Выбираем негосударственную школу

На что стоит обратить внимание при выборе негосударственной школы: документы, квалификация преподавателей, с какими вузами школа сотрудничает, количество детей в классах, программы, нагрузки.

В вашей семье растет будущий первоклассник? Тогда самое время задуматься о выборе школы — еще успеете посетить разные учебные заведения, познакомиться с учителями, внимательно изучить программы... Все это очень важно — ведь школа должна стать для вашего ребенка вторым домом. Итак, на что же стоит обратить внимание при личном "знакомстве"?

Есть ли у школы главные документы — лицензия и свидетельства об аттестации и аккредитации

Лицензия — это разрешение на ведение образовательной деятельности (с указанием срока действия). Работать без нее школа не имеет права.

Аттестация — форма государственного контроля за качеством образования в школах. Аттестацию школа проходит один раз в пять лет. По ее итогам выдается (или не выдается) свидетельство об аккредитации. Без этого документа школа может работать, но аттестаты не выдает. По окончании 9-го или 11-го класса ученикам придется сдавать экзамены в другой, аккредитованной, школе.

Ольга Нестерова, юрист Ломоносовской школы:
— Аккредитация — это процедура признания государственными органами государственного статуса образовательного учреждения. Аккредитованная школа имеет право выдавать документ гособразца, использовать гербовую печать РФ, а также имеет право на государственное финансирование. Обратите внимание на  срок действия аккредитации: если она бессрочная, это говорит о достаточно высоком статусе школы. Помимо основных документов, внимательно изучите устав школы, ознакомьтесь с учебным планом, посмотрите, какие предлагаются образовательные и дополнительные услуги. Например, ребенка, у которого есть проблемы (эмоционального характера, связанные с развитием и т. д.), нельзя "загонять" в общие рамки. Важно, чтобы школа могла выстроить для него индивидуальную "траекторию развития".

Николай Бугельский, директор школы "Вита":
— В негосударственные школы родители приводят своих детей для получения качественного образования, тех знаний, которых не дают в обычной государственной школе. Например, медико-биологическая школа "Vita" — единственная школа в Москве подобного профиля, дающая наряду с качественным общим образованием, и специальные, углубленные, знания по биологии и химии.

Состав преподавателей: их квалификация, опыт, звания, награды и... личные качества

В большинство негосударственных школ педагогов принимают на конкурсной основе. Они, конечно же, должны быть профессионалами, которые смогут мотивировать ребенка на учебу, пробудить в нем интерес к предмету. Если в школе работают учителя высшей и первой квалификационной категории, лауреаты профессиональных конкурсов, педагоги, отмеченные правительственными наградами, есть надежда, что учиться ребенку будет, по крайней мере, интересно. Не меньшее значение имеют личные качества преподавателей — от этого зависит преобладающий в школе стиль отношений с детьми: авторитарно-диктаторский или дружески-демократичный.

С первого взгляда определить, хорошие учителя или не очень, сложно. Но можно, например, поинтересоваться у директора, часто ли меняется преподавательский состав. Основная группа учителей-единомышленников работает в лучших школах по много лет. Нередко они используют собственные развивающие методики и авторские программы.



Имеет смысл заглянуть в классные журналы. Если там есть даже двойки, значит, отметки педагоги не завышают: что заслужил, то и получай. Вы же не хотите, чтоб оценки не соответствовали реальным знаниям ребенка?

Владимир Сорокин, директор московской интернациональной школы "Планета":
— Средний возраст преподавателей в нашей школе — 30-45 лет. Прежде чем попасть на постоянную работу, они проходят испытательный срок. Остаются не все, но те, кто остался, — это педагоги от бога, творческие люди, способные увлечь учеников и своим предметом, и внешкольными занятиями.

С какими вузами школа сотрудничает

Практически каждая негосударственная школа заявляет о своих тесных связях с вузами. В большинстве случаев вам действительно предъявят договоры о сотрудничестве. Только вот к чему они обязывают вузы, понятно не всегда. Бывает, "связи" ограничиваются тем, что школа приглашает одного-двух педагогов из института, которые ведут пару уроков в неделю. Назвать это сотрудничеством можно с большой натяжкой. Попробуйте позвонить в вуз и поинтересоваться, в чем выражается его партнерство с данной школой.

Узнайте, сколько выпускников поступает в вузы и в какие именно: государственные или негосударственные, на бюджетные или платные места.

