Воспитать маленького гения — непростая задача. И учиться здесь придется прежде всего самим родителям — доверять природной одаренности своего малыша и своей интуиции, утверждает психолог Елена Анисимова.
Маленький, ребенок питается не только молоком мамы, он также впитывает в себя всю ту информацию, которая его окружает. И то, что ребенок будет видеть вокруг себя с самого рождения, отпечатается в его сознании очень прочно. Что это будет: стены с повторяющимися однотипными рисунками и белый потолок или же что-то более интересное, — зависит только от родителей малыша. Исследователи раннего развития ребенка — например, Масару Ибука и Сесиль Лупан — разработали целые системы, основанные на способности детей с младенчества усваивать новую информацию с неимоверной быстротой. Известная женщина-математик XIX века Софья Ковалевская в своих воспоминаниях пишет, что страсть к этой точной науке пробудилась у нее во многом благодаря тому, что стены в ее детской по бедности были оклеены страницами из учебника по математике. Ей были очень интересны непонятные значки на стене, и она подолгу их изучала. В последние годы исследователи пришли к выводу, что чем раньше малыш начнет воспринимать какую-то информацию, тем прочнее он ее усвоит и, возможно, даже полюбит, причем на всю жизнь.
Радость жизни
Игра — это способ познания ребенком мира. Через игровые манипуляции с предметом он знает его свойства, причем это происходит как бы само собой, без особых усилий со стороны малыша. Познание мира для него в этот момент не главный процесс-главное другое — непосредственная радость от общения с этим самым миром.
Взрослые часто недооценивают значение детской игры, так как в их представлении важное дело должно обязательно даваться с трудом, тут надо "попотеть", а то и вовсе чем-то пожертвовать, и, как правило, именно радостью в первую очередь. Однако известно, что именно в первые годы жизни легко и играючи ребенок овладевает огромнейшим количеством информации, учится владеть своим телом (с нуля и до мелкой моторики), учится говорить (а ведь только лингвистический гений может овладеть языком, причем первым, за два года), ориентироваться в многоуровневом пространстве нашего мира — от физического и до пространства отношений. Так, может быть, это не дети чего-то не понимают в обучении, а взрослые?
Капитан корабля
Стоит по достоинству оценить малыша и поверить в него. Все дети гениальны, и это не просто красивые слова. Попробуйте сказать вслух, уверенно и смело, такую фразу: "Я верю в способности моего ребенка".
Поймите, что порой именно ваше возможное неверие может стоять на пути развития его способностей. Если вы поверили в свое чадо, начинайте двигаться к желанной цели. Для этого вам (что поделать, факт есть факт) придется самому учиться у ребенка. И в первую очередь учиться не навязывать свою точку зрения. Капитан корабля — ваш кроха, и у него в руках есть карта, где четко обозначен маршрут, куда ему плыть. С самого рождения у ребенка есть точная программа развития заложенных в него природой способностей. Какова же ваша роль в этом плавании? Это роль практически бессменного первого помощника капитана, чутко прислушивающегося к его командам. Секрет гениальности — в его природном механизме, а не в навязывании чего-то извне. Уяснив свою роль, переходите к конкретным действиям. Ваша главная задача на данном этапе — правильно организовать условия для развития малыша и предоставить ему всю необходимую информацию.
Чуткий подход
Имейте в виду, что воспитание гениев пока не поддерживается нашей традиционной системой воспитания, и поэтому во многом вам придется пойти наперекор устоявшимся правилам общения с детьми и их обучения. Еще одно важное условие — активное участие в жизни ребенка, особенно тех из взрослых, кто больше времени проводит с малышом (это может быть и бабушка). Но как воспитать в себе интуицию и родительское чутье к потребностям развития крохи? Заниматься с маленьким ребенком можно только по его собственной воле и желанию, без малейшего принуждения. Все действия ребенка подчинены тончайшей логике его развития. Ваш малыш открыл шкаф и рассыпал пакеты с крупами? Вы возмущены и расстроены, вас так и тянет отругать виновника. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Что произошло на самом деле? Ребенку интересно изучать свойства сыпучих веществ. Таким образом он подает вам сигнал: "Для моего развития мне нужно получить этот опыт". Что делать в такой ситуации? Правильнее будет помочь организовать крохе условия для развития — дать ему крупу и тазики, в которые ее можно будет пересыпать.
