С тех пор, как Россия присоединилась к международной инициативе ВОЗ/ЮНИСЕФ "Больница, доброжелательная к ребенку", в нашей стране все больше и больше родильных домов, в которых успешное начало грудного вскармливания стало реальностью.
Сегодня их более 40 — довольно мало для такой большой страны: в "Больницах, доброжелательных к ребенку" (БДР) происходит лишь около 5% всех родов в России. Немного это и в мировом масштабе — по данным ЮНИСЕФ, в мире начитывается более 14 500 БДР. Однако в отдельных регионах все проще становится найти родильный дом, доброжелательный к ребенку. В Санкт-Петербурге 7 из 9 акушерских стационаров города удостоены этого звания; в Волгоградской области — 11 из 36 стационаров, причем на их долю приходится около 64% акушерских коек области.
О том, чем "Больница, доброжелательная к ребенку" отличается от прочих учреждений родовспоможения, "НМ" уже не раз рассказывал (см. № 4, 1997 г., № 10, 1999 г.). Напомню, что в своей работе родильный дом, претендующий на это звание, руководствуется "Десятью принципами успешного грудного вскармливания", которые были изложены в совместной декларации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1989 году.
Именно тогда на высоком международном уровне наконец-то была признана ошибочной многолетняя практика учреждений родовспоможения и детства в отношении грудного вскармливания. Было отмечено, что сама ситуация в родильных домах препятствует его благоприятному началу и длительности.
Об этом свидетельствуют и отечественные данные. Научные исследования и опыт практических врачей показывают, что большинство российских женщин изначально настроены на грудное вскармливание. Однако в 1999 г. лишь 42% женщин кормили младенцев до 3 месяцев и 28% — до полугода. В большинстве случаев это связано с незнанием механизмов выработки молока, техники грудного вскармливания и управления лактацией.
Что же меняется в жизни женщины и ее новорожденного малыша благодаря "Больнице, доброжелательной к ребенку"?
Уверенность в успешном начале кормления
Нет необходимости в процессе родов спорить с врачом — настаивать на раннем прикладывании малыша к груди, совместном пребывании с ним в палате. Не надо "качать права" и требовать, чтобы ребенка не допаивали и не докармливали смесью. В БДР все это и многое другое само собой разумеется, называется "политикой в отношении практики грудного вскармливания", формулируется в виде правил и обязательно вывешивается на видном месте, чтобы каждый, попадающий в роддом, знал, каких принципов здесь придерживаются.
Гарантия того, что слово не расходится с делом, — это, конечно, аттестация родильного дома на звание БДР, которую проводят национальные и международные эксперты. Но главная гарантия — тот долгий путь, который прошел каждый роддом, чтобы быть аттестованным.
Несколько лет — переобучение персонала, освоение непривычной практики родовспоможения и ухода за новорожденными, ломка сложившихся стереотипов, часто — переоборудование здания родильного дома. "10 принципов" становятся жизнью — хорошей жизнью, от которой уже не хочется отказываться. И все это — на энтузиазме и без какого-либо материального стимула. Ведь никто не заставляет родильный дом так работать, нет ни приказов, ни распоряжений вышестоящих инстанций. Сами захотели — сами сделали.
Хотя выгода есть, и немалая. Только на приобретении молочных смесей родильный дом № 10 Санкт-Петербурга (свыше 3000 родов в год) экономит ежегодно около 15 000 руб. Экономятся средства, отпущенные на закупку смесей, бутылочек и сосок, растворов глюкозы; мытье и стерилизацию посуды; содержание молочной комнаты; лечение трещин, нагрубаний молочных желез и маститов у женщин. Так, по данным родильного дома № 1 г. Волгограда, эти траты составляют до 100 руб. на одни роды.
А то, что родильные дома, работающие в соответствии с принципами успешного грудного вскармливания, более привлекательны для населения, доказывает статистика. Если в среднем по России на одну акушерскую койку приходится 13 родов в год, то в акушерских стационарах, имеющих статус БДР, — около 15 родов. В условиях конкуренции, которая возникает на наших глазах из-за падения рождаемости и вынужденного сокращения родильных домов, очевидно, что число БДР будет увеличиваться.
Гуманизация родов
В "10 принципах" не упоминается ни об индивидуальных родильных залах, ни о присутствии на родах мужа или других близких людей, ни о том, что обстановка больничной палаты, приближенная к домашней, способствует установлению хорошего контакта между мамой и малышом.
До всего этого в российских "Больницах, доброжелательных к ребенку" дошли сами, расширив и обогатив "10 принципов" по-своему. В Санкт-Петербурге даже в родильных залах — занавески на окнах, детские игрушки, цветы на стенах. Вся медицинская аппаратура по возможности убрана, чтобы не смущать роженицу и не нарушать естественного хода родов. Роженицам Наримановской районной больницы наверняка запомнится надпись "С днем рождения", выведенная обычной масляной краской на стене родильного зала. В московском роддоме № 6 малыши буквально с рождения — в ползунках и распашонках, чувствуют себя очень комфортно. Здесь говорят, что так стараются осуществить право ребенка на свободу.
