Cиндром Карлсона или что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья?

Синдром Карлсона — психологическая особенность детей в возрасте 3-5 лет.

Полезность: 3,8 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (66 оценок)

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

воображаемый друг

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь... Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).



Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу... Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок... А назавтра снова детский сад... И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Cиндром Карлсона или что делать, если у ребенка появились воображаемые друзья?"

Вы не авторизованы.

Всем привет, мне 13, у меня есть этот синдром, но мне проще называть его не "синдром Карлосона", а просто "одиночество..." Может кто то скажет что это болезнь или ещё что то, но я скажу что не хочу забывать о них, это лучшее что есть в моей жизни. Нет вы не подумайте что моя жизнь настолько ужасна у меня есть любящая семья, настоящие друзья они очень добрые и хорошие, но... Мне одиноко, просто одиноко было раньше... Сейчас у меня есть несколько тульп (тульпа - воображаемый друг) я живу с ними уже несколько лет, а точнее 4 года, я один раз рассказала своей интернет подруге что у меня есть воображаемые друзья, а она... Что она? Сказала забыть их, просто вычеркнуть из своей жизни и сфокусироваться на настоящих друзьях, но я не могу мне больно только от одной мысли что я их больше "не увижу" некоторые могут меня просто не понять, но я пишу сюда о всём что у меня сейчас на душе, на самом деле мне очень страшно готовить с мамой о моих друзьях (да, я осознаю что они воображаемые, но мне очень больно от того чувства что они не настоящие, ведь я прожила сними столько лет), и да... Я пишу это анинимно, специально, просто хотела поделиться историей, всем поки!!!
2019-08-15, Одинокая хикка
А я ничего не нашла о своей дочке. Она с 2,6 лет все время либо себя ассоциирует с маленькими хорошенькими зверьками: лисичкой, зайчиком, собачкой. Обязательно маленькими, либо разговаривает с воображаемыми зверьками. И иногда приходит типа волк, которого я или папа должны прогнать. Чтобы это значило. Сейчас ей уже 3 года.
2008-10-28, Марина
Нам сегодня ровно 3 года, недавно появился тоже воображаемый друг, вернее подруга - некая "Калятя" :) Я, когда обратила на это внимание, стала интересоваться, кто она такая, но ребенок на мои вопросы отвечает неопределенно...
2008-09-09, mav0275
ой-ой-ой.. А у меня в детстве была целая компания воображаемых друзей, и родители ничего о них не знали, мне и в голову не приходило рассказать кому-то о своих придуманных друзьях. Во я клиент для психолога была.. :-)
2008-09-09, Иррка
моя дочка играет с воображаемыми братьями и друзьями- теперь я поняла, что реально мы ни с кем её возраста не общаемся а в сад ходим редко -вот и страдает. сделала выводы
2008-09-10, Евгения
А вдруг это шизофрения, а не "родительский промах"?
2008-09-09, Sol_Roi
Поделитесь:

09.09.2008
Обновлено 22.10.2021
Близкие по теме статьи
Солнечный ребенок. Как от нас отвернулись друзья и появились новые
Солнечный ребенок. Как от нас отвернулись друзья и появились новые
Дочке с синдромом Дауна 11 месяцев. Пока нет зубов, зато умеет стоять
Пеппи Длинный Чулок - 70 лет. Рыжеволосая - значит феминистка
Пеппи Длинный Чулок - 70 лет. Рыжеволосая - значит феминистка
Астрид Линдгрен и ее рыжая "дочка" как символ гендерного равенства. Интервью с шведским профессором
Какая вы мама? Тест: взгляните на себя со стороны
Какая вы мама? Тест: взгляните на себя со стороны
Уход за ребенком до года: как это вас характеризует
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!