До начала учебного года остался месяц, и родители все чаще думают о взаимоотношениях со школой. Новая книга психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер – это записи бесед с родителями и ответы на их вопросы.
Нужно ли настаивать на обязательном чтении?
Мама: 11-летнего сына интересуют легкие произведения про сверстников — Сотникова, Медведева. Он с удовольствием такие книжки читает. А сейчас по школьной программе уже начинается "Кавказский пленник". И такие морально тяжелые произведения читать ему не хочется, и он объясняет: не хочется страданий, интересно более легкую литературу читать. Как вы считаете, должны ли мы настаивать на обязательном чтении?
Ю. Б.: С детьми не стоит ни на чем настаивать, особенно на чтении. Ужасно, когда из-за этого отшибается любовь к чтению! Худший пример — "список литературы на лето". Родители заставляют детей читать по этому списку, а если он для детей — как рвотный порошок?!
Они начинают не любить автора, то или иное произведение. Самую лучшую вещь на свете можно испортить настаиванием!
Чтение — это святое. Нельзя, чтобы родитель хотел, чтобы ребенок читал больше, чем он сам того хочет. С любовью к чтению надо быть очень аккуратным. Это же любовь к мысли, слову.
Очень важно читать вслух, потом обсуждать, следить за реакцией ребенка. Может случиться, что ребенок и "Кавказского пленника" залпом прочтет, и потом всего Толстого. Но вводить серьезное чтение, понимание его, надо постепенно, усиливая серьезность книг.
Мама: Если он сам читает книжки, но не все, а выбирает отдельные места, не надо настаивать, чтобы он прочитал книжку с первого до последнего слова?
Ю. Б.: Ни в коем случае! Это так же, как с едой: небольшую порцию он съест. А если наложите во-о-от такую тарелку — и "извольте доесть все!" Так вы воспитаете отвращение к еде.
То же самое относится к "еде" интеллектуальной, и к математике, и к физике, к чему угодно. Важно поддерживать и сохранять живую душу ребенка. Во всех занятиях — в игре, в желании самому что-то сделать, что-то узнать. Интерес к серьезному чтению развивается, когда ребенку предоставлена свобода.
Мама: Еще по школьной программе надо прочесть "Остров сокровищ", а он не хочет читать, говорит, что ненавидит эту книгу. Он ее так и не дочитал до конца. Мне заставить его все-таки ее дочитать?
Ю. Б.: Надо так сказать: "Сын, ты сам знаешь, что тебе интересно. Давай поищем те книги, которые тебе по душе. А то, что заставляют, читать не будем!". А учительнице скажите: "Знаете, я лично разрешила ему сейчас читать не все, что по программе. Пусть это будет под мою ответственность!"
Чем заинтересовать ребенка, если его ничего не интересует?
Папа: Моего ребенка невозможно чем-то удивить, восхитить. Мне кажется, у него пониженная эмоциональность. Как его чем-нибудь заинтересовать?
Ю. Б.: Вообще кратковременные положительные эмоции возникают от случайного впечатления, более стойкие — больше от взаимодействия с человеком.
Вы можете сказать: "Ах!", — глядя на какую-нибудь радугу или рассвет. Но по-настоящему вы волнуетесь и переживаете, например, перед выступлением, или когда вам делают комплименты, или у вас завязываются близкие отношения и вы волнуетесь от всего, что с ними связано.
Родители думают, что средства, которыми они могут увлечь ребенка, лежат на поверхности. Нет, они лежат внутри ребенка: надо понять, что ему интересно, чего ему не хватает?
Я подозреваю, что скука, падение интереса "ко всему", "пониженная эмоциональность", как вы говорите, возникают у подростков от того, что на них спускают, что они должны знать и чем интересоваться. Но каждому ребенку дорог свой интерес — не важно, к чему: к майскому жуку, футболу или девочке-однокласснице.
Увлеченность ребенка — дело тонкое и нуждающееся в поддержке. Он как маленькое пламя в горстке сухих веточек, которое вы поддерживаете и раздуваете, подкладывая хворост и ветки покрупнее, пока не разгорится костер.
Так и с интересом ребенка: ваше эмоциональное участие и доступ свободного воздуха необходимы. А любые попытки надавить или убедить равносильны сырым дровам, которые гасят это пламя.
Папа: Получается, что интересы школы и родителей не совпадают?
Ю. Б.: Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. Если заострить, то школа — это лаборатория по изготовлению пассивных, послушных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель. Для творчества у него не остается времени, мысли. А волевая личность рождается, только когда ребенок растет в атмосфере свободы, инициативы, любопытства, поиска.
Папа: Но принято думать, что волевой человек как раз может себя заставить делать то, чего не хочет…
Ю. Б.: Воля — это понятие, которое стоит применять не к отдельным действиям, а к жизни личности в целом.
Воля — это свободная энергия, а волевая личность — человек, у кого есть эта энергия и который живет и действует увлеченно. Физиолог Павлов зарплату получать забывал, обедать забывал, так его увлекали его исследования — да и не он один! Давайте воспитывать у ребенка такую волю, чтобы он хотел делать то, что делает, и жил с интересом!
А когда его заставляют, запугивают, в ребенка вселяют неуверенность и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, желание что-либо делать. Поэтому родителям часто приходится делать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка.
Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители. Освободить ребенка от принудиловки, в какой-то момент сказать ему: "Ты не должен".
Папа: У некоторых родителей есть страх: если их ребенок в чем-то не преуспел, то их самих оценят как "плохого отца", "плохую мать".
