Заставлять или нет или об интеллектуальном кайфе

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,7 из 5 (12 оценок)

Я, конечно, подозреваю, что есть на свете дети, которые сами, так сказать, от природы обладают усидчивостью, врождённым умением концентрироваться на задаче, получать интеллектуальное удовольствие от решения этой задачи и, в конце концов, доводить это решение до конца, стремясь к ответу. Очень может быть, что кому-нибудь повезло, и его дети обладают такими способностями. Мои же пацаны этого не умеют, к большому моему сожалению.

Хотя предвижу ухмылку читателя, когда он узнает о возрасте моих сыновей (старшему только исполнилось 4 года, младшему 1,5); конечно же, вы скажете: да им по возрасту не положено быть усидчивыми и сконцентрированными, о каких интеллектуальных наслаждениях вы говорите, дайте детям быть детьми, им играть надо, в игре познаётся мир. Подписываюсь под каждым словом. Конечно, им надо играть, и именно этому занятию они предаются большую часть своей жизни. Однако...

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление и расскажу о некоторых своих наблюдениях за знакомыми мне детьми дошкольного, да и школьного, возраста. Хотя то, о чём буду сейчас говорить, знают и понимают (и осуждают частенько) практически все. Речь пойдёт о телевизоре (то бишь бесконечном просмотре детьми мультиков, более старшие дети подсаживаются на компьютерные игрушки), об очень распространённом неумении детьми занять самих себя. Ну, вы же не будете утверждать, что этой проблемы не существует.

Конечно, современные дети именно благодаря телевизору и компьютеру знают об окружающем мире намного больше, чем знали мы в их возрасте. Информация, переданная им в ярких картинках, именно так, как и воспринимается и усваивается по их возрасту оптимальнее, остаётся в их смышлённых головках. Она переваривается и выдаётся "на гора", порой, для взрослых совершенно неожиданно. Это бывает приятным (или не очень) сюрпризом. Впоследствии, во время учёбы в школе, взрослые размышляют над возникающей проблемой: отчего это такое умное, одарённое дитя вдруг плохо учится в школе, не может сосредоточиться на занятии (скучном и однообразном почти всегда). И тут имеют место всякие досужие споры о цвете ауры этих детей и прочих не имеющих отношение к делу вещах. Ну конечно, вы были правы, когда подумали, что я намекаю на дискуссии о так называемых детях Индиго. Но, впрочем, я не об этом собиралась писать, эта тема выплыла по ходу дела, оставлю её.

Проблема телевизора обсуждалась многими, но повторюсь. Телевизор - это "разжёванная и положенная в рот" информация, над которой почти всегда не надо задумываться. Все факты уже интерпретированы, обсуждены, оценены и предоставлены нам в виде категоричных утверждений, которые, порой, даже взрослые не могут (да чаще всего просто не хотят, по закону наименьшего сопротивления) подвергнуть сомнению. Чего ж требовать от маленьких детей, которые даже не знают (из-за маленького жизненного опыта), что то, что им говорят, можно (а порой и нужно) подвергать сомнению. В телевидении также нет изначально того принципа "постановки цели - пути - достижения цели", который имеет место быть в реальной жизни основополагающим для восприятия её (жизни) яркой и счастливой.



Можно поспорить, что такой принцип присутствует в компьютерных играх. Однако вспомним, насколько восприимчивы и доверчивы маленькие дети. Те миры, которые моделируются в компьютерных играх, воспринимаются ими зачастую непосредственно и подменяют реальность. Действительно хороших игр мало, а те, что предлагаются, зачастую пропагандируют, если так можно выразиться, иную мораль, порой недопустимую в человеческом обществе. Ребёнку, в силу своей естественной восприимчивости, трудно разграничить вымышленный и реальный мир. Это приводит к проблемам поведения и проблемам социальной адаптации. Но, опять же, я опять отвлеклась. Говорить хотела и не об этом тоже. Это всё - то самое обещанное лирическое отступление, которое, однако, поможет нам рассмотреть суть вопроса.

