Как мотивировать ребенка к учебе - советы психолога

Как сформировать мотивацию к учебе у школьника

Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле... Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь... А зачем все это?

Зачем дети ходят в школу?

Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос - насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация: дитя заявляет: "Я хочу!" и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания - интересный и увлекательный. Для каждого свой.



Мотивация к учебе у школьниках младших классов

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.

"Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать". Лена Г. 1 класс.

"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Маша П. 2 класс.

"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Лиза Г. 1 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе

Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это "престижными мотивами":

"Я люблю, когда учителя меня хвалят". Ярослав Г. 5 класс.

"Если быть - так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе". Миша К. 4 класс.

Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.

Вопрос: Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. "престижные мотивы" - то же соревнование.

Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.

Мотивация к учебе у подростков в старших классах

Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.

"Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?" Лена Ф., 9 класс.

Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.

"Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира". Маша Б. 7 класс.

"Главное в жизни - это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо". Саша В. 8 класс.

Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?

Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.

Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.

Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах

В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: "много денег", "много знаний" - уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.

"В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!" Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.

"Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю". Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.

"Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим". Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.

Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.

Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.

Можно ли выработать мотивацию?

Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.

Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:

  • Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 - похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
  • Не берите с него обещания выполнить следующее задание на "отлично". Такая задача невыполнима!
  • Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: "К пяти часам уроки должны быть сделаны!" могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух - похвалите его: ему интересно, он старается.
  • Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
  • Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
  • Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  • Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
  • Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. "Занимательная математика", "Задачник" Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.

Заключение

Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.

Еще несколько вопросов

  1. Так ли уж невозможно сформировать мотив? Ведь дети психологически зависимы от взрослых.

Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

  1. Типичная ситуация: "Я много занимался и написал контрольную на четверку, а Витька сделал "шпоры" и получил "пять".

Психолог: Вот вам и проблема соревнования! Объясните, что, Витька обманул сам себя, он получил хорошую оценку, но не получил главного - знаний. В дальнейшем обязательно возникнет ситуация, когда его подведет невежество.

  1. Ситуация обманутых надежд: "Я столько занимался. А все равно получил трояк. Зачем тогда трудиться?"

Психолог: Пример конфликта внутренней и внешней мотивации. Кому-то пятерка дается легко, а для кого-то и тройка - победа. Если ребенок на самом деле занимался, ни в коем случае не ругайте. Лучше постарайтесь выяснить причину неудачи.

  1. "Моя мама - кандидат наук, еле сводит концы с концами, а Лелин папа окончил семилетку, но возит дочь на Мерседесе".

Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.

Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.

  1. Заявление школьника родителям (7-й класс(!)): "Я сдал для вас экзамен! Чего вам от меня еще надо!" Ответ: "Я тебе всю душу отдала, а тебе ничего не надо!"

Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как мотивировать ребенка к учебе - советы психолога"

Вы не авторизованы.

