В вашей семье растет будущий первоклассник? Тогда самое время задуматься о выборе школы — еще успеете посетить разные учебные заведения, познакомиться с учителями, внимательно изучить программы... Все это очень важно — ведь школа должна стать для вашего ребенка вторым домом. Итак, на что же стоит обратить внимание при личном "знакомстве"?
Есть ли у школы главные документы — лицензия и свидетельства об аттестации и аккредитации
Лицензия — это разрешение на ведение образовательной деятельности (с указанием срока действия). Работать без нее школа не имеет права.
Аттестация — форма государственного контроля за качеством образования в школах. Аттестацию школа проходит один раз в пять лет. По ее итогам выдается (или не выдается) свидетельство об аккредитации. Без этого документа школа может работать, но аттестаты не выдает. По окончании 9-го или 11-го класса ученикам придется сдавать экзамены в другой, аккредитованной, школе.
Ольга Нестерова, юрист Ломоносовской школы:
— Аккредитация — это процедура признания государственными органами государственного статуса образовательного учреждения. Аккредитованная школа имеет право выдавать документ гособразца, использовать гербовую печать РФ, а также имеет право на государственное финансирование. Обратите внимание на срок действия аккредитации: если она бессрочная, это говорит о достаточно высоком статусе школы.
Помимо основных документов, внимательно изучите устав школы, ознакомьтесь с учебным планом, посмотрите, какие предлагаются образовательные и дополнительные услуги. Например, ребенка, у которого есть проблемы (эмоционального характера, связанные с развитием и т. д.), нельзя "загонять" в общие рамки. Важно, чтобы школа могла выстроить для него индивидуальную "траекторию развития".
Николай Бугельский, директор школы "Вита":
— В негосударственные школы родители приводят своих детей для получения качественного образования, тех знаний, которых не дают в обычной государственной школе. Например, медико-биологическая школа "Vita" — единственная школа в Москве подобного профиля, дающая наряду с качественным общим образованием, и специальные, углубленные, знания по биологии и химии.
Состав преподавателей: их квалификация, опыт, звания, награды и... личные качества
В большинство негосударственных школ педагогов принимают на конкурсной основе. Они, конечно же, должны быть профессионалами, которые смогут мотивировать ребенка на учебу, пробудить в нем интерес к предмету. Если в школе работают учителя высшей и первой квалификационной категории, лауреаты профессиональных конкурсов, педагоги, отмеченные правительственными наградами, есть надежда, что учиться ребенку будет, по крайней мере, интересно. Не меньшее значение имеют личные качества преподавателей — от этого зависит преобладающий в школе стиль отношений с детьми: авторитарно-диктаторский или дружески-демократичный.
С первого взгляда определить, хорошие учителя или не очень, сложно. Но можно, например, поинтересоваться у директора, часто ли меняется преподавательский состав. Основная группа учителей-единомышленников работает в лучших школах по много лет. Нередко они используют собственные развивающие методики и авторские программы.
Имеет смысл заглянуть в классные журналы. Если там есть даже двойки, значит, отметки педагоги не завышают: что заслужил, то и получай. Вы же не хотите, чтоб оценки не соответствовали реальным знаниям ребенка?
Владимир Сорокин, директор московской интернациональной школы "Планета":
— Средний возраст преподавателей в нашей школе — 30-45 лет. Прежде чем попасть на постоянную работу, они проходят испытательный срок. Остаются не все, но те, кто остался, — это педагоги от бога, творческие люди, способные увлечь учеников и своим предметом, и внешкольными занятиями.
С какими вузами школа сотрудничает
Практически каждая негосударственная школа заявляет о своих тесных связях с вузами. В большинстве случаев вам действительно предъявят договоры о сотрудничестве. Только вот к чему они обязывают вузы, понятно не всегда. Бывает, "связи" ограничиваются тем, что школа приглашает одного-двух педагогов из института, которые ведут пару уроков в неделю. Назвать это сотрудничеством можно с большой натяжкой. Попробуйте позвонить в вуз и поинтересоваться, в чем выражается его партнерство с данной школой.
Узнайте, сколько выпускников поступает в вузы и в какие именно: государственные или негосударственные, на бюджетные или платные места.
Юрий Рязанов, директор лицея Международного университета в Москве (МУМ):
— Преимущество наших выпускников — возможность поступить в МУМ через участие в олимпиадах и за счет досрочных вступительных экзаменов в мае. Также мы проводим дополнительные занятия по профильным (вступительным) предметам, готовим учеников к сдаче ЕГЭ. Все 474 выпускника нашего лицея поступили в вузы, причем половина — в МУМ.