Юрий Рязанов, директор лицея Международного университета в Москве (МУМ):
— Преимущество наших выпускников — возможность поступить в МУМ через участие в олимпиадах и за счет досрочных вступительных экзаменов в мае. Также мы проводим дополнительные занятия по профильным (вступительным) предметам, готовим учеников к сдаче ЕГЭ. Все 474 выпускника нашего лицея поступили в вузы, причем половина — в МУМ.

Денис Кобба, директор школы классического образования "ЛУЧ", доцент МАИ:
— Основной задачей мы видим поступление выпускников нашей школы в выбранный ими вуз. И это важнейшее преимущество негосударственной школы. Выстраивая учебный процесс так, чтобы преодолеть разрыв между стандартной школьной программой и требованиями вузов, мы решаем проблему репетиторства.

Инна Корелова, директор школы-пансиона Malta Crown:
— Наши выпускники поступают и в российские, и в англоязычные университеты. Как правило, старшеклассники заранее определяются с выбором вуза, и их индивидуальный образовательный план непременно включает в себя углубленную подготовку по профилирующим предметам, к экзаменам на сертификаты TOEFL, IELTS.

Валентина Азарникова, шеф-директор международной школы "Дом Филиппа":
— В нашей школе за 15 лет существования накоплен достаточный опыт для реализации самых смелых проектов. В пражском филиале "PHILIP-HOUSE" объявлена 10-месячная подготовка выпускников в вузы Чехии, в том числе в Карлов Университет. Обучение в вузах бесплатное, а решение всех бытовых вопросов берет на себя школа.

Ольга Щекочихина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы Европейской гимназии:
— В Европейской гимназии старшеклассники готовятся к поступлению в вузы по индивидуальным планам обучения. У нас есть и договоры с московскими вузами, и приглашенные преподаватели из различных институтов, и индивидуальное углубленное изучение тех предметов, которые будут у абитуриента вступительными экзаменами.

Количество детей в классах, программы, нагрузки

Основное преимущество негосударственных школ — маленькая наполняемость классов: не более 12-15 человек. В таких классах дети постоянно находятся под контролем учителя, и он может корректировать свою работу. Вовремя увидеть и раскрыть заложенные в ребенке таланты и способности — одна из главных задач педагога.

Татьяна Данилина, учредитель образовательного холдинга "Бакалавр":
— В первую очередь, программы обучения в негосударственных школах отличаются индивидуальным походом к каждому ребенку. Важно и то, что "Бакалавр" готовит управленческую элиту, поэтому программа школы направлена на развитие основ стратегического мышления, лидерских качеств. В хорошей школе есть все необходимые учебные материалы: пособия, разработанные планы развития для каждого ученика в соответствии с его возрастом, знаниями, предпочтениями. Например, старшеклассник, который собирается стать лингвистом, углубленно изучает языки, а физику и химию — на базовом (ознакомительном) уровне. Будущий медик, напротив, основное внимание уделяет предметам естественно-научного цикла. Такая дифференциация позволяет существенно снизить общую нагрузку на ребенка.

Марина Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития:
— Мы составляем индивидуальную программу обучения и развития каждому ребенку таким образом: государственный стандарт плюс по выбору — предметы дополнительного образования, предметы для углубленного изучения, кружки, спортивные секции, подготовка в вуз. В результате ученик работает по своему расписанию, что дает реальные результаты в его обучении и развитии.

Важный вопрос — психологические и интеллектуальные нагрузки. Узнайте, есть ли у школы специализация, подразумевающая углубленное изучение определенных предметов. В этом случае нагрузка будет достаточно высокой. Но она должна быть распределена в течение всего учебного дня, недели, месяца и года в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Ирина Толкачева, директор школы "Столичный-КИТ":
— Приоритетная задача нашей школы — здоровье ребенка. Это выбор соответствующих методик и технологий организации образовательного процесса, снижающих перегрузку и утомляемость ребенка; 3-4-разовое питание и питьевой режим; качественное медицинское обслуживание, психолого-педагогическое сопровождение; большое количество уроков физкультуры, бассейн и ритмика, индивидуальный подбор спортивных секций.

Режим работы школы

Большинство негосударственных школ работают в режиме полупансиона: дети здесь проводят большую часть дня. После окончания уроков они находятся под присмотром учителей и педагогов-воспитателей: отдыхают, посещают дополнительные занятия, различные кружки.

Школ-пансионов, где дети живут и учатся в течение недели, а домой приезжают только на выходные, немного. Чаще всего учебные заведения такого типа расположены за городом. В хорошем пансионе создают все условия для развития детей, организуя не только их обучение и быт, но и досуг.

