Вспомнить все

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (21 оценка)

Какая мама не мечтает, чтобы ее малыш был самым-самым, в том числе и самым умным? Все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха, и многие полагают, что для этого необходимо как можно раньше развивать память своего маленького. В этом есть доля истины, ведь ни для кого не секрет - память является своеобразным "сосудом" для хранения знаний. Но так ли необходимо приступать к обучению в столь раннем возрасте?

Вот вы, например, помните свой первый день рождения? Конечно, нет! Хотя ваши папы и мамы наверняка отметили это радостное событие по всем правилам. Обычно человек помнит себя начиная примерно с трехлетнего возраста, а все, что происходило до этого, на первый взгляд и не запоминается. И какая бы прекрасная память ни была, мы все paвно вряд ли сможем заглянуть в прошлое дальше первого года в детском саду.

То, что интеллектуальные способности формируются еще до рождения человека - давно доказанный факт. К примеру, одна будущая мама в совершенстве владела двумя языками - французским и русским. Но во время беременности говорила только по-французски. Когда кроха появился на свет, оказалось, что ему больше нравится французская речь. Ведь этот язык ему уже был знаком, он слышал его на протяжении девяти месяцев, и потому именно французский сразу после появления на свет стал для него более понятным и приятным.

Другой пример - музыкальный. Американка в период беременности ежедневно смотрела один и тот же сериал. А потом вдруг окружающие заметили, что музыкальный фон из этого телефильма успокаивал малыша лучше, чем любая другая музыка!

Прогресс налицо

Что же все-таки запоминает ребенок и запоминает ли вообще? В возрасте 1-2 лет малыш невероятно быстро впитывает в себя информацию, но вспомнит ли он в будущем о том времени, когда был совсем маленьким? Над этими, как впрочем, и многими другими вопросами, касающимися развития человека, ломают голову ученые.

Процесс накапливания информации начинается с того, что сразу после рождения включается и прогрессивно развивается так называемая память знаний, рассуждения и следствия. Мы можем заметить, как уже в возрасте нескольких недель маленький успокаивается, видя маму, потому что в своей памяти он уже запрограммировал эту картинку как ассоциацию, связанную с теплом рук, едой, защищенностью...



Через нескольких месяцев, когда количество нейронных связей увеличивается во много раз, мозг малыша уже способен накапливать более сложную и разнообразную информацию, а не только ту, которая касается его естественных потребностей. В возрасте 1 года малыш без вашего напоминания может повторить то, чему вы его уже успели научить: помахать ручкой, когда кто-то удаляется, сделать "ладушки", "сороку-ворону", протянуть ручку для приветствия" и так далее. Он также узнает некоторые части тела - вы можете попросить его: "Покажи глазки, ушки, носик, зубки", и он с удовольствием сделает это, или: "Где киска, собачка, птичка?", "А как они говорят?" Он и это вам покажет и расскажет! Но не требуйте от него слишком многого пока! В этом возрасте ребенок запоминает выборочно. Развитие его памяти зависит от многих факторов, в частности от зрелости нервной системы в целом, количества нагрузки на память (чем больше ее тренировать, тем она лучше работает), а также чувств - отношения ребенка к той или иной информации - интересно ему данное явление, способно оно его увлечь сейчас или пока еще нет. Наберитесь терпения! Буквально с каждым днем интерес человечка к окружающему миру будет повышаться с молниеносной скоростью, и его кругозор обязательно расширится, конечно, с вашей помощью! Ведь именно мама призвана природой не только защищать и выхаживать свое чадо, но и обучать его премудростям жизни, так же как и необходимым способам выживания и устойчивости в сложном мире.

Система поиска
Начиная с годовалого возраста ребенок хорошо усваивает факт существования объекта, он понимает, что его игрушки могут лежать в разных местах, и начинает искать те, которые ему нужны. К 18 месяцам он может вспомнить, где видел игрушку в последний раз, и начинает искать ее именно там... Хотя тут мнения расходятся.
Психолог Жан Пиаже считает, что до 9 месяцев ребенок не способен запоминать объект, который находится вне поля его зрения. Поэтому он не будет стремиться его найти: Жан Пиаже считает, что для ребенка этот объект просто перестает существовать. Нo есть ученые, которые считают, что ребенок способен осознавать существование объекта, а его пассивность при его исчезновении из поля зрения объясняется незрелостью памяти, которая мешает ему вспомнить местонахождение.