Непосредственно вопрос: надо ли учить ребёнка уметь получать от жизни именно интеллектуальное наслаждение? Учить его заинтересоваться какой-либо задачей (уже на этом этапе у многих возникают проблемы: ну как же, чтобы даже заинтересоваться, надо уже приложить некоторые усилия, преодолеть врождённую лень, да просто заметить задачу, сформулировать, понять, что её решение может принести удовольствие). Затем требуются куда бОльшие усилия: пройти по пути решения этой задачи, этот путь зачастую является трудным, может, довольно скучным, может, однообразным, обязательно требующим внимания и некоторых усилий и преодоления (совершенно естественной) лени. И - наконец - прийти к ответу, получить результат своего труда, насладиться этим результатом, почувствовать удовлетворение от того, что ты сделал.

Да, я научила (учу) читать своих детей рано. Не знаю, может и есть дети, которые в 4 года способны взять книгу и просто читать её, получая от этого удовольствие. Мой старший сын хорошо умеет читать, быстро и всё понимает (может пересказать, оценить), но для него всегда является это работой. То есть сесть за книгу я его заставляю. (Ну вот, полетели в меня камни.) Нет, я его не бью, не кричу, но таки заставляю: делаю страшно заинтересованное лицо и пытаюсь заинтересовать его, что же, например, сегодня произойдёт с утёнком Тимом. Как правило, это его не сильно интересует, хотя, конечно, интересует, но он знает, что для того, чтобы это узнать, он должен сесть и сам прочитать страницу-две текста, а процесс чтения для четырёхлетнего (очень активного, легко отвлекающегося) ребёнка - это работа. И взрослому человеку трудно, порой, заставить себя делать работу, которую можно, в принципе, не делать.

И вот в какой-то момент, когда вижу, что сам себя ребёнок заставить не может, я говорю строго и жёстко (ну, конечно, после сопроводив активным заинтересовыванием): "Садись, читай". И он садится и читает. И я вижу, что чтение первых нескольких слов - это работа, которую делать не хочется, но потом он заинтересовывается и читает уже потому, что ему хочется знать, что же будет дальше, а когда дочитывает до конца, то я вижу на его лице отчётливое удовольствие, но не от того, что чтение закончилось, как вы, предполагаю, могли подумать, а от того, что он сам прочитал, что же там с утёнком случилось, от того, что с утёнком всё хорошо, что Тим опять победил хитрую лису. Я вижу удовлетворение от проделанной работы, сын ещё долго может не выпускать книгу из рук, он рассматривает картинки, смакует перипетии событий, о которых только что читал.

И мне никак не хочется лишать его этого удовольствия, отговариваясь тем, что он ещё мал. Я хочу, чтобы он уже сейчас учился ставить перед собой цели и достигать их. Я хочу, чтобы он мог чувствовать "тонкие" колебания души своей, которые можно познать особенно ярко именно в процессе занятий интеллектуальными упражнениями.

Примерно также я заставляю его заняться математикой (Как он радуется потом, когда задачка решена.) И я его учу рисовать и заставляю присматриваться к окружающим вещам и явлениям, чтобы уметь отразить их на бумаге. Я знаю, что есть дети, которые обладают способностями к рисованию, может, их и не надо настойчиво учить и направлять. Но, понаблюдав за сыном, я увидела, что сам он рисовать может лишь в течение 2-3 минут, просто линии какие-то, потом соскучивается и не хочет больше этим заниматься.

