Жалобы на лень - одни из самых частых, с которыми обеспокоенные родители обращаются за консультацией к детским психиатрам и психологам. Юные члены семьи, в свою очередь, заявляют, что старшие к ним излишне придираются. Попробуем разобраться, о чём всё-таки идет речь и как можно справиться с проблемой, мешающей нормально существовать и способной подпортить взрослеющему человеку перспективы на будущее.
Нередко можно услышать поговорку: "Лень-матушка раньше лентяя родилась". Строго говоря, лень не могла родиться раньше человека. Когда мы говорим: "Это ленивый кот - он лежит на солнышке и ничего не делает", то просто переносим на братьев наших меньших стандарты чисто человеческого поведения. Пчёлы и муравьи, которые для многих из нас являются синонимами работяг, ничуть не лучше льва, проводящего во сне 18-20 часов в сутки, или коровы, целыми днями неторопливо пережёвывающей траву на лугу, или гигантского ленивца, само название которого красноречиво говорит о том, как выглядит со стороны его образ жизни. Животные не могут быть ленивыми или трудолюбивыми, они проявляют активность только в том объёме, который свойствен их виду и абсолютно необходим для выживания. Не больше и не меньше, иначе это противоречило бы одному из фундаментальных биологических законов - закону экономии сил и энергии.
Итак, лень присуща только человеку. В каком-то смысле она - продукт технологической цивилизации, позволяющей людям переводить дух и не бороться за простое физическое выживание каждую свободную минуту.
Очень часто родители, предъявляющие сыну или дочери претензии по поводу лени, не обращают внимания на то, что ребёнок, не интересующийся, скажем, учёбой, всеми способами увиливающий от уроков, просто не имеет собственной мотивации к этому достаточно трудоёмкому делу. Он искренне не понимает, зачем ему-то самому это нужно. Согласитесь, простого желания угодить родителям явно недостаточно. Особенно если требования старших завышены и не соответствуют его возможностям, способностям, да вдобавок вместо похвал и понимания его всё время ругают родители и педагоги. В этой ситуации ярлык "лентяя" многим кажется весьма привлекательным - вдруг оставят в покое, ведь всё равно окружающие им недовольны. Решение проблемы в том, чтобы человек сам понял, что именно он делает и для чего ему это нужно. Бессмысленная же деятельность "из-под палки" ничего, кроме отвращения и стремления избежать ненужной перегрузки, вызвать не может. И наоборот, если то, чем ребёнок занимается, ему интересно, важно, лень куда-то исчезает, появляются силы, улучшаются оценки.
Как сформировать мотивацию, если она не выработалась сама? Многие жалуются, что сын или дочь не помогают по дому. Но ведь можно просто "закрепить" за ними определённые домашние обязанности и настаивать на их выполнении (ходить в магазин, выбрасывать мусор, забирать младших из детского сада). Имейте в виду, поручения должны быть конкретными, выполнимыми, действительно нужными, а не придуманными из воспитательных целей. За сделанное обязательно нужно благодарить, подчеркивая, что хлеб куплен свежий, картошку вам самой было бы тяжело дотащить, а поход в садик не позволил бы вовремя приготовить ужин. Хвалить имеет смысл только искренне, дозированно - преувеличенное расхваливание раздражает человека даже сильнее, чем игнорирование его заслуг. Что касается поощрения, то оно необходимо. Ребёнку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить с вами в кино (у вас же освободилось для этого время). С теми, кто постарше, уже имеет смысл побеседовать о разделе домашних дел "по-честному".
Иногда мы сами приучаем детей лениться, излишне ограничивая их активность в раннем возрасте (чаще этим грешат мамы и бабушки). "Давай помогу", - постоянно твердят старшие и убирают за малыша игрушки, кормят его, одевают, делая всё необходимое намного быстрее и аккуратнее. Но, к сожалению, таким способом они нередко гасят инициативу ребёнка, вырабатывая у него привычку ожидать, что за него всё сделает кто-то другой.
Многие энергичные, активные люди не в состоянии понять, что не все способны угнаться за ними, что кто-то может устать, плохо себя чувствовать, наконец, не хотеть жить в таком же темпе. Отсюда проблемы "трудоголиков", с которыми всё чаще приходится сталкиваться. Такие "электровеники" склонны обвинять окружающих в лени. Особенно тяжело сосуществовать с такими людьми их тревожным, повышенно чувствительным родственникам. Близкие болезненно воспринимают подобные упрёки, начинают считать себя виноватыми, всеми способами пытаются "соответствовать" невыполнимым требованиям и, естественно, как они ни стараются, устают и нервничают всё больше и больше, а результат раз от разу оказывается хуже.
Для кого-то лень способна играть роль своеобразной психологической защиты. Не все могут и умеют отказаться от неинтересной, неприятной, чересчур сложной и даже заведомо невыполнимой работы. Тогда на помощь приходит матушка-лень. Ссылаясь на неё, "лентяй" откладывает дело как можно дальше с тайной надеждой, что, потянув время, им вообще заниматься не придется. Хотя, конечно, нет ничего хорошего в стремлении перекладывать несделанное тобой на окружающих.
