Для меня тот день стал судьбоносным. Повезла одну из дочерей-близнецов в детский сад, другие заболели. И что тут такого? Обычная ситуация. А вот что: когда мы с дочкой зашли в раздевалку группы, выбежали дети встречать со словами "Тройняшки пришли". Это при том, что моя дочь отличалась от своих сестер внешне, всегда одевалась в другую одежду и играла в другие игрушки.
Я впала в ступор. Не могла понять: ведь дети знают, как зовут дочь, с которой я пришла, отличают, но называют ее "тройняшки" — обобщающим словом. После этого ситуация меня не отпускала и прибавилось разочарование, что не разделила детей по разным группам, как хотела раньше. Позже подобные ситуации стали повторяться и превратились в норму. Но тот день вернул меня снова к мысли о разделении детей в школе.
Действительно, для других людей близнецы — это единое целое. Как бы мы ни старались в семье воспитать индивидуальность и транслировать ее другим, со стороны социума этого не будет еще долго. Когда близнецы вместе, их будут объединять и сравнивать. И тогда я приняла решение, что мои дочери-близнецы пойдут в разные классы. Сегодня это реальность, которая каждый день напоминает о верном решении.
Как оказалось, наша семья, где близнецов разделили по разным школьным классам, одна из первопроходцев в России и СНГ, так как в этих странах не принято разделять близнецов. Хотя в Америке и Европе такая практика давно есть. В список, который я собрала на сегодня, вошли Швеция, Англия, Австрия, Голландия, Венгрия, США, Израиль. Причем в некоторых из этих стран разделение близнецов даже не обсуждается с родителями: их просто вызывают в школу и объясняют, для чего это нужно.
Из опыта общения с родителями близнецов поняла, что большинство не знают о разделении. Не слышали, что совместное обучение может приводить к проблемам в будущем. Поэтому хочу поделится пятью основными аргументами, почему раздельное обучение близнецов предпочтительнее.
Помочь раскрыть индивидуальность
Итак, окружающие относятся к близнецам как к единому целому и постоянно их сравнивают. При разделении они не смогут этого делать. Каждый из близнецов начнет лучше идентифицировать себя, получит психическую и физическую автономию.
Приведу еще личные примеры восприятия близнецов как единого целого. Первый: все три дочки захотели ходить на дополнительное занятие вместе. Препятствовать не стали, у них так бывает — пробуют, позже, как правило, одна остается. Итог: на первой отчетной выставке преподаватель дала общую на всех характеристику способностей: сестры молодцы, хорошо рисуют и т.п. Ни мы, родители, ни близнецы не получили обратную связь на способности каждой.
Второй пример. На родительском собрании учитель, когда говорила о близнецах-двойняшках, которые учатся в одном классе с дочкой, дала им общую характеристику: братья ведут себя плохо. В свою очередь, мою дочь называла по имени и фамилии.
И дело не в компетенции учителя — просто восприятие близнецов идет автоматически как неделимое. Несмотря на мои знания в психологии воспитания близнецов, много раз и себя ловила на сравнении и обобщении своих "рожденных вместе".
При разделении возможностей сравнивать и обобщать не будет. Учителя и одноклассники будут воспринимать близнеца как индивидуальную личность. В классе будет индивид, а не "близнецы, двойняшки, тройняшки".
Также у близнецов появятся свои друзья, а не общие. Каждый по отдельности сможет раскрыть свои таланты и особенности, не оглядываясь на братьев или сестер.
Сформировать самостоятельность
В этом случае близнец учится самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Так как близнецы большую часть времени проводят совместно, то понятие ответственности размывается и делится на всех — либо ни на кого.
Усвоить информацию на уроке, записать домашнее задание и отвечать в классе будет каждый из близнецов по отдельности — нет рядом того, кто бы мог помочь или сделать за тебя. Конечно, в домашних условиях они будут использовать взаимопомощь, но это другое. Близнецу необходимо научиться взаимодействовать с другими людьми как индивидуальности, а не дуэту, трио или квартету.