Вы скажете, что надо ребёнку дать возможность выразить себя, но если у него не хватает умения это сделать? Если он, попытавшись изобразить собаку, видит, что получаются совершенно ни на что не похожие сосиски, расстраивается и больше даже не пытается повторить попытку? Но ведь на этом этапе он может и вовсе уразуметь, что рисование не для него и зачем пытаться, раз всё равно не получается. Ну конечно, может, он мог бы прожить жизнь и без этого, но я выбрала для себя помочь ему научиться получать удовольствие и от подобного творчества-проявления себя. Я заставляю его смотреть на вещи, людей, животных, на деревья - на всё так, чтобы потом он мог отразить это на бумаге. И это тоже для него работа. Но и ни с чем не сравнимое удовольствие он (не я) получает от того, когда ему удаётся изобразить зайчика, например, или человеческое лицо. Его глаза светятся радостью, когда он дарит свой рисунок, например, бабушке или дяде, или мне.

И я просто не хочу лишать его этой радости.

Кто, кроме меня, может научить его находить эту радость в жизни?

Да, сейчас я заставляю его увидеть задачу, сформулировать её, я заставляю его не лениться пройти по пути достижения цели, но кайф от решения поставленной задачи - это уже его ни с чем не сравнимое удовольствие.

И я думаю, что никакой телевизор, никакая компьютерная игра не даст ему именно этого оттенка интеллектуального кайфа.

И я надеюсь, что в будущем он сам уже сможет формулировать для себя задачи и сам их решать. Моё дело - показать ему эту сторону человеческой жизни и свойств человеческого сознания. Да, не спорю, это работа, но работа, приносящая удовлетворение.

И, хочу напоследок заметить, что младшего сына заставлять приходится значительно меньше. Он с удовольствием копирует старшего: важно "читает" книжки, важно "рисует", важно "декламирует" буквы. Из наглядного примера он уразумел, что эти занятия интересны.

И я почти знаю, что вы, дорогие уважаемые читатели, назовёте меня жестокой (жёсткой), очень строгой, очень многого требующей от своих бедных детей мамой. Но мои дети не выглядят бедными, поверьте мне.

Наталья, dima@normaplus.com.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Заставлять или нет или об интеллектуальном кайфе"

Вы не авторизованы.

Исследования нейрологов последнего десятилетия изменили до того общепринятое мнение о пассивности восприятия видео. "Просвечивая" мозги, учёные обнаружили, что мозг активно перерабатывает видеоинформацию. Ребёнок активно обдумывает мультик, компьютерную игру, фильм. Кроме того, книга, фильм, компьютерная программа - это не продукт, а материал, инструмент. Они бывают хорошие и плохие; можно поставить интеллектуальную задачу в компьютерной игре, а можно не поставить в учебнике математики.

Возникает вопрос: почему в школе скучно? Виноват ли телевизор? А может - виновато низкое качество школьных программ, их безграмотность в отношении развития детей, их непригодность фактически детям?

В хороших программах дети с горящими глазами рвутся изучать математику, чтение, решать задачки. Или, по крайней мере, спокойно и довольно соглашаются. Это им в радость. Вон можно посмотреть на "домашнюю школу" Надежды Григорьевны из "3-7" - с какой РАДОСТЬЮ детки учатся читать, считать. Иногда надо подобрать метод, например, слогами или целыми словами, иногда - интересную ребёнку тему. Некоторые детки любят утят-котят (это обычно всё же девочки), другие - покемонов и трансформеров, третьи - анатомию с генетикой, четвёртые, пятые, шестые... Решать задачки, читать можно про любую тему, это универсальные умения. Иногда надо подобрать время: какому-то ребёнку хорошо читать утром после завтрака, другому - на ночь. Стоит подумать и о месте: например, некоторые активные дети с удовольствием читают... на качелях! Другие любят устроить "гнёздышко" из одеяла, третьи - сидеть у мамы под бочком. Влиять на концентрацию может и освещение, например, очень многие дети не могут работать с лампами дневного света. Кому-то нужен яркий свет, кто-то лучше концентрируется в полумраке.

