Утро 1 сентября. Яркое солнышко, я поднимаю свое сокровище с постели. Обе страшно волнуемся, даже завтракать не можем. Рядом прыгает наш папа с фотоаппаратом, пытаясь увековечить столь волнующий момент. Мы завязываем белые банты, надеваем новенькую школьную форму, берем купленный вчера огромный букет. И наша школьница идет в свой первый класс. При этом школьницы из-за букета почти не видно. Правда, умилительная картинка? Это как в сказках, когда дело заканчивается свадьбой... А в жизни со свадьбы (в нашем случае с 1 сентября) все только начинается...
Честно говоря, эта история началась намного раньше, а именно за 2 года до этого торжественного дня. Наша доченька родилась очень слабенькой. В раннем детстве мы очень много и часто болели, довольно поздно начали говорить. Вследствие этого мы не относились к разряду "гениальных" детей. Поэтому готовится к школе мы начали за два года до заветной даты.
Первый вопрос, который встал перед нами, — с какого возраста вести ребенка в школу. Дело в том, что родились мы в ноябре, поэтому мы могли пойти в школу либо с 6, либо почти с 8 лет. Изначально мы планировали идти с 6 лет, поэтому, как только нам исполнилось пять, мы начали активную "подготовку".
Как и многим родителям, нам свойственно переносить свои "нереализованные" достижения на ребенка. Поэтому мы начали активно посещать воскресную школу, кружок рисования для малышей, занятия по подготовке к школе. Мы дополнительно занимались дома, очень много читали, а вся детская была увешана азбуками, таблицами сложения и вычитания... И знаете, чего мы добились в итоге? Наша дочка наотрез отказалась "учиться". Мы настолько ее перегрузили, что времени на игры почти не осталось, кстати, результаты такого "образования" мы пожинаем до сих пор: любое предложение позаниматься по предметам дополнительно (иногда это действительно необходимо) воспринимается в штыки. Поэтому первый совет от "бывалых": вся подготовка дошкольника должна быть в форме игры и соответствовать желанию и реальным способностям ребенка. Знаете, есть такой закон: "На всякое действие есть равное ему противодействие". Поэтому, если вы чувствуете, что это вашему сокровищу не интересно или очень тяжело, отложите это на более поздний период. Возможно, через месяц-другой, когда малыш станет чуть старше, он будет делать это легко и с удовольствием. Ну а если это необходимо сделать сейчас, то надо просто помочь. Ребенок должен знать: мама и папа всегда готовы помочь и поддержать.
Когда мы ходили на занятия по подготовке к школе, с нами в группе была девочка Соня. Сонечка была очень способным ребенком, а наша Ксюшка, как и другие ребята от нее явно отставала по всем пунктам. Соня замечательно рисовала, бегло читала, хорошо считала. Мы, как и многие родители в нашей группе, постоянно ее ставили в пример нашим детям. Угадайте результат? Правильно, наши дети Соню дружно ненавидели. Никто не хотел с ней дружить. Кроме того, дети Соню постоянно обижали. Поэтому совет второй: постоянно говорите вашему ребенку, что он самый лучший (даже если это не так), хвалите за любое, даже незначительное достижение, никогда не сравнивайте его с другими ребятами. Он или она должны всегда знать: они самые лучшие, мама и папа очень ими гордятся. Сделайте выставку детских рисунков и поделок, ставьте тетради с "пятерками" на видное место, даже если "пятерка" по пению.
Когда нам исполнилось 6 лет, мы пошли на тестирование к психологу, где нам сказали, что к школе по уровню знаний и развитию мы готовы, но психологически мы еще маленькие. Дома долго шли дебаты, идти в этом году или в следующем. Мы решили не рисковать и продлили Ксюхино "беззаботное" детство еще на год. О чем до сих пор не жалеем, потому что школа — это прежде всего нагрузка на психику и "ломка" ребенка. И к этому надо быть готовым. За последний год мы "наигрались" и в школу шли с огромным желанием и вполне сознательно, в отличие от некоторых наших одноклассников, которые весь первый класс продолжали играть на уроках.
