Человеческие руки — один из самых совершенных инструментов, созданных природой. Благодаря им ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. Однако не стоит торопить события! Умение мастерски управлять таким высокотехнологичным живым механизмом приходит не сразу. Рассказывает Тьерри Буато, специалист по психомоторике.
Вам, возможно, доводилось видеть во время УЗИ, как зародыш цепляется ручкой за пуповину. Уж не пытается ли он вскарабкаться по ней, как обезьянка? Это невероятное предположение не так уж далеко от истины. У эмбриона наблюдаются первые проявления хватательного рефлекса, присущего и новорожденному ребенку, и детенышу обезьяны, чьи гены на 99% идентичны человеческим.
В природе хватательный рефлекс — настоящее спасение для мамаш-обезьян. При приближении опасности самка шлепает детеныша по пузику, и он повисает у нее под животом, крепко уцепившись за мамину шерсть всеми четырьмя "руками". Таким образом, обезьяна имеет возможность убегать от опасности, не боясь потерять впопыхах детеныша.
У новорожденного человека этот безусловный рефлекс тоже очень силен. Если слегка коснуться его ладошки, он сожмет кулачок с такой силой, что сможет какое-то время висеть, держась за предмет, который схватил, будь то веревка или палец педиатра. Ну а потом мы собственными руками добываем себе гордое звание "царей природы". Поскольку большой палец противопоставлен остальным четырем, а каждый палец независим по отношению к другому, рука становится одним из самых ценных творений природы. Однако исправную работу этого гениального живого механизма обеспечивает весь организм. И в первую очередь его главный компьютер — мозг.
Все под контролем
По данным некоторых исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения рук, дополняют друг друга. Правое, по всей видимости, позволяет малышу узнавать предметы при помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то есть умение определять собственное положение по отношению к предметам, различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что — сзади.
Левое полушарие, согласно некоторым наблюдениям, обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации. Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает так называемую мелкую моторику — способность поднять с пола упавшую крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать абстрактные формы посредством осязания и зрения.
Но чтобы как следует натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать свой мышечный тонус. А значит, постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и плечо. Необходимо также считаться с развитием его двигательных способностей: начиная держать головку, ребенок пытается согласовывать движение рук с тем, что видит (это называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее. Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир.
Ходячий интеллект
При общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: достаточно сказать просто "дай", чтобы родители поняли, что именно ему нужно.
И, наконец, руки способствуют развитию интеллекта, который в период от 0 до 2 лет проходит "сенсомоторную" стадию, как определил ее знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем, а значит, напрямую связано с моторикой. В течение этих двух важнейших лет ребенок прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага рвется. Сортируя эту информацию, малыш, от природы наделенный памятью и способностью к логическому мышлению, строит и совершенствует схемы познания.
Этапы большого пути
Совершенствование хватательной функции рук происходит поэтапно, так же как умственное развитие.
У новорожденных можно наблюдать пока лишь хватательный рефлекс. В конечностях мышечный тонус особенно высок, поэтому у недавно родившихся детей кулачки всегда крепко сжаты. В течение первых трех месяцев "хватательный рефлекс" ослабевает, и ладошки постепенно раскрываются.
Трехмесячный ребенок мало-помалу начинает согласовывать движения рук со взглядом. Вначале это происходит очень условно: просто в один прекрасный момент ручки случайно оказываются в поле зрения малыша и он фиксирует на них взгляд. Постепенно эти занятные "штучки" начинают его завораживать, он приходит в восторг от их созерцания, подолгу задерживает на них взгляд. Однако о том, чтобы сознательно поднести руки к глазам, речи пока не идет. Это лишь первые шаги в развитии зрительно-моторной координации.
Между тремя и четырьмя месяцами малыш уже сознательно подносит ручки ко рту.
Начиная с четвертого месяца он уже пытается взять предмет, который ему предлагают. И хотя зрительно-моторная координация еще слишком несовершенна для того, чтобы ребенок мог протянуть руку на определенное расстояние, уже в этом возрасте малыш может взять погремушку, если ее положить ему прямо в ручку. Сейчас он делает это неосознанно и неловко, поскольку развитие кистевого хватания находится еще в начальной стадии: пока малыш зажимает предмет между ладонью и тремя последними пальцами.
