Те, кто сейчас сдают ЕГЭ, скорее всего, с выбором профессии уже определились — по крайней мере, у них есть планы, куда подавать документы после экзаменов. Тема профориентации больше беспокоит родителей учеников 8-10 классов. Первый этап профориентации (бесплатный!) вполне можно провести дома: вам понадобятся лишь список вопросов и умение разговаривать с подростком на эту непростую тему.
После школы: учиться или работать?
Решение после школы продолжить учебу или начать работать — первый серьезный самостоятельный выбор. Что именно предпочтет молодой человек? Он хочет учиться дальше, так как стремится к знаниям, или же это кажется ему более простым решением, да и все друзья так делают?
Бесспорно, высшее образование — отличная долгосрочная инвестиция. Тем не менее наличие диплома отнюдь не гарантирует легкого трудоустройства. Сегодня работодатели требуют от соискателей множества иных умений, порой очень специфических.
В Кентском университете подготовили список из десяти навыков, особенно востребованных работодателями. Вот эти навыки:
- Устная коммуникация. Умение четко и уверенно выражать свои мысли.
- Командный дух. Умение уверенно работать в группе.
- Коммерческая жилка. Понимание реалий рынка, существенных для данной организации.
- Аналитические и исследовательские способности. Систематический сбор информации, умение находить факты и выводить закономерности на основании имеющихся сведений. Умение решать проблемы.
- Инициативность / личная мотивация. Умение действовать по собственной инициативе, идентифицировать возможности и предлагать идеи и решения.
- Целеустремленность. Решимость во что бы то ни стало доводить дело до конца. Умение реально влиять на ситуацию и постоянный поиск способов, которые позволяли бы справляться с задачами еще лучше.
- Письменная коммуникация. Умение четко выражать свои мысли на письме.
- Планирование и организация. Умение планировать дела и эффективно их выполнять.
- Гибкость. Умение успешно адаптироваться к изменениям в окружающей ситуации.
- Управление временем. Эффективное распределение времени, умение расставлять приоритеты при решении задач и соблюдать сроки.
Среди других востребованных навыков были названы принципиальность, умение вести переговоры и убеждать собеседника, уверенность в себе и стрессоустойчивость.
Хотя во многих профессиональных областях высокая квалификация является обязательным условием, опыт работы и хватка до сих пор ценятся гораздо выше. Некоторым молодым людям будет полезно сначала "повариться" на рынке труда и лишь затем получить полноценное образование. За время такой доучебной подготовки можно понять, как люди совмещают рабочие и домашние обязанности, а также точнее сформулировать для себя, чего ты ждешь от будущей карьеры. Конечно, деньги — это еще не все, но понимать это начинаешь лишь после того, как некоторое время поработаешь.
Профориентация бесплатно: 15 вопросов
Когда ваш ребенок четко осознает, кем хочет работать и что ему подходит, ему будет проще выбрать вуз, факультет, колледж или курсы, которые приведут его к желаемому результату. Но для этого надо выявите умения и интересы подростка. А они не всегда видны невооруженным взглядом.
Чем он(а) хотел(а) бы заниматься? Какие предметы даются ему (ей) особенно хорошо? Каковы его (ее) планы? В данном случае речь может идти не только о школьных предметах, но и об исследовании личности молодого человека как таковой. Вот 15 вопросов, которые помогут определиться с направлением деятельности.
Любит ли он(а) животных?
Любит ли он(а) гулять на природе?
Нравится ли ему (ей) делать покупки?
Нравится ли ему (ей) играть в футбол?
Умеет ли он(а) прислушиваться к собеседнику?
Удается ли ему (ей) качественный, пусть и несложный ремонт вещей?
Может быть, ваш ребенок — такой человек, к которому все обращаются за утешением?
Может ли он(а) вас рассмешить?
Можно ли на него (нее) положиться?
Умеет ли он(а) манипулировать людьми (поверьте — такой талант не обязательно порочен!) и эффективно заставлять их делать то, что ему (ей) нужно?
Музыкален ли ваш ребенок?
Креативен ли ваш ребенок? Умеет ли он(а) подходить к работе творчески?
Свойственна ли ему (ей) чуткость?
Умеет ли он(а) уверенно обращаться с компьютерами и другой техникой?
Интересуется ли он(а), как работают разные вещи?