Наталья Кондрашова, директор Гимназии "Мастер-класс":
— Пансион обычно выбирают родители, которые и сами психологически готовы к разлуке, и подготовили к этому ребенка (например, ему приходилось часто и подолгу оставаться с няней или гувернанткой). Пансион является прекрасной и безопасной формой воспитания и самостоятельности, независимости и ответственности учащихся.

Инна Корелова, директор школы-пансиона Malta Crown:
— Школа-пансион Malta Crown является для каждого ученика школой и домом. Здесь созданы не только прекрасные условия для обучения и проживания, но и доброжелательная творческая атмосфера, которая, безусловно, позволяет каждому ребенку легко перенести разлуку с близкими и максимально раскрыть свои способности.

Четкого деления на специализированные и обычные среди негосударственных школ нет. Чаще всего одна школа предлагает несколько разных профилей.

В большинстве школ предусмотрены все три ступени обучения: 1-4, 5-9, 10-11 классы. Некоторые работают по программе "Детский сад — школа" и принимают малышей уже с трехлетнего возраста. Есть и такие, где учатся только старшеклассники. Как правило, эти школы целенаправленно готовят ребят к поступлению в конкретные вузы Москвы, реже — в зарубежные.

Как преподаются иностранные языки

Часто в негосударственных школах работают не только российские преподаватели, но и носители языка. Многие школы сотрудничают с зарубежными учебными заведениями, организуют регулярные поездки детей за границу на отдых и для языковой практики, предоставляют возможность сдать экзамен и получить международный языковой сертификат.

Преподаватели считают, что одним из показателей качественного образования является хорошее знание английского — "современной латыни". В идеале его нужно изучать с первого класса, а через два-три года добавлять второй иностранный язык.

Татьяна Данилина, учредитель образовательного холдинга "Бакалавр":
— Физиологические особенности ребенка позволяют изучать параллельно несколько иностранных языков. В "Бакалавре" основной язык — английский, остальные языки — по выбору. Причем выбор широк: ученик имеет возможность изучить практически любой язык. Для подготовки к международным экзаменам организуются краткосрочные курсы, где учащихся знакомят с особенностями предстоящих испытаний.

Соответствует ли стоимость обучения предлагаемым услугам

Для многих родителей стоимость обучения — решающий критерий выбора. Но обратите внимание на то, из чего складывается цена. Одни школы работают по системе "все включено". Другие предлагают комплекс услуг за определенную сумму. А третьи — только базовый минимум, когда любое дополнительное занятие приходится оплачивать отдельно.

Марина Новожилова, директор школы "Росинка":
— При первом же посещении школы родители поймут, соответствует ли стоимость обучения предлагаемым услугам. Об этом говорит внешний вид здания, состояние внутренних помещений и мебели, оснащенность кабинетов. В школе, которая закупает современные учебники, обновляет средства информатизации, регулярно проводит ремонт, предлагает качественное питание, медицинское обслуживание, обучение не может стоить дешево.

Расставьте приоритеты, определитесь, что для вас важнее: несколько "лишних" факультативов или качественное питание, психологическая служба или возможность учиться в школе при вузе и т. д. Некоторые учебные заведения предоставляют скидки на обучение: для отличников и хорошистов, на обучение второго (третьего и т. д.) ребенка из одной семьи.

Бытовые условия, комфорт и безопасность

Внешний вид здания школы, безусловно, имеет значение. Но куда важнее узнать, находится оно в собственности или в аренде. В первом случае риск переездов с места на место практически исключен. Да и стоимость обучения из-за постоянно растущей арендной платы не будет повышаться с завидной регулярностью. Долгосрочная аренда — тоже гарантия относительной стабильности. Если же школе разрешили разместиться в здании на два-три года, то вполне может быть, что по истечении этого времени вам придется возить ребенка на другой конец Москвы или срочно заняться поиском новой школы.

Елизавета Павлова, директор школы "Престиж":
— Для школы не последнюю роль играет техническое оснащение. У нас, например, есть современные компьютерные классы, оборудованные учебные кабинеты и спортивные залы. Важно, чтобы непосредственно в школе постоянно находились не только учителя, но и логопед, психолог, другие специалисты.

В зависимости от режима работы школы организовывают трех-шестиразовое питание. Но одно дело, когда в столовой разогревают купленные в соседнем супермаркете полуфабрикаты, а другое — когда готовят "домашнюю" пищу...

