Бывает, что родители будущего первоклассника получают рекомендации позаниматься с ребенком летом — или от учительницы, или от школьного психолога. Иногда просят «подтянуть» развитие речи, расширить знания об окружающем мире — и даже советуют специальные пособия, по которым можно заниматься летом. Но летнюю подготовку к школе — и вообще любые занятия для дошкольников — можно организовать и совсем иначе.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, в чём секрет высокой эффективности, а проще говоря, пользы занятий с ребёнком. Почему одна мама (или воспитательница в детском саду) говорит: «Мы занимаемся-занимаемся, просто целыми днями! А толку нет никакого! Ничего ребёнок не выносит из этих занятий!».
И перекладывает такая мама (или воспитательница, или педагог на курсах подготовки к школе, что тоже случается) ответственность за бесполезные занятия на хрупкие детские плечи.
Дескать, я вся такая хорошая — столько времени трачу на занятия с ребёнком, а вот он — не усваивает (а бывают и более обидные эпитеты).
А есть другие родители. Такая мама скажет: «Ой, да у меня нет времени совсем! Мы и не занимаемся вовсе!».
Спрашиваю:
— Прямо нисколечко не занимаетесь? И книги даже ребёнку не читаете?
— Да нет, книги мы, конечно, читаем! Каждый вечер перед сном, минут 30-40. Вот дочитали вчера «Незнайку в Солнечном городе». Мы с ним ходили на спектакль «Незнайка-путешественник», на Диму он такое впечатление произвёл! Я и решила начать ему читать. Ещё моя детская книга — там такие иллюстрации замечательные! У нас теперь все игры «в Незнайку и его друзей». Как вы думаете, ему уже можно по возрасту читать «Незнайку на Луне», или подождать ещё?
Я говорю:
— А вот мне сегодня Дима рисунок подарил. Очень красиво — дома, деревья, дети играют. Это они в садике, наверное, рисовали?
— Да нет, в садике они красками редко рисуют, к сожалению. Это мы в пятницу вечером решили порисовать. По дороге из садика остановились на детской площадке, и никак я не могла уговорить Диму домой пойти. А я была такая усталая, замерзшая, голодная... Что придумать? Говорю: «Дима, а давай мы сейчас дома быстро поужинаем и красками порисуем!». Он так обрадовался — сразу домой отправился. Поужинали, уселись рисовать. Так увлеклись — не заметили, что уже спать пора ложиться!
— А ещё мне Дима сегодня показывал, как писать круглые трёхзначные числа — 100, 200, 300 и т.д. Почему-то мне кажется, что это он тоже не из садика «принёс».
— Да это просто я ему вчера объяснила, как они пишутся. Как писать двузначные, он давно знает. А вчера стояли на остановке, ждали автобус — у нас все номера трёхзначные: 148, 717, 765, 766. Дима пытался прочитать номера — а не получилось. «Семьдесят шестьдесят шесть». Я объяснила, как могла, а потом дома мы взяли ручку и бумагу и научились. Он весь вечер рисовал автобусы и писал на них номера, а потом прибегал ко мне на кухню и спрашивал: «Я правильно написал? Я правильно прочёл?». Может быть, я зря, рано еще?
Тут мне вспомнился один мой ученик, третьеклассник, который никак не мог запомнить разницу между «40» и «400», «50» и «500» и так далее. Потратили мы с ним на постижение этого немало времени — очень не любил мальчик математику! А мама Димы всё объяснила своему сыну за один вечер (кстати, мальчику 4,5 года).
Почему же так получается?
Очень важное отличие подхода этой, без сомнения, очень мудрой мамы — она «идёт за ребёнком». Эта мама использует подходящий момент, чтобы рассказать ребёнку что-то новое.
Почему ей это удаётся? Почему ребёнок, для многих родителей «маленький», усваивает такие, казалось бы, сложные вещи?
Всё очень просто — мудрая мама использует интерес ребёнка.
Ребёнок чем-то заинтересован. Например, он увидел, как на проезжей части чистят снег. Слаженно работают — трактор сгребает снег, к нему задом подъезжает самосвал, трактор засыпает снег ему в кузов. Ребёнок просто околдован процессом, он хочет стоять и смотреть. А мама спешит, ей некогда, у неё тяжёлые сумки и куча дел.
Почему важно сейчас остановиться и пойти за интересом ребёнка? Потому что сейчас у ребёнка активизированы все психические процессы, которые мы так стараемся развивать: восприятие, внимание, память, речь, мышление. Сейчас он «включён» в активную познавательную деятельность, потому что ему интересно.
Жизнь сама создала ситуацию, когда не надо ничего специально придумывать, привлекать внимание ребёнка — всё уже готово! Нам надо только включиться, потратить немного времени на общение с ребёнком, поддержать его интерес своими понятными ответами на его вопросы... Разве это так трудно?
Почему же тогда мы постоянно дёргаем детей, которые хотят что-то повнимательнее рассмотреть, во что-то важное для них вникнуть, понаблюдать за чем-то для них интересным?
Неужели эти 10-15 минут, которые мы потратим на то, что нашему ребёнку интересно и полезно, могут что-то нарушить в нашем бешеном ритме? Что именно? Вы на 15 минут раньше перемоете посуду и выдохнете: «рабочий день окончен»? Вы опоздаете на очередной сериал?
Так о каком же секрете я хотела вам рассказать? Наверное, вы уже и так всё поняли: ребёнку должно быть интересно! Любые занятия «из-под палки», по принуждению — бесполезны, а часто ещё и вредны, потому что отбивают у ребёнка охоту к дальнейшим занятиям!
Ребёнок лучше запоминает то, что произвело на него сильное эмоциональное впечатление. Для формирования устойчивого внимания необходимо это внимание почаще на чём-то концентрировать, для развития речи надо больше с ребёнком разговаривать, для развития мышления самое лучшее — на простых, наглядных примерах пояснять ребёнку смысл явлений, взаимосвязь процессов, последовательность событий.
Давайте будем учить ребёнка не за столом во время скучных занятий, а в повседневной жизни — в процессе наблюдений за природой и жизнью людей.