"Анатомия" памяти

В настоящее время ученые, занимающиеся изучением памяти, не могут с точностью сказать, почему мы так плохо помним наши первые 3-4 года жизни. Пока доподлинно неизвестно, как работает наша память, какие нейроны и каким образом кодируют в воспоминаниях человека "лицо любимой бабушки". Но зато биологи могут вычислить, какие логические преобразования с нейронными сигналами выполняет гиппокамп. Этот участок головного мозга, предназначенный для накопления эпизодических воспоминаний (не знаний, а именно событий, мест, лиц), в раннем детстве находится в стадии развития. Есть мнение, что гиппокамп, подобно жесткому диску компьютера, сжимает информацию, чтобы освободить место новым данным. Начиная с 1,5-2 лет ребенок может вспомнить, что он делал вчера, особенно если это произвело на него впечатление, но через 6 месяцев все это с тем же успехом полностью забывает. Такое состояние называют детской амнезией, и причин ее существует несколько.

Возможно, это происходит потому, что крохе не хватает инструмента, важного для накопления и извлечения воспоминаний, - языка. К малышу еще не пришло осознание собственного "я". Ребенок начинает говорить "я" лишь в возрасте около 2 лет. Чтобы развивать то, что в психологии называют автобиографической памятью, позволяющей помещать себя в события прошлого, нужно подождать, пока человечек вырастет, сможет отличать себя от других людей и взаимодействовать с ними.

Знать меру

Все родители очень хотят помочь малышу развить свою память. Оглянуться не успеешь, как пора идти в школу, а там нужно будет запоминать цифры и буквы, да много всего другого. Не пора ли готовиться: прямо сейчас, с пеленок? А то окажется в хвосте класса по успеваемости. И идут покупать развивающие память игры. Но действительно ли это необходимо в столь юном возрасте? Или память способна развиваться сама собой по мере развития ребенка?

Малыш пристально наблюдает за окружающей средой и, ведомый жаждой открытий, запоминает много информации. Поэтому стимулировать его память не нужно. Иногда это даже вредно. Это может привести к тому, что он станет пассивно воспринимать мир, то есть привыкнет к стимуляции, вместо того чтобы проявлять инициативу к исследовательской деятельности. В любом случае, если вы будете стимулировать его память, развешивая вокруг кроватки семейные фотографии, играя с ним в развивающие игры или повторяя тысячу раз, к примеру, когда у бабушки день рождения, это все равно не поможет избежать детской амнезии, которая является естественным этапом человеческого развития. Бороться с этим? Довольно трудно, и какой смысл? Пожалуй, лучше предоставить природе свободу действий: преодолев загадочный период амнезии, ребенок удивит вас прекрасной памятью на факты. Что касается запоминания таблицы умножения, с которой он столкнется в будущем, ему быстрее помогут навыки математического мышления, а не скучная зубрежка. А пока можно поиграть с ним в продавца, чтобы попытаться привить вкус к цифрам, или повторять считалочки. И когда наступит время отвечать на уроке математики, это ему пригодится, можете не сомневаться.

Елена Мяукина,
Врач-невролог
Статья предоставлена журналом Parents/Счастливые родители
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?
Оставить комментарий к статье "Вспомнить все"

Вы не авторизованы.