Наученные горьким опытом предыдущего года, на Ксюшу мы уже не давили. Заниматься, конечно, продолжали, но следили, чтобы ребенок не уставал и не воспринимал это как "тяжелую обязанность". Много рисовали карандашами и штриховали для развития кисти. Играли в "записки". Прятали что-нибудь вкусное или интересное и записками указывали, где искать. Играли в "магазин" для закрепления навыков счета. Читали по очереди: обычно начинала читать я, потом говорила дочке, что "глаза очень устали", просила ее немного почитать, пока "глаза отдыхают". Мы много говори о школе и о том, как много замечательных вещей в ней можно узнать. Когда Ксюша себя плохо вела, мы говорили ей, что с таким поведением в школу не берут. Преподносите ребенку поход в школу, как награду за его достижения. Говорите, что в выбранной вами школе так здорово и почетно учиться, что только такие хорошие дети пойдут в нее учиться. Рассказывайте, какие там проводятся интересные мероприятия и конкурсы. Делайте все, чтобы ребенку очень сильно захотелось пойти именно в эту школу.
Выбором школы и класса озаботились еще в октябре года, предшествующего нашему "походу" в школу. Делали это так: сначала мы поинтересовались у родителей детей, которые уже учились в заинтересовавших нас школах, их мнением о школе. Подняли всю информацию о школах, которые нас заинтересовали, в Интернете. Ходили в школы на "День открытых дверей". При этом важно учитывать реальные возможности вашего ребенка и ваш уровень дохода. В ряде школ работают с одаренными детьми или "одаренными" родителями. Сложно ожидать от ребенка, которому тяжело даются арифметические действия, хорошей учебы и нормальной самооценки в физико-математической школе, а от ребенка, который слабо рисует и застенчив — достижений в "творческих" школах. Многие учебные заведения также ориентированы на людей с высокими доходами, и если вы их не имеете, то, отдав ребенка в такую школу, вы обрекаете его на судьбу "изгоя" или "человека второго сорта". Поэтому хорошо оцените все ваши возможности, полученную информацию и принимайте решение.
Когда мы определились со школой, перешли ко второму этапу — выбору педагога. Я пришла в школу на общешкольное родительское собрание и побеседовала с родителями "третьеклашек", которые выпускались из начальной школы и чьи учителя в сентябре набирали новые классы. Побеседовала со старшими детьми, учившимися у этих педагогов. На мой взгляд, хороший учитель начальных классов должен очень сильно любить детей и свою работу. Если получится, сходите на родительское собрание в класс, который ведет выбранный вами педагог. Послушайте, как он говорит о своих учениках. Желательно отдать ребенка на подготовительные курсы к выбранному вами педагогу и посмотреть, как они будут общаться друг с другом. Потом спросите мнение ребенка об учителе. Когда будете принимать решение, помните, что на ближайшие четыре года вы выбрали для вашего ребенка второго по важности после вас человека, и именно в эти четыре года будет заложен фундамент отношений между школой и вашим ребенком.
Вот прошло 1 сентября, банты и рюши убраны в шкаф. Начинается учеба. Здесь, если позволите, еще несколько советов родителей, учившихся на собственных ошибках и иногда ценой слез собственного ребенка:
- Никогда не заставляйте ребенка ничего делать насильно: только уговоры и аргументированные убеждения. Постарайтесь не повышать голос, когда занимаетесь с ним. Помните: у него ваши гены, поэтому его способности или "неспособности" передали ему вы, и он в этом не виноват.
- Ваш малыш — самый лучший, самый умный хотя бы потому, что он ваш.
- Хвалите за каждый крючок, буковку, рисунок. Рассказывайте в его присутствие вашим родственникам и друзьям, какой он молодец и какие у него достижения (только реальные достижения).
- Только терпение и любовь помогут пережить вам и вашему чаду первый год в школе. Пусть он знает: вы с ним — одна команда, и вам вместе все по плечу.
- Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка, даже если она того стоит.
- Не позволяйте учителю обижать ребенка, во всех конфликтах попытайтесь встать на место ребенка и понять, почему он поступил так или иначе. И только потом принимайте "меры" .
- Старайтесь делать уроки до 18.00, пока ребенок не так устал. А перед сном минут 40 постарайтесь погулять и побегать (это помогает ребенку снять дневной стресс).
- Если есть возможность, наймите учителя — пенсионера для приготовления уроков дома. Дети слушаются чужих людей лучше и стараются работать старательнее. (Да и ваша нервная система будет страдать меньше).
- Разработайте режим дня школьника и четко его соблюдайте, скоро вы увидите, что успеваете намного больше.
Желаю вам удачи в нелегком деле покорения школы. Буду рада, если наш опыт (иногда горький) кому-то пригодится и поможет избежать "набивания собственных шишек". Добавлю лишь, что в школе мы уже "старички" — заканчиваем 6-ой класс. Учимся хорошо, но не без проблем. Скоро пойдем в школу в "третий" раз с Ванькой (ему сейчас 5 лет).