Денис Кобба, директор школы классического образования "ЛУЧ", доцент МАИ:
— Основной задачей мы видим поступление выпускников нашей школы в выбранный ими вуз. И это важнейшее преимущество негосударственной школы. Выстраивая учебный процесс так, чтобы преодолеть разрыв между стандартной школьной программой и требованиями вузов, мы решаем проблему репетиторства.
Инна Корелова, директор школы-пансиона Malta Crown:
— Наши выпускники поступают и в российские, и в англоязычные университеты. Как правило, старшеклассники заранее определяются с выбором вуза, и их индивидуальный образовательный план непременно включает в себя углубленную подготовку по профилирующим предметам, к экзаменам на сертификаты TOEFL, IELTS.
Валентина Азарникова, шеф-директор международной школы "Дом Филиппа":
— В нашей школе за 15 лет существования накоплен достаточный опыт для реализации самых смелых проектов. В пражском филиале "PHILIP-HOUSE" объявлена 10-месячная подготовка выпускников в вузы Чехии, в том числе в Карлов Университет. Обучение в вузах бесплатное, а решение всех бытовых вопросов берет на себя школа.
Ольга Щекочихина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы Европейской гимназии:
— В Европейской гимназии старшеклассники готовятся к поступлению в вузы по индивидуальным планам обучения. У нас есть и договоры с московскими вузами, и приглашенные преподаватели из различных институтов, и индивидуальное углубленное изучение тех предметов, которые будут у абитуриента вступительными экзаменами.
Количество детей в классах, программы, нагрузки
Основное преимущество негосударственных школ — маленькая наполняемость классов: не более 12-15 человек. В таких классах дети постоянно находятся под контролем учителя, и он может корректировать свою работу. Вовремя увидеть и раскрыть заложенные в ребенке таланты и способности — одна из главных задач педагога.
Татьяна Данилина, учредитель образовательного холдинга "Бакалавр":
— В первую очередь, программы обучения в негосударственных школах отличаются индивидуальным походом к каждому ребенку. Важно и то, что "Бакалавр" готовит управленческую элиту, поэтому программа школы направлена на развитие основ стратегического мышления, лидерских качеств.
В хорошей школе есть все необходимые учебные материалы: пособия, разработанные планы развития для каждого ученика в соответствии с его возрастом, знаниями, предпочтениями. Например, старшеклассник, который собирается стать лингвистом, углубленно изучает языки, а физику и химию — на базовом (ознакомительном) уровне. Будущий медик, напротив, основное внимание уделяет предметам естественно-научного цикла. Такая дифференциация позволяет существенно снизить общую нагрузку на ребенка.
Марина Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития:
— Мы составляем индивидуальную программу обучения и развития каждому ребенку таким образом: государственный стандарт плюс по выбору — предметы дополнительного образования, предметы для углубленного изучения, кружки, спортивные секции, подготовка в вуз. В результате ученик работает по своему расписанию, что дает реальные результаты в его обучении и развитии.
Важный вопрос — психологические и интеллектуальные нагрузки. Узнайте, есть ли у школы специализация, подразумевающая углубленное изучение определенных предметов. В этом случае нагрузка будет достаточно высокой. Но она должна быть распределена в течение всего учебного дня, недели, месяца и года в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Ирина Толкачева, директор школы "Столичный-КИТ":
— Приоритетная задача нашей школы — здоровье ребенка. Это выбор соответствующих методик и технологий организации образовательного процесса, снижающих перегрузку и утомляемость ребенка; 3-4-разовое питание и питьевой режим; качественное медицинское обслуживание, психолого-педагогическое сопровождение; большое количество уроков физкультуры, бассейн и ритмика, индивидуальный подбор спортивных секций.
Режим работы школы
Большинство негосударственных школ работают в режиме полупансиона: дети здесь проводят большую часть дня. После окончания уроков они находятся под присмотром учителей и педагогов-воспитателей: отдыхают, посещают дополнительные занятия, различные кружки.
Школ-пансионов, где дети живут и учатся в течение недели, а домой приезжают только на выходные, немного. Чаще всего учебные заведения такого типа расположены за городом. В хорошем пансионе создают все условия для развития детей, организуя не только их обучение и быт, но и досуг.
Наталья Кондрашова, директор Гимназии "Мастер-класс":
— Пансион обычно выбирают родители, которые и сами психологически готовы к разлуке, и подготовили к этому ребенка (например, ему приходилось часто и подолгу оставаться с няней или гувернанткой). Пансион является прекрасной и безопасной формой воспитания и самостоятельности, независимости и ответственности учащихся.