Простите меня за преданность раннему развитию! Без раннего развития, без стимулирования, вряд ли удалось блестяще окончить школу и поступить в МГУ...
Разве не так?
Просто мне кажется, вводит в заблуждение концовка статьи и подпись, что пише врач - нормальный врач, я уверена, никогда не сделает лживых выводов, то есть не подсунет "ложные ценности" и не опорочит те замечательные факты, которые были изложены выше в статье. Скоре всего, писал статью некий журналист под псевдонимом, под заказ "хитро опорочить ранне развитие", а вовсе не врач по профессии...
Нет, простите, может я не права, и это статья вовсе не отсталая, а просто специально составленная так, что она очень вредная: рассказав об удивительных достижениях, открытиях родителей и науки, эта автор тут же их "опускает", я убеждена, что делает это специально, чтобы мы не занимались ранним развитием и отстали.
Вот вам еще примеры "ложек дегтя в бочке меда".
Автор из примеров систем раннего развития: Но во время беременности говорила только по-французски. Когда кроха появился на свет, оказалось, что ему больше нравится французская речь. Ведь этот язык ему уже был знаком, он слышал его на протяжении девяти месяцев, и потому именно французский сразу после появления на свет стал для него более понятным и приятным.
Это разве не факт необходимости стимулирования памяти, слуха и речи, начиная с 4-го месяца беременности?
Ну и т.д. и т.п. Если анализировать, что ни умозаключения – то ошибки.
Нужно оставить первую часть статьи, где автор сообщает о вычитанных фактов из книг по раннему развитию и других, и полностью удалить те части статьи, где идет чудовищная неправда, глупости, точнее, отсебятина.
Что касается золотой медали и МГУ - у Вас наверняка были применены другие, не такие явные методы раннего развития - это надо сделать анамнез, провести с Вами пристрастные интервью... Отделить мед от других ингредиентов.
Без стимулирования, поверьте, ничего бы не было, ни медали, ни МГУ - ребенок воспитанный животными или полуживотными ни на что не способен! Ну а лучшее пособие по раннему развитию, как написано у авторов методик раннего развития еще в прошлом веке, – это интеллектуально развитый родитель.
Что касается «помнить или не помнить» перинатальный, дородовой опыт - давно известно, что многие - помнят, но стесняются об этом говорить. Да и приводимые в статье факты доказывают это.
Так что детская анамнезия - дело искусственная, возникающая только от того, что появляются такие статьи, и родители перестают заниматься: в системе раннего развития точно указано - после трех месяцев безработные клетки отмирают, - вот вам и "детская анамнезия"!
Но стволовые клетки постоянно прибывают, подпитываются - они пристраиваются рядом к тем, у которых выходит срок и самообучаются. Этот процесс открыт давно. Так, в методике «читать, считать … – раньше, чем ходить» пишуть, что волосы, что нейроны – похожий механизм. Какие-то там ювенильные клетки из желудочков мозга генерируются. Это как новые чипы, блоки памяти, как у компьютеры. Ну, или вы словно делаете апгрейд жесткого диска – взяли поставили новый, да переписали со старого – вот вам и нет амнезии, господа доктора!
Главный процессорщик мозга ребенка – это я, мама, и мне нужно пройти курсы по методам интеллектуального развития, в частности, апргрейда головного мозга ребенка. Все эти механизмы изучены и описаны и по ним получены феноменальные результаты.
Так что поверьте, любой из нас долго помнил то, что происходило с ним в период беременности.
Именно об этом и слава богу, пишет автор статьи - только зря она не цитирует авторов этих открытий, тогда можно было бы найти в Интернете посмотреть и узнать еще больше.
В общем, в статье много удивительных фактов, но остальное нужно вымарать и выкинуть - тогда статья будет блестящей.
Так, ребенок, которого научили читать еще до года, на вопрос "Когда ты научился читать? - отвечает: "Я всегда умел читать!"
Исследования в течение уже 20 лет показали, что такие дети НЕ ЗАБЫВАЮТ своего навыка и умения читать, вопреки мнению автора этой статьи.
Точно так же раноразвитый ребенок отвечает на другие вопросы, насчет счета, музыкальной грамоты и прочего. ... Я нашла, что такой ребенок в системе МИР и назван Человеком развитым – еще в 1995 году! Ничего этого, разумеется, нашим врачам не известно.
Вот еще что. Да будет известно автору статьи - эти раностимулированные дети НИЧЕГО не забыли вот уже почти двадцать лет с тех времен, когда были сделаны все лучшие достижения раннему развитию и обучению до 1-2 лет.