"Я хочу, чтобы, переживая такое важное событие — рождение ребенка, женщины были спокойны, обихожены, накормлены, чтобы им было уютно и комфортно, — говорит главный врач 1-й городской клинической больницы Смоленска Игорь Владимирович Буцык. — В сегодняшней тяжелой жизни, где женщину нередко обижают, так хочется создать для нее островок заботы, душевности, теплоты".
Везде, где мне приходилось бывать с группами национальных экспертов по грудному вскармливанию, мы ощущали неказенное, человеческое внимание персонала к женщинам — и ответную доброжелательность со стороны мам. Палаты совместного пребывания — это просто какой-то аккумулятор положительной энергии: совершенно лучезарные мамы, умиротворенные дети, внимательный персонал.
Мам обычно двое. Спрашиваешь: не тесно ли, не мешаете ли друг другу? Нет, отвечают, ведь дети не плачут. Тишина в родильном доме — самое поразительное впечатление для человека, долго работавшего в подобном учреждении. А еще это верный признак больницы, доброжелательной к ребенку.
Совсем другое здоровье
Оценить показатели здоровья мам и малышей, выписавшихся из конкретного роддома, доброжелательного к ребенку, — дело непростое. А вот проанализировать ситуацию в целых регионах, где большинство родильных домов носят звание БДР, нам удалось.
Так, в Санкт-Петербурге, Волгоградской области и республике Калмыкия почти 100% новорожденных на момент выписки из роддома получают мамино молоко. Остальные данные по этим и другим регионам вы найдете в таблице.
Все родильные дома, имеющие статус БДР, отмечают быстрое восстановление массы тела новорожденных. Около 60% младенцев, получающих только молоко матери, восстанавливают или прибавляют в массе тела к выписке, у остальных отмечается незначительная потеря массы тела и положительная динамика этого показателя.
Снижается частота гнойно-септических заболеваний со стороны как матери, так и ребенка. В стационаре отсутствуют случаи вспышек кишечных инфекций новорожденных. Трещины, нагрубания молочных желез и маститы родильниц практически сводятся к нулю. По данным Астраханской области, на 60% сокращается число желтух новорожденных, они протекают в легкой форме и не требуют лечения.
Еще раз подтверждена зависимость состояния здоровья детей первого года жизни от распространенности грудного вскармливания. Так, в Волгоградской области в 1997-1999 гг. общая заболеваемость снизилась на 15%, в том числе на 25% сократились случаи кишечных инфекций и на 40% — пневмоний.
Группы поддержки кормящих мам
В мире сложилось две модели групп поддержки — либо сами мамы поддерживают друг друга, либо их поддерживают медицинские работники. Первый вариант можно условно назвать западным, он нашел распространение, в частности, в Америке — так работает ассоциация La Leche League International (Международная молочная лига) и некоторые другие. У нас, как и в большинстве развивающихся стран, прижился второй — когда медики все-таки принимают участие в работе групп поддержки.
Казалось бы, помощь мамам в организации кормления, ответы на их вопросы, патронаж в случае каких-то проблем с молоком — дело детской поликлиники. Так и происходит — но обычно в небольших городах, в сельских районах, где роддом, женская консультация и детская поликлиника работают с тесной связи. Так, в детских поликлиниках № 5 и 6 Заднепровского района Смоленска каждый случай отказа от кормления грудью — серьезный повод для обсуждения. Участковые педиатры располагают телефонами женщин, имеющих положительный опыт кормления грудью и готовых проконсультировать молодых мам. Женщины из группы поддержки принимают участие и в занятиях, которые проводятся с будущими мамами в женской консультации.
Похоже обстоит дело в Нижневартовске (муниципальное учреждение городская больница "Мать и дитя"), дорожной больнице Красноярска, Яшалтинской центральной районной больнице (Калмыкия) и других. В Волгоградской и Астраханской областях в организации групп поддержки помимо медицинских работников принимают участие социальные службы.
Кроме того, во всех родильных домах, носящих звание БДР, организованы телефоны доверия. Там, где детские поликлиники еще не готовы взять поддержку грудного вскармливания на себя (обычно — в крупных городах), это оказывается большим подспорьем для молодых мам — и, конечно, дополнительной нагрузкой для родильного дома. Но и отличительной чертой данного учреждения, влияющей на его популярность: в этом роддоме вас поддержат всегда, а не только на родах.
Информационную и методическую помощь в подготовке учреждения может оказать Научно-практический центр по пропаганде, поддержке и поощрению грудного вскармливания Минздрава России, который работает в тесном сотрудничестве с Представительством ЮНИСЕФ в России.
Любовь Абольян, кандидат медицинских наук, руководитель Научно-практического центра по охране, поддержке и поощрению грудного вскармливания Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Статья из майского номера журнала.