Всё это стоит изучать и изменять, если у ребёнка "не идут дела". Насилие не даёт возможности провести подобного рода анализ, маскирует возможные проблемы - и в этом его опасность.
2005-03-16, Мария Д.
Я пока еще только задумываюсь о том, что я должна дать своему сыну, чтобы он был успешен в жизни. Ваша статья мне открыла новый аспект отношения к детям, в том числе к "Индиго". Если задуматься, то "уважение" к неумению ребенка вписываться в общие рамки в дальнейшем скажется на судьбе этого ребенка. Можно сто раз кричать о том, что такие дети талантливы, но... Где будут эти таланты в школе? А система образования как любая СИСТЕМА требует от человека определенных ограничений. И эти дети, привыкшие, что от всех их суждений взрослые впадают в трепет, удивятся, почему это учитель от них чего-то ТРЕБУЕТ.
Мне кажется, чтобы человек был успешен в жизни, он должен в том числе и вписываться в эту жизнь. А при неразумном подходе индивидуальность быстро превращается в эгоизм...
И еще одно - родители, которые сажают ребенка за мультики и стрелялки - попросту ленятся уделять внимание своему малышу. Поговорите с ним о том, что его интересует, приласкайте. Мой брат рос уже в атмосфере "у мамы свои дела, а за Сашей сестра присмотрит". Разница в возрасте 7 лет. Я развлекалась в детстве, читая книжки - мне это нравилось. Рисовала. Делала домики для игрушек. Ему достался компьютер с гонками и стрелялками. Ему сейчас 17 лет и он не знает, о чем ему поговорить с нашими родителями. Я завидовала ему, когда он был маленьким. Но мне досталось намного больше внимания и любви - это мне стало понятно только сейчас, когда я сама стала мамой.
Пусть ваши дети знают, что вы их ЛЮБИТЕ - это самое главное. А разумная любовь всегда накладывает ограничения. Вседозволенность - удел ленивых, по-моему...
Спасибо за статью!
2005-04-25, Юлия
Ну не совсем дети :)
Участвовали, насколько мне помнится, пару классов общеобразовательной школы, пару классов музыкальной и студенты муз. училища.
Шпаргалки были разнообразнейшие: от общепринятой музыкальной терминологии (вальс, духовые 5 тактов, ритмично, субдоминанта-доминанта-тоника) до рисунков на тему (принцесса с цветочком), некоторые писали ("Кажется, что дождик идет").
Всем потом показывали варианты, обсуждали. Многие очень старались воспользоваться чужой стратегией, говорили: "Смотрите, я совсем по-другому сделал", показывая почти идентичную запись.
Те же дети через 5-7 лет остались при своих стратегиях, изменения были у обучающихся в музыкальных школах - сдвиг к общепринятому формализму (темп, размер, интструменты).
Ну и студенты, конечно, легче гораздо перестраивались. С возрастом человек вырабатывает умение маскироваться под чужую стратегию или выбирает новую, если найдет ее более удобной и примет как свою. НО не маленькие дети, им очень сложно "чужими глазами" информацию усваивать. Автор, имхо, и "насильничает", пытаясь свою стратегию прибить к ребенку :(, а он, может быть, на другой волне с миром общается.
2005-03-18, soroka
Не нравится мне все это...
Какой кайф может быть из-под палки?
Интересно, как вы предполагаете строить отношения с детьми в дальнейшем?
С младшим все понятно, он будет тянуться за старшим братом. А вот старший сын... Это сейчас он маленький, послушный, и мама для него - непререкаемый авторитет. И даже в начальной школе еще все будет по инерции катиться в том же духе: будете проверять у него уроки, стоять над душой, пока не выпишет прописи, заставлять читать по 20 страниц и т. д. А вот что потом? Когда он вырастет? В средней школе у детей резко падает мотивация. Внешняя мотивация, созданная старательными мамами, которые вдруг понимают, что больше они для своего ребенка - не авторитет. И заставить его заниматься просто невозможно. А самому ему неинтересно, и привычки к самостоятельному интеллектуальному труду нет. Внутренней мотивации нет.
Я сама начинала примерно так же, как вы. Заставляла сына читать, не представляя, как это - не любить читать.
Хорошо, что вовремя остановилась в своем энтузиазме, не полностью в нем убила его собственные интересы.
Чего и вам желаю.
2005-03-16, Маграт
Насчет подбора стратегии обучения. Не всегда это под силую обучающему. Я читала описание многолетнего исследования. Детям давали прослушать несколько музыкальных отрывков и просили по ходу слушания изготовить шпаргалки, чтобы при повторном прослушивании они могли узнать нужный фрагмент. Шпаргалки были очень разнообразны, но четко выделялись несколько типов стратегий.
В следующем эксперименте этим же детям показывали, как еще можно сделать шпаргалку. Дети удивлялись, радовались и при повторном прослушивании собирались воспользоваться не собственным способом - и очень мало кому это удавалось :). Все изменения были очень незначительны, а переход к другой стратегии у одного человека мог произойти только через несколько лет.