Алексей Володин, директор частной школы "Колледж "Ромашка":
— Негосударственная школа имеет больше возможностей корректировать расписание, в котором более продуманно чередуются уроки, перемены, прогулки, время для питания, кружки и секции. Комфортная, домашняя обстановка частной школы создает благоприятные условия для обучения разных учащихся, даже с ослабленным здоровьем.

Большинство негосударственных школ стараются создать для детей максимально комфортные условия: уютные классы, комнаты отдыха, современная мебель, светлая и чистая столовая, спортивные площадки, собственный автобус, на котором доставляют детей на занятия и домой. Территория этих школ охраняется, а служба безопасности существует отнюдь не номинально.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Выбираем негосударственную школу"

Вы не авторизованы.

Прошу простить, что встерваю, но мне кажется, тут концептуальная разница. Частное образование в России имеет иные истоки, чем государственное. При СССР гос. образование выполняло 100% гос.заказ. нынешнее гос.образование тоже во многом на него ориентировано, хотя и в нём уже появилось место гражданскому заказу. Но в любом случае, гос. образование строится на ином постулате - постулате гос.стандарта.
Частная школа, даже аттестованная и выполняющая гос.стьандарт по сути имеет другой корень роста. Она всегда созхдана под негосударственный заказ. Какой заказ лучше или правильнее - бессмысленно обсуждать. Потому что и в том, и в другом случае есть плюсы и минусы. Но существке то, что тут названо традицией - тольк ов ином прочтении. Традицией работы с заказом, я бы сказал.
Частные школы, как и государтвенные, очень разные. Но давайтебудем честны - деньги, которые платит родитель в частную школу куда идут? На образование? А какоймеханизм перемещения их в эту область? Например, можно было бы говрить об ином уровне пед.состава, но ведь количество педагогов в данном городе или регионе всё равно конечно, и в любом случае речь идёт в обоих типах школ об одном и том же профессиональном пласте. Конечно, в этом пласте есть очень разный уровень, и можно вроде бы хоррошего педагога купить в частную школу. Но это довольно трудно - если интересно, могу обхяснть почему.
Можно пойти по пути покупки методик - но в определ1нном смысле это нонсенс, т.к. методики практически бесплатны, а их эффективность опять же упирается в педагогов.
Есть ещё один момент - эффективнее таа школа, где есть внутри единая логика образовательного пространства. И тут частная школа , скажем честнор, проигрывает - по многим причнам выстроить единую логику в гос.школе проще, хотя это извучит, наверное, странно.
Частные школы также, апрорно рассчитанные на достатолчно высокоплатёжный пласт, естественным образом не ставят задачу бюджетного пути. Конечно, многие иджут в вузы за деньги и из гос.школ. И мноие в гос. школы вкачивают деньги, соразмерные частной. Но распределение этих денег принципиально разное.
Вот и получается, что сранение этихъ двух типов школ по сути бессмысленно. Это принципиально разные модели, котрые имеют принципиально разые цели и задачи, хотя, конечно, фомально вроде одну - учиться, учитсья, и учится! :-)))
2008-04-22, Паштет
Ну сколько можно мусолить одну и ту же тему, не надоело??? Ведь понятно, что тот, кто ходит в частную школу-будет все равно там учиться. А те, кто не приемлют -не будут Только вот основная масса тех, кто против, чтоб их ребенок учился в ЧШ, просто ЛУКАВЯТ. И причины этому разные, в основном, конечно, материальные. И не надо говорить, что вам не нравится хорошее отношение к ребенку, когда его не зажимают и не унижают- все равно в душе вы считаете не так. Это банальная ЗАВИСТЬ. А девушка Nuvorish сама себе противоречит: то она не воспринимает ЧШ, а только гос., то знакомых упоминает, которые учились(так чаще всего все и делают, типа из опыта знакомых), а потом вообще говорит, что была на выставке и сама всем интересовалась. А зачем вообще тратить время и ходить на выставки ЧШ, если Вам это не интересно? А голословные выпады и т.п.- зачем?, если Вы вообще не в теме? Просто потрепаться, так пишите о том, что Вам знакомо. Ведь не спроста столько людей отдают детей в ЧШ, наверное не просто, чтобы выбрасывать деньги на ветер? Из собственного опыта: унас из сада 7 человек пошли в негосуд школы, в три разные причем. И ничего, никто уходить не собирается, все довольны, дети при этом(учатся 2 год) вполне нормальные, адекватные и развитые. И естественно, что тем родителям, дети которых учатся в ЧШ неприятно, что это как клеймо в устах некоторых. Так что не обобщайте и если Вас эта тема так уж трогает, то сначала пообщайтесь и почитайте. Авось и у Вас все наладится и не будете тогда так категоричны. Удачи и чтобы мечты сбывались!