Вашему малышу нравится пачкать руки в грязи или разрисовывать себя ручкой? Вы беспокоитесь, что у вас растет грязнуля? На самом деле у вашего ребенка проявляется первая тяга к художественному творчеству. Что надо делать? Оставив на юном художнике минимум одежды, вручите ему пальчиковые краски (ту же ручку, карандаш, глину и т. п.), а сами расстелите на полу (лучше всего на линолеуме или кафеле) ватман и предоставьте ему свободу для творчества.
Раннее начало
Сразу же стоит оговориться, что рано начинать заниматься с ребенком вовсе не означает перегружать его малоинтересными занятиями. Раннее развитие возможно только при абсолютном интересе малыша к процессу обучения. На самом деле малыш постоянно дает нам знать, что сейчас для него важнее. В возрасте примерно полутора лет (хотя эта цифра может смещаться и к году, и к двум) ребенок начинает активно интересоваться словообразованием. Понаблюдайте за крохой — он постоянно бубнит себе под нос услышанные обрывки слов, слоги, по-своему воспринятые и понятые им. Это сигнал вам: сейчас есть хорошая возможность дать ему больше информации о словообразовании, а проще говоря — научить малыша читать, например, с помощью кубиков Зайцева. Дети получают большое удовольствие, когда родители специально для них проговаривают такие интересные звуки — слоги, следит за движениями их губ и даже смеется.
Для того чтобы малыш стал разносторонней личностью, нужно с детства активно задействовать оба полушария его головного мозга. Как левое, отвечающее за вербальные и логические процессы (математика, логика, чтение, речь), так и правое (связанное с развитием творческих способностей). Чем больше предметов, направленных на разностороннее развитие, будет окружать малыша дома, тем лучше.
Секрет успеха обучения состоит в том, чтобы периодически обращать внимание ребенка на всевозможные картинки, кубики, плакаты и карточки, но делать это ненавязчиво и без всякого принуждения.
- Настенные плакаты.
Должны быть развешаны на уровне глаз ребенка, при этом желательно не только в комнате. На плакатах может быть изображено все, что могло бы, на ваш взгляд, заинтересовать малыша, — это могут быть и изображения птиц и зверей, и картины художников, и таблица умножения, и даже таблица Менделеева — простор для вашей фантазии неограничен. - Музыкальные записи.
Слушайте вместе с крохой разную музыку — от классики до современности, какая вам больше нравится. Ребенок тонко чувствует отношение своих родителей ко всему и также перенимает его. - Аудиозаписи иностранного языка.
Ставьте малышу на некоторое время аудиозапись иностранного языка, таким образом вы поможете ему в будущем — он будет изучать уже знакомый ему с детства язык. - Пальчиковые краски.
Пока ваш малыш еще не научился самостоятельно открывать баночки с краской, держите в доступной для него зоне пальчиковые краски. Тогда он сам сможет выбирать время, когда ему заняться рисованием, и принесет вам краски. - Яркие карточки.
Сделайте специальные карточки — открытки с картинами художников по разнообразной тематике. Это будет развивать у него вкус и воображение. - Компьютерные презентации.
Их преимущества — наглядность и информативность. Презентации можно сравнить с диафильмом — это сменяющиеся картинки, сопровождаемые пояснениями о том, что на них изображено. Дети с удовольствием смотрят такие диафильмы и быстро узнают много нового, будь то алфавит или названия разных животных. - Музыкальный инструмент.
Самый лучший способ раннего развития музыкальных способностей и приобщения к музыке — предоставить малышу в свободный доступ какой-нибудь музыкальный инструмент, а лучше всего — синтезатор, в котором есть множество разных звуков.
На ошибках учатся
Многим людям всю жизнь мешает страх ошибиться или сделать что-то недостаточно хорошо. Обучение без ошибок невозможно, на то оно и обучение. Откажитесь от порицания, если малыш что-то сделал не так, просто покажите ему на собственном примере, как надо. Если же у вас есть склонность к излишней критичности, просто "не заметьте" сделанную в очередной раз ошибку. Страх ошибиться может испортить любую, даже самую приятную деятельность. Многим родителям трудно смотреть, когда у его ребенка что-то не очень получается, — так и тянет помочь и показать, как правильно, чтобы быстрее научился. Однако делать этого ни в коем случае нельзя без просьбы самого малыша. Во время игры он учится двум вещам: собственно получению результата (построить башню) и более важному — делать это самому, без посторонней помощи, учится верить в собственные силы.