В период между 6 и 9 месяцами ребенок учится сидеть. А значит, занимает наиболее удобную позицию, которая позволяет ему видеть желаемый предмет и тянуть к нему ручки уже вполне сознательно и точно. Благодаря новообретенным подвижности и гибкости в плечах и локтях, ему уже удается удерживать предмет между большим пальцем и мизинцем.
В 6-7 месяцев ребенок уже в состоянии переложить погремушку из одной руки в другую. А к восьми месяцам он получает удовольствие от шума игрушек, которые сам бросает. Отныне он может не только брать и крепко сжимать предмет, но и ослаблять ручку (что гораздо сложнее), чтобы кинуть игрушку.
В 9-10 месяцев происходит революция! Наконец малыш может держать предмет между большим и указательным пальцами.
Именно с этого момента начинает развиваться настоящая ловкость рук. Мелкая моторика малыша будет очень быстро прогрессировать, поскольку он сможет брать все более мелкие предметы все более точными жестами.
К году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет. Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости, соответственно, перечень манипуляций, производимых руками, значительно увеличился: малыш может вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, сложить их стопкой, оттолкнуть, притянуть, потрясти, бросить, похлопать в ладоши... Он начинает вырабатывать стратегию действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик... Наступает золотое время для "исследовательской работы".
Между 12 и 15 месяцами церебральные импульсы становятся более тонкими. Малыш достигает достаточной неврологической зрелости, что позволяет его ручкам действовать независимо друг от друга, т.е. одна рука может работать, пока другая находится в состоянии покоя. Подобный механизм требует хорошей координации движений.
К 18 месяцам ребенок уже может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков, сложить детальки, нарисовать каракули карандашом. Ему удается переворачивать страницы в книге. Его пальцы начинают работать независимо друг от друга, а ручки уже настолько ловки, что он требует права на определенную самостоятельность: есть и пить самому, например. В этом возрасте малыш даже может что-нибудь отвинтить или завинтить и уже правильно держит в руке карандаш.
В период от двух до трех лет малыш в состоянии самостоятельно надеть носочки, обуться, одеться и даже расстегнуть на одежде пуговицы (застегивание — дело более кропотливое, этому он научится позднее). Ближе к детскому саду он выучится как следует держать ножницы: лист бумаги в одной руке, ножницы — в другой. Это совсем не простая задача!
Координация движений будет постепенно совершенствоваться с каждым годом, вплоть до школы. "Сегодня от малышей требуют очень многого, — говорит Тьерри Буато, — уже в средней группе детского сада их учат чертить абстрактные фигуры, дуги, ломаные линии. А в старшей группе заставляют чуть ли не писать. Однако приобретенные ребенком навыки еще слишком свежи, он пока чувствует себя недостаточно уверенно и легко может потерпеть неудачу. А это, в свою очередь, породит нежелание повторять попытку". Чтобы не усугублять ситуацию, родителям не стоит давить на малыша...
Правша или — левша?
Как правило, предпочтения в выборе "любимой" руки определяются уже к шестому месяцу жизни. Однако четко они закрепляются лишь к двум годам. Если вы не хотите влиять на выбор ребенка, уже начиная с первых месяцев нужно подносить игрушки и предметы, которые он захочет взять, не к правой или левой руке, а посередине. Большинство малышей быстро становятся правшами, просто имитируя жесты взрослых.
Если посадить маленького сбоку от себя, он будет пользоваться той же рукой, что и вы. Посадите его напротив — и он отдаст предпочтение противоположной руке (как в зеркале).
Бывают случаи, когда детишки вплоть до пяти лет продолжают путаться и менять "фаворитов". По большей части это происходит из-за небольшого отставания в развитии психомоторики. Случается, что ребенок одинаково хорошо владеет обеими руками. И тогда его необходимо убеждать чаще пользоваться какой-либо одной рукой, поскольку даже у "двоеруких" детей одна из конечностей развита в большей степени, чем другая. "Если выбор руки происходит поздно или медленно, не исключено, что у ребенка возникнут проблемы с ориентацией в пространстве, — говорит Тьерри Буато. — Это вполне объяснимо: если внутренние ориентиры, которыми определяется положение предмета относительно себя (право — лево, сзади — спереди), еще недостаточно сформировались, определяться в пространстве при помощи внешних ориентиров автоматически становится еще труднее". В подобных случаях следует обратиться к специалисту, который поможет ребенку справиться с этой проблемой.
|