Мне не надо вставать в семь утра, делать нечто невообразимое на голове и толкаться в общественном транспорте. Мой офис - дома. Трудно сказать, хорошо это или плохо. По крайней мере, я могу поддерживать свою профессию и точно знаю, что буду писать в графе "опыт работы".
Признаться, моя деятельность (журналистика) не является основным доходом в семье, скорее, оплачиваемым хобби.
Вы и без меня знаете, как легко теряются любые навыки. Я не буду углубляться в тонкости своей профессии, скажу только, что постоянная практика помогает поддерживать "рабочую форму". Всё течёт, всё меняется – новые технологии, мода, я просто вынуждена быть в курсе всех событий, что называется, "быть в теме".
Работёнка не пыльная, знай себе, укомплектовывай слова и предложения во что-нибудь дельное. Под рукой всё необходимое – связь с внешним миром обеспечивают телефон и Интернет, а компьютер послушно хранит безумное количество знаков с пробелами и без.
И, наконец, самое главное приложение к моей работе – дочка. Ей 2.9, она всегда рядом, потому что не ходит в сад. Решение мною было принято осознанно и ближайшие год-два пересмотру не подлежит. Для интеллектуального и физического развития ей вполне хватает той нагрузки, какая имеется на данный момент. Три раза в неделю мы ходим на занятия, не считая "домашнего обучения". Именно "мы", потому что бабушки находятся в удобном географическом и дипломатическом отдалении, а папа с утра до вечера в офисе.
Мои будни выглядят следующим образом. Обычно я встаю раньше дочки, поэтому успеваю сделать ей завтрак, взять почту, посмотреть новости, написать пару писем и определиться с планом на день. С вечера планировать не удаётся. Так уж получается, что я сплю, только не смейтесь, с фонариком, блокнотом и ручкой под подушкой. Дело в том, что мы с мужем имеем обыкновение долго болтать перед сном, и почему-то всё самое важное он вспоминает исключительно в постели. Это я к тому, что ночные записи сильно корректируют вечерний план, и нет смысла думать о делах с вечера.
Рабочий день у меня ненормированный и, как не сложно догадаться, моя деятельность не ограничивается "писаниной". На моих плечах весь домашний очаг и воспитание ребёнка. Разумеется, вокруг последнего и "пляшет" всё житиё-бытиё. Например, я знаю, что каждый вторник мы едем в игровую комнату – (на всё нужно закладывать часов 5-6). Отменить мероприятие могут только форс-мажорные обстоятельства или предпростудное состояние дочери. Как показывает опыт, интеллектуальная деятельность после долгого пребывания в обществе шумных непосед редко заканчивается успехом. День лучше посвятить ребёнку и домашним делам.
В среду и пятницу 2,5 часа уходят на занятия танцами. Все остальные дела подстраиваются под них.
Если у ребёнка нет занятий, а у меня срочных дел, я почти весь день отдаю малышке. Погулять и поспать можно подольше. Поиграть, посмотреть мультик, порезать ножницами, порисовать, погулять – выбор деятельности оставляю за ней. К сожалению, прогулку приходится нередко совмещать с походами в магазин. Но уж как есть. У нас крепкий сон, во многом зависит от того, насколько хорошо выгулян ребёнок. Поэтому времени не жалеем. Потом обед и сон. У Алисы нет чётко закреплённого времени на все процессы. Лишь бы пару часиков поспала, а часом раньше, часом позже – не имеет значения.
Обожаю смотреть, как она засыпает. Не каждая мама имеет такую возможность, по крайней мере, днём. Слегка подёргиваясь (как будто в воздушные ямки попадает), малышка плавно погружается в мир снов. Судя потому, как сладко Алиска иногда почмокивает и смеётся, сны её действительно сладкие. Обычно на укладывание уходит минут 15, в это время я успеваю собрать мысли в кучку или наоборот немного расслабиться. На период дочкиного сна приходится самая сложная по концентрации работа. Более удобного случая сосредоточиться у меня нет.
"Мама, смотри, я проснулась". - "Добрый вечер спинка, добрый вечер пяточки. Мы кто?" - "Друзья", - кричит Алька, и наши ладошки, соприкасаясь, бьются в воздухе. Вместе мы готовим ужин или находим другие важные совместные дела.
Пару раз в месяц мы выбираемся "в люди". Цирк, зоопарк, кино – всё зависит от времени года и настроения.
Меня часто спрашивают, когда я всё успеваю? Думаю, что всё дело в моём желании, темпераменте (скорости) и умении распределять дела. Со временем я научилась делать некоторые вещи быстро – это относится к приготовлению еды и уборке. Всё, что можно сделать вдвоём, мы с Алисой делаем вместе. Ребёнок не только не мешает выполнять домашние дела, но и помогает. По мере возможности, конечно. Она держит совок, когда я подметаю, относит мусор в ведро, режет огурцы для салата (разумеется, под присмотром). Пока я утюжу бельё, ребёнок смотрит какой-нибудь фильм.