Выбор профессии для школьников: упражнение
Предложите вашему ребенку составить два списка: "Что я умею" и "Что мне нравится делать". Дайте ему (ей) на подготовку списков как минимум несколько дней. Если у вас доверительные отношения, можете просто приклеить два листка на холодильник — пусть дописывает туда все новые идеи по мере поступления. Если ребенок замкнут или стеснителен, то эти списки могут висеть у него (у нее) в комнате. Может быть, стоит озадачить такими списками всех членов семьи, чтобы все домашние подготовили их к назначенному сроку.
Когда этот срок настанет, по количеству позиций в списках вы сможете судить, насколько легко далась ребенку эта задача. Не бывает такого, чтобы человек вообще ничего не умел либо у него не было любимых занятий. Пустой лист означает неготовность к самоанализу или саморазоблачению.
Вместе изучите эти списки и поговорите о том, за какую работу стоит браться человеку, демонстрирующему такие умения и предпочтения. Главное, не слишком ограничиваться рамками объективной реальности — наоборот, подойдите к вопросу творчески, — и скоро перед вами начнет вырисовываться интересная картина.
Далее предложите ребенку подумать и решить, какие из факторов важны для него в будущей работе, какие неприемлемы, а какие не имеют значения.
Возможно, ответив на вопросы и проделав упражнения, ребенок сможет хотя бы приблизительно прикинуть, чем он может заниматься. Вот пример того, как можно проверить, подходит ли та или иная профессия конкретному человеку. Иногда наши мечты — это всего лишь мечты.
Опыт выбора профессии: Рианна, 16 лет
С раннего детства Рианна хотела быть врачом. Все ей рассказывали, как это здорово и как сложно выучиться на медика. Рианна завела много друзей, однако ей не хватало общения с однокашниками, так как она много времени уделяла учебе. Рианна во что бы то ни стало хотела окончить школу с высокими баллами, чтобы осуществить свою мечту, пусть даже сильно ограничив свою социальную жизнь.
У Рианны были способности к языкам, кстати, она выросла билингвом. Ей было легко и интересно изучать иностранные языки. Ей нравилось бывать в больших компаниях, она прилагала немалые усилия, чтобы максимально влиться в круг ровесников.
Заполнив вышеприведенный список, Рианна обнаружила, что хочет:
- работать в команде;
- чтобы работа давала возможности для самовыражения;
- заниматься физически активной работой;
- делать что то важное для окружающих и для всего мира;
- иметь гибкий рабочий график;
- работать в кругу единомышленников, среди друзей.
В качестве нежелательных она отметила следующие факторы:
- кризис и связанный с ним драматизм;
- постоянную проверку на прочность;
- необходимость вдохновлять других людей и вести их за собой;
- работу в одиночестве;
- элемент риска.
По всем остальным пунктам она выбрала вариант "может быть".
После этого мать предложила Рианне обдумать, чем приходится заниматься врачу в больнице, а также те пункты списка, которые непосредственно касаются такой карьеры. Далее они с Рианной аналогичным образом проанализировали профессию семейного врача и навыки, необходимые для такой деятельности.
Рианна отчетливо поняла, что именно для нее важно, какой она в идеале хотела бы видеть свою работу. Она осознала, что все это плохо сочетается с карьерой, которую она сейчас желает избрать. Мать Рианны тоже поняла, что желание стать врачом сформировалось у дочери очень давно и не имеет ничего общего с ее фактическими интересами, способностями и желаниями. Вероятно, даже получив диплом врача, Рианна не смогла бы самореализоваться.
Куда пойти учиться? Разговор с подростком: 5 правил
Вот несколько простых правил, которым нужно следовать, обсуждая выбор профессии и учебное заведение.
Лучше говорить об этом покороче и почаще.
Можно горы свернуть, если говорить на эти темы в подходящих условиях — когда собеседник вынужден вас слушать. Например, попробуйте поговорить в машине: зрительный контакт в данном случае необязателен, а если захотите — можете просто замолчать.
Беседуя с подростками, обычно не стоит задавать вопросы в лоб. Лучше спросите, что он(а) думает по этому поводу, и он(а) к вам прислушается.
Сделайте разговор интересным. Рисуйте, фантазируйте либо поиграйте в игру вроде "пять желаний" ("Если бы у тебя было право на пять желаний, которые обязательно исполнились бы, что бы ты загадал(а)?").
Предложите ребенку самому прояснить и исследовать проблему: позвольте ему свериться со справочниками, побеседовать с другими людьми и узнать разные точки зрения. Нельзя чему то научиться на одних лишь поучениях.