Большинство родителей будущих первоклассников уже записали своих детей в первый класс, а некоторые счастливцы даже знают, к какой именно учительнице попадет их ребенок. Для тех, кто еще не определился, какую школу выбрать, публикуем советы психолога и многодетной мамы Ларисы Сурковой. С тремя детьми (старшей Маше уже 20 лет) она уже прошла этот путь, а с двумя младшими дочками выбор школы ей еще предстоит.
Выбор школы: 9 критериев
Я перевидала много школ на своём веку: и в собственном детстве, и подбирая школу для своих детей. Главное, что я поняла, — нет критериев, которые подходят каждому ребёнку! Учитель, с которым будет спокойно и интересно одному, совершенно не подойдёт другому. С системой обучения — та же история. Поэтому мои дети сейчас ходят в разные школы: ведь что хорошо 15-летней Глаше, пока не нужно 10-летнему Стёпе.
При выборе начальной школы я обращаю внимание на следующее.
- Комфортная обстановка. Так, мои дети учились в прогимназии, где нет старшеклассников.
- Чем меньше человек в классе, тем лучше (у Стёпы в классе 23 человека).
- Учитель, который любит детей. Я считаю, это можно увидеть при первой встрече. Любой учитель может научить читать и считать, а вот быть терпеливыми, понятно объяснять материал, пожалеть первоклашку, когда надо, — это дано не всем. Я преклоняюсь перед хорошими учителями. Я бы точно не смогла справиться с такой армией детей.
- Я избегаю школ с очень насыщенными программами. Но кроме обучения чтению и таблице умножения мне важно, чтобы дети изучали английский язык, хотя бы ради развития интереса к нему.
- В каждой школе, куда я хочу определить ребёнка, я обязательно посещаю туалет. Я знаю сотни случаев, когда из-за неправильной организации этого помещения у детей возникали проблемы со здоровьем: психологические запоры, заболевания почек (из-за того, что дети вообще не ходят в туалет в школе) и многие другие.
Важно, чтобы в школе были раздельные туалеты для мальчиков и девочек. Обязательно должны быть кабинки с дверьми и туалетная бумага. Утверждение, что унитазы стоят все вместе ради безопасности, меня не убедит. Давайте в самолётах не закрывать туалеты, а то мало ли что...
Понимаю, что добиться этого сложно. Но в одной из школ, где учились мои дети, этот вопрос решил родительский комитет школы. Всё в наших руках!
- Вопрос с едой тоже сложен: в столовой прогимназии готовят сами, а в обычные школы завтраки и обеды поставляют комбинаты питания. Мои дети это не едят, да и я сама, когда была дегустация для родителей, даже нюхать этого не смогла. Но и тут есть выход — можно давать ребенку еду с собой.
- Школа — это не место, куда можно сдать ребёнка и выдохнуть. Для меня школа, наоборот, главная проблема и источник нервотрёпки. Основное, что я жду от школьного обучения, — это навыки чтения, письма, знание элементарной математики, общение. Я счастлива, когда встречаюсь с учителями — фанатами своего дела, которые могут заразить детей интересом к своему предмету.
Но у нас все идёт из семьи. Самое главное, что мои дети очень много читают. Мы любим именно бумажные книги. Это большая статья наших расходов, но я этим горжусь.
- Мне важно, чтобы школа не оказывала психологического давления. Никакого запугивания: "А-а-а! Вы все не сдадите ЕГЭ!". Родители тоже должны поддерживать в детях веру в собственные силы, чтобы те были спокойны, уверены в себе и не пили успокоительное перед контрольными.
- Мои дети делают уроки сами, но знают, что всегда могут обратиться к родителям за помощью, если столкнутся с трудной задачкой по математике или не поймут материал по русскому языку. Но в соревнованиях "чей папа сделает лучшую поделку на тему осени" мы не участвуем. Дети делают такие поделки сами и в итоге всегда горды собой.
Почему я против оценок в школе
Я против оценок вообще, не только в первом классе. Считаю, что оценка — абсолютно субъективное понятие. Градация от 1 до 5 не оставляет места для полутонов, не позволяет учитывать все особенности выполнения заданий. Кроме того, с каждым годом оценки всё чаще используются как метод наказать ученика за поведение, выразить неприязнь лично к нему или к его родителям.
Конечно, так происходит не во всех школах. Однако за все двенадцать лет, что учатся мои дети, я наблюдаю именно такую картину. Не существует даже единого, понятного всем стандарта оценивания. Вот ребёнок решил пример, ответ верный, а оценка "3" — за что?! "Цифры, — говорит преподаватель, — написаны некрасиво". Кто установил эти стандарты красоты?
С этой точки зрения оценка недопустима в творческих предметах: рисовании, музыке. Мой племянник имел стабильное "неудовлетворительно" по рисованию. Ну, не нравилось учителю его творчество. А мне, например, очень нравилось. Подруге моей дочери с большим трудом удалось исправить итоговую "двойку" по музыке. Комментарий учителя был: "Она плохо поёт". То есть дело не в том, что песня не выучена! А по всем остальным предметам у девочки были "пятерки".
Моё мнение, которое разделяет и вся моя семья: оценка ничего не значит, важны знания. Хоть сто "двоек" поставьте, но если я спрошу ребёнка и увижу, что он знает — он молодец! Низкая оценка — не повод расстроиться. Просто сообщи о ней честно. Мои дети знают, что я могу наказать за ложь!
В этом смысле мне нравится Вальдорф-школа, где учится Глаша. Там дети сами разбирают работы и решают, чья лучше выполнена. Но Степан учится не там, и вот почему. Мое мнение таково: начальная школа играет важную роль в установке определённых границ. Если учитель нормальный, то он палку не перегнёт. Если перегнёт — мы знаем, куда уйти.
Формирование рамок дозволенного, необходимость занять своё место и принять определённую роль, — наверное, это мало осуществимо при домашнем обучении. Я говорю о своих детях: все они, кроме Глаши, нуждаются в публике и "аплодисментах" (обратной связи). Полноценного социума, дополнительных занятий, спорта и домашнего дурдома им уже не хватает.