2008-04-24, надоело
Извините, что вмешиваюсь :))) Но вся беда подобных споров в том, что все изначально сравнивают частные и государственные школы Москвы. Словно нет других городов с ДРУГИМИ условиями.
Есть много маленьких, средних городов где частная школа - это не альтернатива, а единственно возможный вариант НОРМАЛЬНОГО образования. Чтобы английский был, программа более или менее продвинутая. Чтобы ребенка не облизывали, а элементарно обедом (не ресторанным, а просто съедобным) накормили.
Сейчас мы живем в Подмосковье. И наша частная школа - единственно приемлемый вариант. Возить по полтора часа в Москву "младшешкольника" - я не готова, ребенка жалко :) Учиться в школе где 2 и 3 классы во вторую смену, по 35 детей в классе, полкласса плохо говорят по русски - тоже извините...
Оплата в нашей школе - 11 тыс. в месяц с питанием, учебниками и экскурссиями. А учат - на всех районных олимпиадах призовые места. Если не 1-е, то 2 и 3 точно.
Я не против гос. школ. Через год мы переезжаем обратно в Москву, и там я отдам сына в гос. школу. Потому что в частных мне лично не нравится как раз то что ставят им в плюс . Но это отдельная тема.
Просто странно когда "частная" становится ярлыком.
2008-04-22, Тийна
Читала ветку, споры все...И не смогла не написать...
Важно не то - частная или государственная школа. Важно - качество образования! Есть разные по уровню и те и другие школы. Моя дочь ходит в сильную частную школу. Для меня важнен уровень знаний, но и остальные условия тоже важны. Мне хочется, чтобы дочка была в комфортной для нее атмосфере. Ну уж, простите... Меня очень покоробили слова К.:"В государственной школе, ребенок вынужден приспосабливатся ко многому и это самое главное, что может дать школа". Я не хочу, чтобы мой ребенок вынужден был бы приспосабливаться. Это значит, ее ломали бы как личность. Вот именно поэтому, наверное, выбрала частную...
2008-04-23, vim
Я прорабатывала этот вопрос очень подробно, т к поначалу тоже хотела отдать ребенка в то место, где хорошо кормят, мало человек в классе и т д. Для своего ребенка я выбрала хорошее образование. И я не буду с вами спорить на эту тему. Кто-то ведь и в дворовых школах учится, и его это устраивает, тк близко к дому например. Каждый кулик свое болото хвалит, даже если это и правда болото. И надежд на бесплатное высшее образование я тоже не питаю для своего ребенка, т к очень велика скорость с которой все коммерциализуется в нашей стране. Но он пойдет в хороший ВУЗ, а в хорошем вузе кроме денег еще и знания нужны.
2008-04-21, Nuvorish
Мое мнение, что ни одна частная школа не дает знаний как в сильной государственной школе с многолетнимим традициями. Если ходить в школу чисто поесть, потусить и побалдеть, то да это в частную. Только если потом захотеть перейти в нормальную гимназию... ой как придется попариться. Как не крути частные школы созданы прежде всего для зарабатывания денег, а как известно в нашей стране этот процесс всегда принимает уродливые формы почему-то. Нет в этих школах традиций образования, т к они слишком молодые эти школы, да и не стремятся они к этому имхо. А в образовании очень важны традиции.
2008-04-21, Nuvorish
Не скажите :) В 57 - за 30 человек в классе, в хорошей гимназии около дома 32, насколько я знаю минимум по закону - 25. Творить в некоторых школах можно, но рамки резко жестче, например, мы сами определяем сколько у нас на что часов, как строятся программы. А в государственной школе и программы, и часы закреплены резко жестче. И куча времени учителя уходит на многочисленные планы и отчеты, которые проверяют вышестоящие органы. Есть очень хорошие гос. школы, конечно, и очень плохие частные тоже - сама видела, но все же возможностей для учителя в частной системе пока чаще всего больше.
2008-04-23, ЮлияС
Поделитесь:

21.04.2008
Обновлено 18.01.2016
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Выбор школы: куда поступать в 5-й класс
Выбор школы: куда поступать в 5-й класс
Дни открытых дверей и отзывы о школах: какие вопросы задать
Где учатся с интересом от первого до выпускного?
Где учатся с интересом от первого до выпускного?
Немного о системе среднего образования Канады.
Зачем нужна школа приемных родителей?
Зачем нужна школа приемных родителей?
Как найти школу приемных родителей и чему в ней учат?
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!