Что я хотела бы сказать? Хотелось бы, чтобы все участники нашего собрания и днем и ночью помнили, знали, читая статьи, что подготовка наших врачей отстает лет на 50, они даже не знакомы с экспериментами 40-50-х годов Домана по стимулированию младенцев с серьезными мозговыми травмами...

Вот исходя из этого, я считаю, и нужно относиться к подобным статьям - искать в них факты и доказательства.
2007-03-18, ludmilap
Удивительно? к сожалению, много дегтя! В этой статье, например, приводится мнение Жана Пиаже, который никогда не занимался ранним развитием и никаких результатов тут не имел! Само-то он еще в 10 лет написал и опубликовал первую статью в анналы Французской академии наук - про поведение необычного для тех мест воробья. Это опять в пользу раннего развития, кстати. Это - единственное имя. Но зачем приводить мнение нуля в этой области, даже если у него имя "Жан Пиаже"? Сегодня любая практикующая РР мама знает, у Жана Пиаже в его многочисленных теоретических и спекулятивных томах по "генетической психологии" нет почти ни слова правды, так же как и в методиках М. Монтессори, если понимать их буквально, то есть понимать и принимать без поправок на новые достижения науки. Ведь всем известно, что ММ писала, что до 3-х лет ребенка нельзя ничему научить, и, начитавшись устаревших предшествующих ей статей о сензитивных периодах, кажется, даже без сомнений сразу отдала своего новорожденного в приют... Вот вам и результат статей, типа: "Не надо стимулировать!" – радикальные родители делают выводы, что лучше отдать ребенка в приют?
Что касается статьи - душевно написана, но это и плохо, если не выбросить последнюю часть статьи!
Поразительно то, нет ни одной ссылки на авторов методик раннего развития - как будто их и нет вовсе.
А ведь все работы классиков раннего развития Никитина, Домана, Зайцева, Тюленева и других опубликованы еще до начала 90-х годов и защищены авторским правом.
Там, в первоисточниках точно описаны, ответы на вопросы, почему надо стимулировать, как стимулировать и какие получены результаты?
Такие статьи мешают сомневающимся взять, и попробовать, - этот врач никогда не занимался ранним развитием и поэтому вся статья - это просто размышления и впечатления, эмоции "по поводу"...
Очень прошу автора простить меня: но судя по противоречивым, совершенно не соответствующим началу содержания статьи выводам статьи - пишет либо полный невежда в современной, скажем проще - западной психологии, либо человек не умеющий делать логические выводы из написанного выше, что маловероятно, либо человек, автор, зависимый от грозного шефа - совка, боящийся, что его уволят за пиар раннего развития...
Может быть, мешает хорошая память автора на лекции в институте - потому что российская психология отстает лет на пятьдесят и ни одному российскому психологу нельзя верить даже за сто километров - Вы только посмотрите наши, российские учебники - это антиучебники! Поэтому автор статьи может справедливо сказать: "Не виноватая я!". Но, я скажу - виноватая, потому что в конце статьи пишет о том, чего совершенно не знает. И вот, приводя убедительные описанные в литературе факты о пользе раннего развития, автор этой статьи, врач делает совершенно противоположные выводы в отношении ребенка, например:
"Поэтому стимулировать его память не нужно".
Как можно делать такие выводы?
Весь психологический мир давно признал, что нужно и не обходимо стимулировать и память, и мышление и даже - о, какое открытие для наших врачей! - даже все виды системы восприятия! Это четко записано в период исследований 50 - 90-х годов основоположниками раннего развития.
Все это доказано документально и написано в трудах.
Нельзя писать такие чудовищно нелогичные статьи, не почитав других трудов, кроме наших, российских учебников по психологии и педагогике, явно направленных, я согласна, на оглупление подрастающего поколения и населения.
