Какая она, героиня сегодняшнего дня? Журналы, сериалы, истории подруг и портрет налицо - преуспевающая бизнес-леди, уверенная в себе, знающая дело, настойчивая и пробивная. У нее все под контролем, и даже сама жизнь, кажется, подстраивается под ее график. И так хочется во всем соответствовать ей, поступать, как она, быть уважаемой и влиятельной, полностью отдаться любимой профессии и, главное, быть хозяйкой себе самой. А что стоит за всем этим? В суматохе такого ритма мы порой совершенно забываем, что реальная женщина и глянцевая бизнес-леди далеки друг от друга. Реальная женщина, как правило, еще жена и мать. А вот это не предусмотрено в портрете бизнес-леди. Семья и дети - всегда непредвиденные обстоятельства, отсутствие стабильности, прямая угроза полной профессиональной отдачи. Особенно - дети. Женщина, решившая посвятить себя профессии, окунуться головой в "социальную активность", должна предусмотреть многое, особенно - отношения с ребенком.
Психологи склонны считать, что чем старше ребенок, тем менее интереса он испытывает к домашнему окружению. Собственное социальное становление побеждает замкнутость семейного пространства и достаточность общения только с родителями. Ребенок начинает жить более широкими интересами, и статус родителей как профессионалов способствует укреплению уважения к ним. Но это в подростковом возрасте. А как обстоит дело с малышами?
У малыша мир другой: мир, который не терпит недопониманий, в котором нет места одиночеству, раздорам, и полной самостоятельности. Малышу важны мама и папа, их постоянная близость и внимание. Только так он по-настоящему чувствует себя счастливым и защищенным. И как не хватает этого современным детям!
Максимум достатка, максимум заботы, но не маминой, а няниной. Мама же превращается в воскресную добрую фею, которая осыпает игрушками и развлечениями, а через день вновь растворяется в суматохе своих дел. Детская психика тонко улавливает недостаток общения и любви. И если дети не находят иного способа привлечь внимание к своей персоне, они заболевают: подсознательно чувствуя, что именно в эти дни становятся центром внимания и опеки. Бесспорно, ситуации бывают разные. И женщины по отношению к работе делятся на тех, кто работает ради денег и обеспечения семьи, кто совмещает достаток с удовольствием от работы, и тех, кто скрывается на работе от домашних проблем, хотя такое поведение встречается, скорее всего, у мужчин. И кто знает, вполне вероятно, что в двух последних случаях дети подсознательно улавливают в занятости мамы невидимого соперника, способного увлечь и забрать все ее внимание.
Уже три месяца, как Ирина не работает. Уволилась. Адаптация к домашнему режиму проходит сложно, приходится заново налаживать связь с ребенком и мужем, плотно заниматься хозяйством.
Все начиналось очень хорошо, когда она стала понимать, что ее лидерских способностей достаточно для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги и управлять финансовой стороной фирмы. Малышу было около года, когда ей предложили прекрасное место с достойной оплатой и возможностью карьерного роста. Она, не раздумывая, согласилась. За сыном стала присматривать свекровь. Работа оказалась интересной, коллектив - дружным, в общем, условия для профессионального воплощения - просто замечательные. А вот для семьи времени оставалось все меньше. Даже по выходным Ирина отнекивалась от игр с сыном, время уходило на хозяйственные дела. И ее Павлуша стал все чаще болеть. Через полтора года мальчик уже навещал докторов каждые два месяца. Для Ирины начался настоящий кошмар. Приходилось отпрашиваться с работы, отбирать дни от отпуска и дорабатывать недостающие часы вечерами. Накапливалась раздражительность и усталость. Ее терзали сомнения, чувство вины и собственная несостоятельность: она не справлялась с ролью мамы и деловой женщины, не понимала, почему ее малыш при очень хорошем уходе и даже не няни, а собственной бабушки, болеет все чаще и чаще. Аптечка пополнялась новыми препаратами, ни один из которых не давал устойчивого результата. Доктора разводили руками, и сходились на одном мнении: видимо Павлика слабый иммунитет.