Не знаю, кто как, а я детям объясняю с самого начала: они учатся, чтобы получить диплом, а потом профессию, работать и обеспечивать себя. Ребенок в 7 лет способен это понять вполне. Возможно, способствует немецкая система школ - они знают, что уже в 10 лет будет произведен первый отбор, и вопрос, куда они попадут, в какую ступень, для них уже важен (для меня, на самом деле, не так важен, правда).
Причем я считаю, что это более правильное и реалистическое объяснение. Мне папа-педагог все детство внушал, что "надо учиться ради знаний, а не оценок". Что в результате? Знания есть. Медаль отсутствует, в столичный вуз при наличии 1й пятерки на экзамене не приняли (а дальше не хватило баллов). Если бы бегала и старалась "вытянуть" оценки (отвечала дополнительно, вообще следила за этим) - вполне можно было сделать медаль. Но ведь оценки - это так пошло...
На самом деле именно ради оценок и бумажек они и учатся в школе. Причем эти оценки не так уж сильно отражают реальность. К примеру, в начальной школе у моего сына по музыке была стабильная 4 (это как в России 3-), а в гимназии - 1 (в России 5). Это как? Резко появились музыкальные способности? С основными предметами тоже не ахти как стабильно все. Поэтому я пытаюсь внушить, что цель - именно получить хорошие оценки, чтобы был средний балл и т. д.
Мышление, знания? Я их считаю важными. Даже важнее, чем социализация, на самом деле. Но школа к этому имеет мало отношения. Важно, чтобы ребенок читал много, и говорить с ним обо всем.
2005-02-19, Синь
Да-а, смешались в кучу кони-люди...
Если речь об образовании, так к чему несбывшиееся чаяния родителей? Если о мировозрении, так, и с домашним и с государственным/частным образованием та же ситуация будет, не зависимо от того, где родители решат учить ребенка (и там и там могут быть проблеммы с мотивацией); проблеммы во взаимоотношениях и кризисные этапы возраста для детей - также нельзя сказать, что вот все должно быть по этому этапу. Для одного обучение -как раз стимул вырваться из нищеты, для другого -быть первее друга, для третьего -вырасти в собственных глазах и получить знания, а для кого-то как раз быть лучшим для мамы.
А относительно "быть полноценным челоном общества", как то не хочу, чтобы мой ребенок был им в таком контексте. Попахивает "все на БАМ ради КПСС". Лучше пусть мой ребенок будет самодостаточной ЛИЧНОСТЬЮ, без кучи комплексов и сможет нормально общаться с людьми и жить в этом мире. А то это "полноценное об-во" в виде правительства и прочих служб как то не думет о своих пенсионерах, потребностях молодых семей, детей, особенно в постсовестких странах. При таком раскладе уж лучше пусть моим ребенком будет руководить мотивация -"знания для получения возможностей потом жить с семьей в НОРМАЛЬНЫХ условиях и использовать их для самореализации". А у самодостаточной личности и проблемм в общении, как правило, не возникает.
2005-02-19, Ada
По-моему, в статье говорилось не только об учебе как таковой, но больше о том, как помочь ребенку не устать от нее, как поддержать в моменты возможных неудач так чтобы в ребенке не только не пропало желание продолжать учиться, но и гораздо большее в нем могло проснуться, объяснить какие вещи должны быть в приоритете...
А члены общества и все остальное упоминалось скорее второстепенно.
Но касательно самой статьи я хочу сказать, что она весьма скучная и как таковой особой информации не несет. Каждые родители, понимающие своего ребенка найдут слова и примеры чтобы объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо"
И еще я хочу сказать, дети - все рождаются умными и способными и не стоит думать что кто-то умнее, а кто-то глупее. Школьные же успехи зависят сильно от самого школьного процесса, то есть ребенок может заросто "скатиться на тройки" в 5-6 классе проболев и так и не догнав важную тему по алгебре, потом вырабатывается комплекс, плюс ко всему нежелание учительницы возиться с каким-то отдельным учеником "когда у нее их 25 человек и все остальные все прекрасно поняли"... Так что все эти проблемы надо спокойно решать дома, дружески обсудив со своим собственным ребенком в чем же проблема.
Удачи!
2005-02-27, Tushik
Неужели дети так говорят? Типа, хочу выучить английский, хочу получить пятерку... Серьезно? Они этого хотят?
Когда я сама училась в школе, НИКТО в моем классе учиться не хотел, особенно отличники. Если получалось смыстья с урока, бежали все 22 человека! Бегом! А самый мерзкий день в году был, конечно, 1 сентября. Меня, слава Богу, учиться не заставляли и не искали никаких мотиваций, Папа просто посмотрел однажды утром на мою депрессивную физиономию и сказал: "Котик, не хочешь - не учись, я тебе аттестат так и так сделаю". За эти слова я была ему благодарна гораздо больше, чем за любую "стимуляцию к успеху в школе".
И ничего, выросла человеком, а из школьных знаний ничего не пригодилось, даже таблица умножения. И аттестат что-то никто не спрашивает, все больше публикациями интересуются.
Детей жалко, 80% детства у них эта школа откусывает. И не верю я, что они хотят учиться, хоть убейте.
2005-03-05, Жена Чародея :)))
Спасибо, прочитала.
Да я и так все это понимаю в общих чертах - только на одном моем личном опыте можно было эту статью написать, даже не прибегая к списку дополнительной литературы :-)
А вот в исходной статье, для обсуждения которой создан топик, мало яркости - а нужна, т.к. по стилю она явно предназначена для широкого круга родителей, а не у всех такой большой личный опыт в отрицательном влиянии хронического подавления "поисковой активности", и поэтому для них нужно приводить в пример чужой личный опыт, а до "неспециалистов" все лучше доходит через яркие эмоции. :-)
2005-02-18, _Ирунчик
По-моему все очень разумно, но, к сожалению, "не цепляет". Мало эмоций, мало отрицательных примеров (про них только намекается, в духе "главное-не навредить". Как можно навредить, до какой степени серьезно "поднимание погремушки вместо ребенка", насколько некчемные и искалеченные взрослые вырастают при крайнем проявлении этого? Срашилок мало. Кто понимает все, что написано в статье - подумает, зачем мне эта статья? Ничего нового. А кто не понимает, того не проймет, пропустит, как лишнюю информацию. Эмоций бы побольше, что-бы привлечь внимание к вопросу.
ИМХО.
2005-02-17, _Ирунчик
Дети говорят что школа зло школа ад, Потому что так и есть в школе бывает задают учить то что вам в жизни не когда не пригодиться, вот , он просыпается в 7:00 ему за 1:30 нужно успеть позавтракать , умыться почистить зубы , затем собрать портфель одется , затем либо идти пешком , поехать на машине или на автобусе . Затем успеть зайти в класс приготовиться к уроку и затем токо можно отдыхать и вы представьте какая это нагрузка , вот ладно раньше .
2017-11-12, МаКс
Поделитесь:

17.02.2005
Обновлено 14.10.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Ребенок не хочет учиться: как вернуть мотивацию к учебе
Ребенок не хочет учиться: как вернуть мотивацию к учебе
Учебная мотивация: от чего зависит желание учиться
Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя
Как повысить мотивацию к учебе? Советы хорошего учителя
Повышение мотивации у школьников: откуда берется желание учиться
Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?
Подросток ничего не хочет. Как найти мотивацию?
Что такое внешние и внутренние стимулы для подростка
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!