Например, в нашем случае до школы одна дочь хорошо читала, вторая — считала, а третья не умела читать и плохо считала. Можно, конечно, сослаться на природные данные и наследственность. Но позже выяснилось, что не было необходимости: при походе в магазин одна прочитает название, вторая подсчитает деньги — и готово, а третья воспользуется этим. В разных классах ситуация изменилась: каждая умеет все, стали более самостоятельные и научились отвечать за свои действия.
Дать равные возможности раскрыть лидерские качества
Ситуация доминирования одного близнеца над другим является классической. Если ссылаться на статистику, то доминирование у близнецов составляет 75-80%, это также подтвердило мое дипломное исследование при анкетировании близнецов.
Решающими факторами доминирования в школьном возрасте является физическая сила и школьная успеваемость. Один из детей направляет активность всей пары, другой соглашается. Это связано с тем, что в группе может быть только один лидер. А близнецы — это уже группа. Лидерство может быть явным, всегда один и тот же ребенок, или переходить от одного к другому в зависимости от ситуации.
В нашем трио две постоянно подавляли третью, всегда были более активны в разговорах и поступках. Мы с супругом думали, что она с таким характером от природы. Но когда приняли решение разделить близнецов по разным секциям, так как у каждой был свой интерес и способности, выяснилось обратное. Через месяц посещения не узнали свою дочь: из пассивной и тихой она превратилась в активную, инициативную. Так что при разделении каждый получает шансы раскрыть свои лидерские качества.
Помочь приобрести опыт раздельности
Большинству близнецов в будущем не просто разделиться, начать жить собственной жизнью. Это происходит из-за того, что они практически никогда этого не делали. Они не умеют быть по отдельности, так как не было такого опыта.
Когда мы начали применять практику "раздельности", нашим близнецам это очень понравилось. Позже стали сами просить побыть в одиночестве, поиграть в тишине со всеми игрушками. Даже установили между собой очередность, кто поедет с мамой или папой в магазин.
Конечно, близнецы быстрее одиночно рожденных детей начинают скучать, но нет страха. Чем раньше начать близнецам показывать такой опыт, тем более мягким будет переход. В будущем близнецы сами решат, что с этим опытом делать. Но у них будет выбор.
По раздельности у близнецов снизится соперничество и конкуренция. Ведь им не нужно отвоевывать свое место внутри одной группы, у каждого своя территория для реализации.
Дать возможность отдохнуть друг от друга
Близнецам необходимо давать личное пространство и время. Они, как и все мы, устают друг от друга. Однажды, наблюдая за годовалыми близнецами, я осознала, что они находятся вместе практически круглые сутки. Я как представила, что со мной кто-то всегда будет рядом, мне стало, мягко говоря, не по себе.
Так, многие семьи ругаются первые дни в отпуске, так как почти все время проводят вместе, к чему не привыкли. В обыденной жизни у каждого свои раздельные дела: работа, садик, школа. Семья либо адаптируется, либо продолжает ругаться до конца отпуска. Так и с близнецами: они адаптируются и привыкают к совместному нахождению.
Известный факт, что у близнецов выше агрессия и напряженное состояние, чем у одиночно рожденных детей. Важно давать возможность близнецам побыть отдельно. Родители, в силу занятости, не всегда могут предоставить такую возможность, а раздельные классы этому способствуют.
Школа служит основной социальной средой для подготовки личности к взрослой жизни. Эта часть жизни закладывает в детях представления не только о других, но и о самом себе. Даже психологи, которые работают с предназначением человека, задают много вопросов о том, как он проявлял себя в школьном возрасте.
Обычно в подростковом возрасте у близнецов появляется желание разойтись и отличаться друг от друга. Но у большинства это не получается, так как сформирована общая среда, круг знакомых и друзей, привыкли быть вместе, распределены между собой роли.
Поэтому хочу, чтобы родители близнецов обратили особое внимание на воспитание своих "рожденных вместе". Наши дети быстро вырастут и никогда не станут снова маленькими. А нам, родителям, остается только пожинать плоды и получать результаты.