Мне казалось, что всё раннее и не позднее развитие основно именно на стимулировании...
2007-03-18, ludmilap
Здравствуйте! Я мама 3,5 годовалова мальчика Тимура. Прочитала вашу статью, и хочу возразить... Вот вы пишите, что ребенок не может запомнить в 1,5 года, что было с ним допустим месяц назад, неверно. Дело в том, что у моего ребенка (думаю не только у него) финоминальная память, он помнит, что было с ним год, 2 года назазад. Пример: мы с ним лежали на лечении в детской больнице, тогда моему крохе было 1,4 месяца и он выучил целую книжку стихов и до сих пор без запинки может их рассказать, еще он хорошо помнит как звали медсестру, как она ставила ему укольчики и, как прилетала "бабочка"(капельница) и вылечила его... Конечно же это может и все забудится со временем, но я хочу возразить, что память малыша даже в раннем возрасте хорошо развита надо только усердно заниматься над этим. Например мы с моим сынулей в форме игры делаем следующее: Тимурчик прячет свою любимую игрушку куда нибудь, потом мы задбываем о том, что спрятали игрушку (допустим под подушку) за это время мы идем гулять,купаться или занимаемся чем-нибудь еще... а вечером я спрашиваю куда же у Тимурчика подевалась машинка, он конечно сначала бывает в затруднении, но потом сразу же вспоминает, что он ее спрятал и находит на том же месте, куда ее и спрятал (так же он может найти что-нибудь "потеренное" через день, неделю и т.д. спасибо
2007-04-03, Гульназ
На счет того, что раннее детство не запоминается: я помню как меня родители держали на руках и я плавала в детсой ванночке, болтая ножками(!), мой сын ему год и три давно уже туда не помещается, сколько мне было? Отчетливо помню бабушку, после трех я ее не видела это точно. Помню образ своей воспитательницы в яслях. А недавно я со своим сыном зашла в гости к подруге, у которой мы были 4 месяца назад(сыну год и три), и он из комнаты сразу направился на кухню к клетке с мышкой, говоря "пи-пи-пи". Месяцев в девять я ему показала бабочку, а еще через три, не начто не надеясь спросила гдде бабочка, и он мне сразу ее показал! И даже если бы эта "детская амнезия" существовала бы, причем здесь выводы, что маленького ребенка не надо развивать?
2007-11-25, Ольга
Вот прямо бальзам на мою душу. А то я все мучаюсь, что мало развитием младшей занимаюсь, а старшего так и вообще на самотек пустила. Меня совсем никто ни разу не развивал, и в сад не водили до 6,5 лет,а буквы я выспрашивала, как на допросе у отмахивающихся родителей, и читать сама научилась по засаленной газете. Сейчас отчетливо помню свой восторг, когда до меня вдруг дошло, что читать - это соединять буквы воедино. Может и правда от лукавого все эти развивалки? Все в нашем городе посетила - сплошное натаскивание и профанация.
2007-03-15, Bumama
Вот после таких статей все никак не могу понять, как это мне удалось, научившись считать дальше 10 в 6 лет, а читать - и вовсе в 7,5, окончить школу с медалью и получить математическое образование в МГУ. )))))
2007-03-15, Влада
Ерунда все это!!! Зачем лишать детства собственное чадо? Наши дети сейчас и так рано взрослеют. Зачем 2 летнему ребенку знать буквы? Чтобы родители тешили свое самолюбие!
2007-03-15, Людмила
Поделитесь:

15.03.2007
Обновлено 15.03.2007
Статья дня
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?
Близкие по теме статьи
День счастья: 60 советов для взрослых, как вспомнить детство
День счастья: 60 советов для взрослых, как вспомнить детство
Радость жизни, или Как вернуться в детство. Мультики в пижаме, полкило мороженого на завтрак и рисунки на асфальте
Помнить все
Помнить все
Спору нет, со слабой памятью жизнь интереснее: каждый день обязательно узнаешь что-то новенькое — недаром маленькие дети способны...
Вспомнить все!
Вспомнить все!
Как научиться договариваться с подростком и найти с ним общий язык. Истории из жизни.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!