Работать дома с ребёнком не так просто, как может показаться. "Принеси мне то, не знаю что" происходит довольно часто.
- Дай мне какую-нибудь книжку. Нет, не эту, хочу другую.
- Какую другую?
- Ну, другую – про гомиков (гномиков). Нет, почитай ты.
Выполняю просьбу и оставляю ей литературу для самостоятельного "чтения". У меня есть немного времени.
"Мать уехала в Париж", - затягивает дочка. Раз в ход пошёл репертуар Градского, значит, бэбик хочет танцевать. Разве можно отказать? Минут 10 мы кружимся по комнате в ритме вальса.
Аврал я не люблю, поэтому стараюсь по возможности не накапливать дела. Каждый день во время дневного сна я работаю по чуть-чуть. Иногда мне начинает казаться, что письмо "в стол" – простая трата времени, но опыт показывает, что всё может пригодиться в любое время.
Жизнь есть жизнь, бывают ситуации, когда надо срочно что-то сделать. Вот тут и начинается самое сложное. Чем-нибудь занять дочку удаётся ненадолго. В такие дни я подключаю тяжелую артиллерию. Даю ей те игры и предметы, которые обычно придерживаю. Достаю фотоальбомы, ракушки, разрешаю красками делать отпечатки рук, самой помыть пол и пр. Если работа выпадает на вторник, приходится жертвовать игровой комнатой. Но не более.
Если звонит телефон, дочь знает – нужно молчать, потому что маме звонят по делу.
Понятно, что какими бы интересными ни были развлечения, наступает момент, когда ей всё надоедает. С мамой интереснее, а кто спорит?
"Мама, включи детей", (фильм "Мэри Поппинс, до свидания") - настаивает малышка. - "Подожди, видишь, я работаю. Надо подождать". - "Нет, включи", - начинает ныть. Всё непросто в однокомнатной квартире, потому что компьютер и телевизор у нас одно целое. Или то, или другое. Приходиться уступать. Проще добровольно отдать 15 минут, чем выслушивать "концерт по заявкам". Всё равно под такой аккомпанемент ничего дельного не получится, только нервы испортим обеим. Не теряя времени, иду на кухню. Дела найдутся всегда: помыть, сложить, отутюжить, убрать...
Неудивительно, что к вечеру от такого круговорота голова перестаёт соображать напрочь. А незаконченный текст ждёт. Вроде Алиса готова к переговорам. Вновь по очереди отдаю на растерзание всё, что есть. Непрерывное дёрганье ужасно отвлекает, только мысль образуется, и на тебе - вылетела, часто безвозвратно. В такие минуты я, нет, не злюсь, наоборот, мысленно благодарю дочку - ведь она научила меня концентрироваться, работать в любых, даже самых экстремальных условия. А ведь ещё лет пять назад одним из необходимых условий была тишина.
Когда становится совсем тяжко и руки опускаются, я стараюсь думать, что где-то есть женщины, у которых нет ни мужа, ни поддержки со стороны. И ничего, справляются. Моя подруга (у нас дети ровесники) сажала своего маленького сына на плечи и в таком виде проводила переговоры. Так что мне есть на кого равняться.
Частенько я беру Алису к себе на колени и объясняю суть происходящего: "Я тебя очень люблю. Знаешь, жизнь сложная штука. Тебе ведь нравятся курточка, игрушки, мольберт? (она положительно кивает). Чтобы их купить, нужно работать - зарабатывать денежки". "А", - понимающе издаёт дочь.
Пару раз я сталкивалась с протестом дочери. Происходило это, как правило, в суперзагруженные дни, когда мне приходилось сидеть за компьютером целый день. К вечеру без всякой на то причины, у Алисы поднималась высокая температура. Утром от недомогания не оставалось и следа. Мне не требовался врач, я и без него понимала, что причиной всего - моя занятость. Температура - форма протеста. Это ещё одна причина, почему я не люблю цейтноты. Стоит ли говорить, что когда ребёнок болеет, я откладываю все дела в сторону. В такой период поведение любого ребёнка нельзя назвать адекватным, уж какие тут рецензии... Для любой мамы нет более важных и срочных дел, чем здоровье малыша.
Алька действительно мой друг. Даже в самые трудные минуты мы не расстаёмся. Она может часами терпеливо сидеть и ждать, когда маме доктор починит зуб. Тише воды барышня сидит на стульчике и внимательно наблюдает за процессом. Всё, что от меня требуется – заранее поговорить с ребёнком: с грустным лицом я показываю ей свой больной зуб, рассказываю, как мне больно и прошу помочь. Она знает, помощь заключается в хорошем поведении. После таких походов она чувствует себя героем и получает заслуженный сюрприз – любимую соломку с маком.
Я смело беру её с собой на любые мероприятия. Она ходит со мной и в редакции, и на презентации. Неудивительно, что уже сейчас в её лексиконе есть слова "анонс" и "репортаж".
Анна Казновская, a125@yandex.ru.