Ю. Б.: Я сейчас пытаюсь представить себе, как получаются такие родители. Это значит, что им самим никогда не давали жить, следуя спонтанным интересам и желаниям, их постоянно оценивали. У них не было своего мнения, они не чувствовали, что имеют право распрямиться во весь рост и сказать свое слово. Я бы с такой мамой поговорила о том, что она сама думает о себе и своем ребенке. О том, как она его любит и чем ему помогает. И посоветовала бы никого не слушать!
Что надо делать для подготовки ребенка к школе?
Мама: Моя дочь в этом году идет в школу. Она ходила на подготовку, но что я могу сделать как родитель, чтобы в школе ей было интересно?
Ю. Б.: Выражение "подготовка к школе" появилось не так давно. Когда я была ребенком, то просто пошла в школу, и там меня учили всему, что полагается. Сейчас школа, учителя, родители буквально сошли с ума! Я согласна, что ребенок должен быть развит, но не надо форсировать его развитие.
Почему надо заставлять читать дошкольника? Ребенок сам охотно это делает, когда созреет. В пяти-шестилетнем возрасте детям страшно интересны буквы, они с удовольствием их складывают. Родители могут объяснить, как образуются слоги. Но не надо принуждать читать!
То же с обучением математике. Родителям я рекомендую книгу "Малыши и математика" Александра Звонкина. Когда он начал заниматься с дошкольниками, один из малышей сказал: "Я уже знаю, что такое математика: два и два будет четыре". "Дети наивно думали, — пишет автор, — что математика — это операции с числами. Но ничего подобного, это далеко не все!"
Звонкин учил малышей выделять признаки понятий, находить группировки и пересечения множеств и т.п., например, в классе 10 мальчиков, из них пять — брюнеты, пять — блондины; а еще есть девочки-блондинки. Как их можно объединить в группы? Или спрашивал: кого больше на свете — дедушек, сыновей или пап? Это вопрос, который заставляет ребенка думать (полагаю, родителей тоже).
Еще Звонкин никогда не отвечал на вопросы сам. Он предлагал ребятам подумать, и они думали столько, сколько было нужно. Его собственному сыну понадобилось полтора года, чтобы решить задачку, заданную на домашнем кружке: "Есть четырехугольники, квадраты и прямоугольники. Чего больше: квадратов, прямоугольников или четырехугольников?".
Сначала дети ответили: квадратов. "Почему?" — "Комнаты квадратные, трубы на крышах..." Здесь проявилась особенность мышления маленьких детей. Они мыслят через восприятие действительности. Через полтора года сын Александра сказал: "Папа, я тогда неправильно ответил. Больше четырехугольников, потому что квадрат — тоже четырехугольник".
Ребенок сам прошел путь познания и размышления, и это очень важно. А могло бы быть совсем по-другому: "Нет, ты что, дурак?! Что ты говоришь, подумай, ведь…" И дальше — монолог взрослого с готовым ответом: "…ведь квадрат тоже четырехугольник!"
Что происходит с ребенком? Он весь съеживается: он глупый, недотепа. Мало того, что он плохо соображает, да еще рассердил папу. А папа может добавить: "Будешь так отвечать при приеме в школу, тебя туда не возьмут!". Вот где нужно проявлять деликатность, спокойствие, давать ребенку развиваться в своем темпе.
Мама: Тогда как правильно развивать ребенка, чтобы он был хорошим учеником?
Ю. Б.: Надо жить с ребенком, увлекаться вместе с ним, рассматривать, узнавать интересные вещи. Но не заставлять! Иначе вы будете убивать у ребенка интерес. Есть замечательное слово — спонтанная (то есть самопроизвольная) активность. У разных детей она разная. Кто-то с букашками возится, кто-то с листиками и цветочками. Вы можете использовать этих букашек, эти листики или железки — все, что угодно, чтобы подхватить этот интерес и обогатить его.
Каждый раз, когда вы с ребенком открываете страничку книги с интересным предметом: машинкой, букашкой или динозавром, — вы открываете это по-новому. Маленький читатель уже получил часть информации, он уже продвинулся на шаг вперед, и вы можете задавать ему все новые вопросы, проявлять собственный интерес, находить еще какие-нибудь картинки, фильмы или рассказы на эту тему.
Мама: А могут ли помешать активному творческому развитию ребенка четкое расписание и программа школьных занятий?
Ю. Б.: Вот что записывает в своем дневнике А. Звонкин: "Первый год учебы в школе. Детям уже не 4–5, а 6–7 лет. Они заметно поглупели(!)". Однажды, когда он задал решить простую задачку сыну-первокласснику, тот произнес фразу: "Мы этого еще не проходили". Это была какая-то мелочь, которую не надо было "проходить", а требовалось чуть-чуть подумать. В дошкольном домашнем кружке дети в свободном режиме мышления решали задачи, которые разбираются в 9-м классе! А тут — "Мы это еще не проходили"!
Это яркий пример того, как школа накладывает жесткие рамки на мышление ученика, и он тупо заучивает то, что "проходят" на уроках. Поэтому и стандартная подготовка к школе убивает всякий спонтанный интерес к знаниям.
Чтобы этого не происходило, очень важно эмоциональное участие учителя в процессе учебы ребенка. Эмоциональное — не в смысле раздражения или гнева на учеников, а в смысле понимания детей, их особенностей и трудностей. Ищите такого учителя – ребенок может многому научиться в школе, если его интерес к учебе сохраняется и поддерживается.