Педагогов протестировали тоже. Оказалось, что эффективнее всего обучение в парах, сходных по типам стратегий.
Предлагалась даже ввести систему тестирования педагогов и учеников в музыкальных школах :)

Так что у мамы может и не получится ЭФФЕКТИВНО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ обучать ребенка. Я бы на месте автора поискала другого педагога.

2005-03-18, soroka
У меня такое впечатление, что все как-то в кучу навалено. Если сравнивать с методом "дите не оторвать от телевизора-компьютера", то такой подход - конечно, прогресс. Но в нормальной ситуации это не есть хорошо, имхо. Меня примерно так же в детстве воспитывали - учили. Я всегда училась оч. хорошо и больше всего на свете боялась расстроить или разочаровать родителей. А родители были полностью уверены, что я получаю интеллектуальный кайф:( С Леной соглашусь - неврозы на пустом, казалось бы, месте могут возникнуть. И с родителями отношения не ах:(
Своих деток так не учу. Лучше заинтригую:), сказку по теме придумаю и деть будет рваться чего-то узнавать, а я еще попридержу немного. Пусть ребенок научится чему-то, но для меня главное, чтобы он САМ захотел научиться, САМ выбрал. Он сам, он - личность и я уважаю его выбор.
2005-03-18, irinad (мамин сын 4,6 г. и папина дочка 10 м.)
Не согласна с Еленой. Поддерживаю автора статьи, который как раз подчеркивает, что условная любовь тут ни при чем. Не показать ребенку мир во всем его многообразии, не дать выбрать из всех существующих возможностей то, что будет по вкусу, - значит лишить его всего этого, обеднить его мир и жизнь, духовную и, как следствие, в целом сделать существование примитивным. А потом будут неврозы на тему "все умные и все умеют, а я дурак убогий, где мои 4 года, когда я мог и язык выучить и книжки было время почитать".
У меня вот с ребенком почти нет проблемы, проблема с его папой-телеманом-компьютероманом. Я сама далеко не противница прогресса, работаю программистом(!), сыну скоро 7 лет, лет до 5-ти не бывало, чтоб ему было нечего делать, на компе играл в буквы, логику и математику. Теперь он плотно подсажен на стрелялки(кто их выдумал - застрелила бы) и мультяшки, если нет того и другого, он страдает, практически делать больше нечего.
2005-03-21, Belinda
Поделитесь:

16.03.2005
Обновлено 16.03.2005
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Как правильно поставить детский спектакль
Как правильно поставить детский спектакль
Сценарий готов. Как правильно поставить спектакль с детьми в школе?
С чего начать при создании сценария школьного праздника?
С чего начать при создании сценария школьного праздника?
Как рождается замысел сценария? Что нужно учесть при написании сценария праздника?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!