Если раньше запись в кружки и секции происходила в основном в начале учебного года, то сегодня она открывается уже в начале лета — и во многие студии быстро заканчивается. Так что если вы планируете записать ребенка на танцы, выбрать хореографический ансамбль или студию танца стоит уже сейчас. О том, чем полезные занятия танцами для детей и какие сложности могут возникнуть у ребенка в школе танца, рассказывает Наталья Левицкая-Филиппова, художественный руководитель народного детского танцевального ансамбля "Калинка им. А.Н.Филиппова".
Открытый урок классического танца в ансамбле "Калинка"
С появлением на российском телевидении танцевальных проектов интерес у детей и подростков к хореографии значительно возрос. Если популярность телевизионных вокальных шоу спровоцировала массовую запись малышей в музыкальные школы и вокальные классы, то сейчас все больше внимания уделяется танцам и физической подготовке.
Наверное, каждая мама знает, что хореография, как и спорт, очень полезна и даже необходима для развития ребенка. Недаром исторически в кадетских корпусах и женских гимназиях хореография была обязательным предметом и оценивалась так же строго, как и общеобразовательные дисциплины.
На сегодняшний день существует огромное количество видов танцев, которые будут интересны детям: современные направления, мюзиклы, где совмещается хореография и вокал, классические и народные танцы, спортивные бальные танцы. При выборе школы танцев важно учитывать природу ребенка и задачи, которые ставит родитель: профессиональная подготовка или дополнительные занятия для укрепления организма.
Так, например, спортивные бальные танцы, требуют жесточайшей дисциплины и полного погружения (и немалых средств). Поэтому если ребенок не грезит латиноамериканскими танцами, то стоит обратить свое внимание на всеми любимую народную и классическую хореографию.
Основы народной и классической хореографии одни и те же: это занятия для постановки головы, рук и ног, большое внимание уделяется осанке и грации. Различия классического и народного танца проявляются позже, в занятиях с детьми от 7-8 лет. Так, в классическом танце делается упор на плавность движений, мягкость форм, растяжку, а в народных классах больше внимания уделяется трюкам и развитию вестибулярного аппарата.
"Чабаны", танец армянских пастухов
Что делать, если ребенок отказывается заниматься танцами?
Многие родители, отдавшие малыша в студию танца, со временем сталкиваются с нежеланием ребенка ходить на занятия. Как понять: действительно этот вид творчества не подходит ребенку или он испытывает временные трудности, которые можно преодолеть?
Как правило, в ходе занятий возникают два пиковых момента, когда ребенок капризничает и хочет бросить хореографию: в 7-9 лет, в период появления нагрузки в школе, и в подростковом возрасте, в начале гормональных изменений в 13-14 лет. При этом есть родителей условно можно разделить на две категории: одни ни на чем не настаивают и оставляют выбор занятий за ребенком, другие проявляют настойчивость и проводят работу с детьми путем разговоров и убеждений.
Справится с непростым периодом можно, понаблюдав за ребенком и посещая открытые уроки. Если родитель видит, что занятия танцами не доставляют сыну или дочери никакого удовольствия, часть упражнений не получается, зато на уроках рисования или физкультуры в школе ребенок в числе первых, тогда действительно стоит задуматься, то ли направление вы выбрали для развития. Также я рекомендую откровенно поговорить с преподавателем и узнать его мнение о сложившейся ситуации.
Открытый урок
По своему опыту скажу, что те родители, которые поговорили с ребенком и пришли к выводу, что не стоит бросать танцы, в конечном счете стратегически выигрывали. К окончанию школы ребенок умеет совмещать учебу, занятия с репетиторами и хореографию, находится в прекрасной физической форме и находит друзей-единомышленников в танцевальном коллективе.
Как совместить школу с дополнительными занятиями?
Другой сложный момент для любого родителя — как совместить значительную нагрузку в школе и стабильное посещение хореографических классов?