Перелом произошел, когда очередной ларингит сына заставил Ирину лечь с ним в больницу. Вспоминая этот приступ удушья среди ночи, когда все ее старания были напрасны, страх в глазах задыхающегося малыша, она содрогается. Как только их выписали, она решилась написать заявление об уходе. Было страшно. Ирина даже не догадывалась, насколько она зависима от своего устойчивого профессионального положения, стабильной оплаты и профессионального признания. Коллектив не понял, многие отговаривали - не хотели терять полезного сотрудника. Подруги не поняли: пугали потерей независимости в семье. Да и мужья, по их словам, чаще уходят именно от "домохозяек". Родные Ирину тоже не поддержали: хорошие деньги на дороге не валяются, да и Павлуша все-таки был под присмотром. Однако у Ирины была цель: разобраться, понять, что происходит с ее ребенком, пусть даже это будет связано с некоторыми материальным проблемами. Это был ее выбор.
Свободное время позволило Ирине пересмотреть режим, качество питания и начать поиски путей оздоравливания сына. Консультации у врачей не дали ровным счетом ничего. Судя по анализам, ее Павлик был вполне здоровым, насколько это позволяла экология мегаполиса. В чем же дело? Вопрос ставил ее в тупик, пока она не познакомилась с собственной соседкой. Удивительная и странная женщина: обливала себя и свою дочурку холодной водой, и не знала о болезнях ровным счетом ничего.
Ирине было страшно следовать ее советам. Шутка ли: ослабленный организм окатывать ледяным потоком. Однако она решилась. Выбрала постепенное закаливание, каждый вечер, снижая температуру воды на три градуса. Через месяц перешли к активному высыханию: выбегал ее Павлик из ванной мокрый и долго носился по комнате, разогреваясь. Ирина бегала вместе с ним, щекотала его, возилась как ребенок. Каково было счастье Ирины, когда ее сын начал избавляться от хронического насморка. Она как бы вновь узнавала своего Павлика, а он - ее. В доме воцарилось спокойствие и веселье: они много читали, играли, гуляли, даже придумали себе ежедневную смехотерапию - по 15 минут чистого веселого смеха. Павлику уже 5 лет, он счастлив и здоров, стал учить английский, готовиться к школе.
Вечер. Павлушка засыпает, Ирина читает ему очередную главу "Волшебника изумрудного города", иногда заменяя русские слова английскими, для лучшего запоминания. В комнату прокрадывается муж: только вернулся с работы, и шепотом:
- Как ты? Как Павлик?
- Все хорошо, милый... Все хорошо, спасибо обливаниям, я так рада, что нашла выход.
- Не в обливаниях дело, дорогая. Ты вылечила его любовью и заботой! Поздравляю.
С возвращением в материнство!
И тут Ирина все поняла: действительно, становясь социально активными, мы частенько в прямом смысле убегаем от семьи и детей, закрываем глаза на то, сколько нерешенных вопросов оставляем дома, "разгребая" глобальные рабочие проблемы. И причин может быть немало: не готовы к материнству, не знаем, как полноценно растить малыша, боимся оставаться с ним наедине... А все так просто: следовать велению своего сердца и понять, что самое главное богатство - здоровье и счастье твоего ребенка.
И что же, спросите вы, Ирина совсем растворилась в семейных делах? А как же ее карьера? Конечно, к привычному укладу она решила не возвращаться, во всяком случае, пока не отдаст сына в школу. Однако ей предложили быть свободным консультантом, благодаря чему она открыла в себе множество новых профессиональных качеств. В неофициальной обстановке она всегда говорит: "Я посвящаю себя двум работам, одна из которых - материнство!"
Гоголева Полина, paulla1976@mail.ru.