Инна Корелова, директор школы-пансиона Malta Crown:
— Школа-пансион Malta Crown является для каждого ученика школой и домом. Здесь созданы не только прекрасные условия для обучения и проживания, но и доброжелательная творческая атмосфера, которая, безусловно, позволяет каждому ребенку легко перенести разлуку с близкими и максимально раскрыть свои способности.
Четкого деления на специализированные и обычные среди негосударственных школ нет. Чаще всего одна школа предлагает несколько разных профилей.
В большинстве школ предусмотрены все три ступени обучения: 1-4, 5-9, 10-11 классы. Некоторые работают по программе "Детский сад — школа" и принимают малышей уже с трехлетнего возраста. Есть и такие, где учатся только старшеклассники. Как правило, эти школы целенаправленно готовят ребят к поступлению в конкретные вузы Москвы, реже — в зарубежные.
Как преподаются иностранные языки
Часто в негосударственных школах работают не только российские преподаватели, но и носители языка. Многие школы сотрудничают с зарубежными учебными заведениями, организуют регулярные поездки детей за границу на отдых и для языковой практики, предоставляют возможность сдать экзамен и получить международный языковой сертификат.
Преподаватели считают, что одним из показателей качественного образования является хорошее знание английского — "современной латыни". В идеале его нужно изучать с первого класса, а через два-три года добавлять второй иностранный язык.
Татьяна Данилина, учредитель образовательного холдинга "Бакалавр":
— Физиологические особенности ребенка позволяют изучать параллельно несколько иностранных языков. В "Бакалавре" основной язык — английский, остальные языки — по выбору. Причем выбор широк: ученик имеет возможность изучить практически любой язык. Для подготовки к международным экзаменам организуются краткосрочные курсы, где учащихся знакомят с особенностями предстоящих испытаний.
Соответствует ли стоимость обучения предлагаемым услугам
Для многих родителей стоимость обучения — решающий критерий выбора. Но обратите внимание на то, из чего складывается цена. Одни школы работают по системе "все включено". Другие предлагают комплекс услуг за определенную сумму. А третьи — только базовый минимум, когда любое дополнительное занятие приходится оплачивать отдельно.
Марина Новожилова, директор школы "Росинка":
— При первом же посещении школы родители поймут, соответствует ли стоимость обучения предлагаемым услугам. Об этом говорит внешний вид здания, состояние внутренних помещений и мебели, оснащенность кабинетов. В школе, которая закупает современные учебники, обновляет средства информатизации, регулярно проводит ремонт, предлагает качественное питание, медицинское обслуживание, обучение не может стоить дешево.
Расставьте приоритеты, определитесь, что для вас важнее: несколько "лишних" факультативов или качественное питание, психологическая служба или возможность учиться в школе при вузе и т. д. Некоторые учебные заведения предоставляют скидки на обучение: для отличников и хорошистов, на обучение второго (третьего и т. д.) ребенка из одной семьи.
Бытовые условия, комфорт и безопасность
Внешний вид здания школы, безусловно, имеет значение. Но куда важнее узнать, находится оно в собственности или в аренде. В первом случае риск переездов с места на место практически исключен. Да и стоимость обучения из-за постоянно растущей арендной платы не будет повышаться с завидной регулярностью. Долгосрочная аренда — тоже гарантия относительной стабильности. Если же школе разрешили разместиться в здании на два-три года, то вполне может быть, что по истечении этого времени вам придется возить ребенка на другой конец Москвы или срочно заняться поиском новой школы.
Елизавета Павлова, директор школы "Престиж":
— Для школы не последнюю роль играет техническое оснащение. У нас, например, есть современные компьютерные классы, оборудованные учебные кабинеты и спортивные залы. Важно, чтобы непосредственно в школе постоянно находились не только учителя, но и логопед, психолог, другие специалисты.
В зависимости от режима работы школы организовывают трех-шестиразовое питание. Но одно дело, когда в столовой разогревают купленные в соседнем супермаркете полуфабрикаты, а другое — когда готовят "домашнюю" пищу...
Алексей Володин, директор частной школы "Колледж "Ромашка":
— Негосударственная школа имеет больше возможностей корректировать расписание, в котором более продуманно чередуются уроки, перемены, прогулки, время для питания, кружки и секции. Комфортная, домашняя обстановка частной школы создает благоприятные условия для обучения разных учащихся, даже с ослабленным здоровьем.
Большинство негосударственных школ стараются создать для детей максимально комфортные условия: уютные классы, комнаты отдыха, современная мебель, светлая и чистая столовая, спортивные площадки, собственный автобус, на котором доставляют детей на занятия и домой. Территория этих школ охраняется, а служба безопасности существует отнюдь не номинально.