Лень может иметь не только психологические, но и физиологические причины. Даже у абсолютно здорового человека (например, авиадиспетчера, машиниста метрополитена) в результате длительной, напряжённой смены снижается качество деятельности, развиваются утомление, нежелание работать. Учёные обнаружили, что при этом в первую очередь нарушается кровоснабжение передних отделов мозга, отвечающих за активность, инициативу, выносливость. Не исключено, что именно этим объясняются многие авиакатастрофы и крушения поездов, произошедшие по вине "человеческого фактора". В какой-то степени именно переутомление лежит в основе "лени" многих наших старшеклассников. Они вроде бы всеми силами стараются увильнуть от занятий и домашних дел, а на самом деле безумно переутомлены и из последних сил "тянут" нагрузки, непосильные и для большинства взрослых. Их рабочий день, реальный, а не формально объявленный, длится не меньше пятнадцати часов (восемь-десять уроков, плюс домашние задания, плюс репетиторы или подготовительные курсы).
Трудность проблемы ещё и в том, что поведение, производящее впечатление банальной лени, может маскировать астенические последствия перенесённой болезни, хронической инфекции, авитаминоза, ряда психических расстройств.
Так, многие пациенты, страдающие астенией или депрессией, нередко вместо помощи и понимания со стороны родственников слышат от них упреки: "Что ты лежишь, почему ничего не хочешь делать?" А человек болен - он и рад был бы заняться делом, но не в состоянии и нуждается в консультации врача и лечении, а никак не в "перевоспитании". Такие не очень легко распознаваемые формы депрессии особенно характерны для детско-подросткового возраста, когда ребёнку и самому-то трудно разобраться, что же с ним происходит, да и не всегда хочется "изливать душу" перед старшими. Гораздо чаще, чем хотелось бы, ко мне на приём приводили подростков, которых старшие долго и безуспешно "лечили", дополнительно перегружая (кружками, секциями, поручениями) и без того не справляющегося больного, состояние которого нормализовалось только после проведения правильно подобранного лечения, да и то не сразу.
Для глаз родных, педагогов, друзей часто неотличимы от лени или плохого настроения, "капризов" так называемые предневротические состояния - своеобразная "зона перехода" от психического здоровья к болезни. Они провоцируются конфликтными ситуациями, эмоциональными ("перенервничал") или интеллектуальными ("перезанимался") перегрузками. Если ребёнок начинает жаловаться на усталость, вялость, разбитость, головные боли, на то, что трудно заниматься (нет сил, невозможно сосредоточиться, ничего не лезет в голову), выглядит раздражённым, плаксивым, капризным, суетливым, не торопитесь сразу же всё сваливать на избалованность, якобы свойственную молодому поколению. Вас должны насторожить и потеря аппетита, неожиданное похудение, бледность, сонливость (вроде бы и спит подолгу, но все жалуется, что не выспался). Если на этой стадии оказать медицинскую, в том числе и психотерапевтическую, помощь, отправить на отдых, то до тяжёлой болезни дело не дойдет. Если же заставлять человека в таком состоянии продолжать активно функционировать, напрягая все силы, то предневротическое состояние постепенно перейдёт в более тяжёлое, которое придётся лечить активнее и дольше.
Кстати, похожие симптомы могут появиться и после того, как ваш ребёнок упал и ударился головой, катаясь на коньках, на горке, поскользнувшись в бассейне или просто на улице. В первый момент можно не заметить признаков лёгкого сотрясения мозга. Но астенические последствия черепно-мозговой травмы могут проявиться через несколько дней и сохраняться до двух месяцев.
К сожалению, не всем известно, что за лень можно принять и так называемую редукцию энергетического потенциала, характерную для расстройств шизофренического круга. При этом снижается не только мотивация к психической деятельности, но и её продуктивность, нередко утрачиваются знания и умения, усвоенные пациентом давным-давно, блекнет интерес к окружающему (не только к бытовым или школьным делам, но и к прежним увлечениям), появляются повышенная утомляемость, раздражительность.
Самостоятельно различить все эти состояния неспециалисты не могут. Поэтому, если у вас возникли похожие проблемы, с которыми вы и ваш ребёнок не справляетесь, не стесняйтесь проконсультироваться. Это позволит как можно быстрее помочь вам, а главное - ему. Хочется только предостеречь ещё от одной ошибки, которая распространена в последние годы. Во-первых, волшебных таблеток, способных немедленно решать все жизненные проблемы, не существует. Во-вторых, даже если ваш ребёнок действительно болен (а очень часто оказывается, что это не так, и нужна не медицинская, а психологическая помощь), далеко не всё можно сделать при помощи уколов, капсул и микстур. Никто и ничто не заменит вашей семье желания разобраться, помочь друг другу и не освободит вас от воспитания детей, общения с ними, проявления ваших к ним внимания и любви.
Советы родителям:
- Если ваш ребёнок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учёбы, попытайтесь понять, по силам ли ему предъявляемые требования.
- Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не ценит и не замечает.
- В тех случаях, когда педагоги говорят о внезапно возникшей лени вашего ребёнка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учёбы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень - сигнал бедствия, который вам необходимо заметить.
- Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз и шантажа. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слёзы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с "надсмотрщиком". Разве вы этого хотите?