найти хорошую парикмахерскую и записаться туда на стрижку | ||
Изучить телефонные тарифные планы и найти наиболее оптимальный для себя | ||
Заказать билеты для путешествия, в котором будет несколько пересадок; найти самые дешевые и короткие маршруты | ||
Запланировать меню на несколько человек, продумать покупки и приготовление блюд | ||
Организовать и устроить выезд на природу или мероприятие для группы людей, приезжающих из разных мест | ||
Подготовить и организовать семейный праздник в рамках имеющегося бюджета |
Подобные задачи требуют не только практики в каких то делах, но и умения комбинировать их и определять последовательность их выполнения.
Интересно отметить, что дети помладше (в возрасте 10–11 лет) зачастую готовы с удовольствием взяться за такие дела, но им этого не позволяют. К 17–18 годам их энтузиазм заметно угасает, если, конечно, они не могут самостоятельно оценить плоды своих усилий.
Как обучить ребенка практическим навыкам, если он этого не хочет?
Ответ прост: прекратите делать все за него. Необходимость — мать не только изобретения, но и личностного развития. Если вы не будете помогать детям в решении таких задач, им не останется ничего, кроме как взяться за них самостоятельно.
Но не удивляйтесь, если дети решат просто обойтись без каких-то дел. В качестве примера можно привести глажку. Многие молодые люди не гладят себе одежду, и если родители также перестают это делать, юноша или девушка все равно не берут в руки утюг. Родитель оказывается перед выбором: либо продолжать гладить самому, либо позволить ребенку ходить в мятом.
Конечно, в родительском доме ребенок никогда не станет полностью независимым, но вы должны предоставить ему максимальную самостоятельность, чтобы он мог легко от вас уехать, когда придет время, и к этому моменту владел всеми основными навыками, необходимыми для успешной самостоятельной жизни.
Учеба в другом городе: история Лауры
Лаура выросла в небольшом английском городке, поступила в университет и переехала в Лондон. Она снимает дом вместе с еще тремя 19-летними девушками и 24 летним молодым человеком.
Первая неделя на новом месте выдалась хлопотной и интересной. Познакомившись, молодые люди много времени проводили вместе, ведь больше никого в Лондоне они не знали. Сразу выяснилось, что большинство в подобравшейся компании были плохо приспособлены к самостоятельной жизни. Лишь Лаура умела обращаться со стиральной машиной, а также сортировать белье перед стиркой. Никому, кроме Лауры, не приходилось раньше менять постельное белье, а две девушки и парень абсолютно не умели готовить — лишь разогревать самую простую еду в микроволновке.
Спустя три месяца в доме царил бардак, так как за это время никто так и не удосужился сделать нормальную уборку. Ребята составили график: кто когда ходит в магазин, готовит, моет посуду и пылесосит. Все старались придерживаться его, но вскоре пришлось добавить новое правило: если «закупщик» забыл сходить в магазин либо у «повара» не было настроения стоять у плиты, то такой нарушитель мог просто купить всем чипсов. Таким образом, «мойщик посуды» в этот вечер также освобождался от своей обязанности, и каждому оставалось просто ополоснуть за собой чашку и тарелку. И если все остальные в этот вечер оказывались свободны, то из соображений справедливости тот, кто должен был пылесосить, тоже мог не делать этого.
В итоге компания стала питаться одними чипсами, кухня была постоянно завалена грязной посудой, пол и ковры были в пыли, а холодильник пустовал. Среди ребят начались конфликты. Каждый винил других за беспорядок в доме, и никто не решался взять на себя ответственность и изменить ситуацию. В конце концов Лаура переехала на другую квартиру, которую стала снимать с двумя девушками. На этот раз ей попались организованные подруги, настроенные на то, чтобы поддерживать порядок в доме и следить за собой.