Самый важный момент в совмещении школы и других активностей — интерес ребенка: если ему действительно нравится заниматься танцами, в ансамбле он нашел друзей, то с удовольствием спешит на занятия танцами, а домашние задания делаются быстро и вовремя. Именно поэтому в танцевальные студии стараются принять детей в возрасте 4-6 лет, чтобы до начала обучения в школе у малыша уже сформировался график, умение совмещать хореографические занятия с посещением детского садика и других студий.
В результате получается: чем больше правильно распределенной нагрузки, тем больше успевает ребенок. Но, конечно же, составляя график посещений дополнительных занятий после школы, учитывайте время в пути, время на обед и отдых ребенка.
Выступление ансамбля "Калинка" 28 мая 2017 г.
5 причин заниматься танцами
На собственном опыте работы в профессиональном народном коллективе я смело могу выделить 5 основных причин заниматься танцами.
Физическая подготовка. Ребенка, который систематически занимается танцами, видно издалека. Правильная осанка, выправка, ровные плечи, грациозность и пластика. Детей в младших группах вовлекают в танец через игру: большинство номеров представляют собой шуточные танцы, зарисовки из жизни животных, что помогает ребенку не заскучать на занятиях. Детям старшего возраста постепенно вводится трюковая часть, что помогает развивать физическую силу и выносливость. К переходному возрасту занятия народными танцами самым выгодным образом отражаются на фигуре подростка, помогая спокойнее пережить период трансформации собственного тела.
Социализация. Если мы говорим о занятиях в хорошей школе с традициями и правильным психологическим климатом, то это отличная подготовка к школе. В народный хореографический коллектив "Калинка им. А.Н. Филиппова" мы принимаем детей от 3 лет, и к школе малыш оказывается полностью социализирован: прекрасно общается со сверстниками и детьми более старшего возраста, не боится взрослых. Открытые уроки позволяют детям получить первый опыт выступления на публике, а родителям — оценить общение педагога с группой, посмотреть, как ведет себя ребенок, комфортно ли ему в коллективе.
Дисциплина и развитие трудолюбия. Народные танцы — это прекрасная возможность дисциплинировать малыша и приучить трудиться для достижения целей. Наши самые юные артисты начинают заниматься в 4 года, и уже к 6 годам дети хорошо понимают важность соблюдения правил поведения на уроке, норм общения с педагогами и ровесниками. Ученики хореографических ансамблей прекрасно понимают необходимость приезжать на уроки вовремя, не пропускать занятия, чтобы не потерять танцевальную форму.
Развитие творческого потенциала. Я призываю родителей чутко отнестись к возможностям и пожеланиям вашего ребенка, понять, какую функцию хореография выполняет в его жизни. Многим детям танцы дают прекрасную физическую форму, множество друзей, при этом их дальнейшая жизнь никак не соприкасается с хореографией. Другие же ученики поступают в театральные вузы и продолжают сценическую карьеру в качестве профессиональных артистов — так случилось со многими моими учениками из ансамбля "Калинка им. А.Н. Филиппова". При этом, работая в хорошем коллективе, абсолютно все дети борются со страхом сцены и публичных выступлений, что помогает во взрослой жизни.
Участники ансамбля "Калинка" в программе "Доброе утро на Первом"
Возможность путешествовать. Гастроли — волшебное, магическое слово в творческой жизни детского коллектива. За историю существования "Калинки" мои ученики побывали в 45 странах и познакомились с их культурой.
Записывая ребенка в хореографический ансамбль, обязательно поинтересуйтесь, как часто проходят гастроли у малышей, с какого возраста дети начинают выезжать за пределы собственного города, какой порядок оплаты и взносов существует в коллективе.
Как правило, дети от 11-12 лет могут выезжать за пределы России без сопровождения родителей, но при обязательном сопровождении педагогов, художественного руководителя и других членов команды. Также распространенная практика для детских хореографических ансамблей — публичные выступления на крупных городских праздниках, съёмки для телевидения и прессы, что существенно стимулирует малышей трудиться.