Ваше величество женщина, да неужели — ко мне?
Тусклое здесь электричество, с крыши сочится вода...
Женщина, ваше величество, как вы решились сюда?
О, ваш приход как пожарище — дымно и трудно дышать.
Ну, заходите, пожалуйста, что ж на пороге стоять?
Кто вы такая? Откуда вы? Ах, я смешной человек.
Просто вы дверь перепутали, улицу, город и век.
Булат Окуджава.
Кто она, современная женщина? Чем она отличается от представительниц слабого пола прежних времен? По сути, ничем, но по своим внешним проявлениям очень многим. Проблема в том, что порой проходят годы, прежде чем мы осознаем свою женскую сущность или не осознаем вовсе. За последнее столетие люди как никогда оторвались от корней, прежние традиции утратили былую ценность, мы стали очень независимыми друг от друга, слишком независимыми, более отделенными и разрозненными. Мы меньше прислушиваемся друг к другу и к себе, все больше телевидение, интернет и глянцевые журналы заменяют нам собеседника. Традиции вытесняются модой, живое общение виртуальным, а на образ жизни влияет социальный статус. Даже деньги, которые теперь большинство из нас зарабатывает независимо от мужчин, мы тратим не на то, на что хотим. А на то, на что нам говорят полюбившиеся средства массовой информации, которые незаметно стали для нас более авторитетны, чем мнение близких людей и старых друзей. Именно из них большинство женщин черпают не только информацию о том, где и как отдыхать и во что одевать в этом сезоне, но и как себя вести.
Часто людям, которые приходят ко мне на психологическую консультацию, я задаю вопрос "какой вы человек?". Это очень сложный вопрос, и он вызывает большие затруднения. Но есть еще более сложный вопрос, который я задаю женщинам — "какая вы женщина"? И многих он ставит в тупик. Женщины либо начинают подстраивать себя под какой-либо актуальный и узнаваемый типаж, либо впервые по-настоящему задумываются и понимают, что у них нет ответа на этот вопрос. Если они еще могут что-то сказать о себе, как о человеке, о личности и профессионале, то о себе как о женщине они — деловые, независимые и часто одинокие — не могут сказать ничего.
Недавно во время психотерапевтической сессии одна девушка сказала мне, что ей не хватает сексуальности. "Что такое сексуальность?" — спросила я ее. И прозвучал следующий ответ: "Быть сексуальной — это значит быть худой, высокой, одетой в сексуальную одежду и свободной". И вдруг в последний момент прозвучало слово "настроение". То сущностное, определяющее сексуальность было ухвачено, но оно находилось на периферии сознания как второстепенное.
Я посмотрела на свою собеседницу. Передо мной сидела сексуальная девушка, которая не знала об этом, так как ни худобой, ни высоким ростом она не отличалась, но было то самое настроение, которое и являлось отражением ее сексуальности. Женский шарм присутствовал, его просто нужно было увидеть в себе, осознать и научиться бережно использовать на благо своей женственности.
Нам, женщинам, проще быть интересным человеком, чем интересной женщиной, потому что в своей женственности мы очень зависимы от того, как нас воспринимают мужчины. А в последнее время мужчины не всегда воспринимают женщин так, как им бы хотелось. Несмотря на радикальные изменения, которые происходят в окружающем нас мире, есть нечто неизменное. Это наши взаимные ожидания друг от друга: мужчина мечтает о настоящей женщине, женщина мечтает о настоящем мужчине. Но современное общество ломает нас, корректирует, требует от нас иного, женщины управляют мужчинами, мужчины в свою очередь начинают чувствовать себя беспомощными. Маркетологи делают из нас бездумных шопоголиков, в женских глянцевых журналах культивируется брак по расчету и описывается масса преимуществ этого союза перед браком по любви, а фешн-индустрия стирает границы между полами и создает модные коллекции в стиле унисекс. Давайте подробнее рассмотрим некоторые наиболее популярные женские типажи, которые активно культивируются в обществе и в прессе.
Бизнес-леди
Она хорошо образована, сделала блестящую карьеру, дорого одета, имеет персонального водителя, независима и несколько хладнокровна. Ее роль — быть звездой, регулировать самые сложные бизнес-ситуации, очаровывать клиентов, приводить в состояние трепета подчиненных, включая, естественно, мужчин. Большая часть жизни занята деловыми переговорами, представительскими функциями и всевозможными приемами. Отдых — это индивидуальные дорогостоящие туры, гольф в компании деловых партнеров, дорогие магазины, спа-салоны, перелеты первым классом. Средний возраст 27-45 лет. Она может быть разной — авторитарной или лояльной со своими подчиненными, но, как правило, всегда присутствует некоторый элемент стервозности. Ее часто боятся, почти всегда уважают и очень редко любят.
На первый взгляд весьма привлекательный образ — карьера, деньги, почет и уважение, состоятельные люди вокруг. Именно этот тип женщины является ориентиром и мечтой для многих молодых девушек, вступающих во взрослую жизнь. Право быть такой отстаивали женщины всего мира в 20 веке. Это наша всеобщая женская мечта и грандиозное достижение. Теперь в нашем обществе есть женщины-политики и даже женщины-олигархи.
Недавно я совершенно случайно стала свидетелем одного телефонного разговора, в котором тетя поздравляла с днем рождения свою племянницу—школьницу. И в процессе беседы она желала девочке, прежде всего, стать бизнес-леди, ездить на дорогой машине и жить в большой квартире. Очень хорошие пожелания. Но если все это реализуется, станет ли девочка счастливой? И как вообще соотносятся понятия "независимая бизнес-леди" и "женское счастье"? Что стоит за этой успешностью, за этой видимостью благополучия?
Как показывает жизнь и моя психотерапевтическая практика, успешность, увы, не тождественна счастью. Карьера — это прекрасно, когда ты в ней не теряешь себя, свое сущностное, человеческое, и когда ты параллельно реализовываешь свое женское начало. Но лишь немногим это удается. Для большинства женщин такие ориентиры и общественные установки становятся разрушительными. Репродуктивный возраст проживается в холостую. Конечно, появляются другие плоды — профессиональные достижения. Но сопоставимы ли они по своей ценности с тем, чего мы могли бы достигнуть? Вопрос о смысле жизни и женской реализации возникает позже. И часто тогда, когда многие возможности упущены, за спиной долгий период одиночества, затянутые рубцы от боли несостоявшихся отношений, физическое истощение от груза ответственности и многолетнего ненормированного трудового графика.
Конечно, изменить жизнь никогда не поздно, и в этом смысле консультация профессионального психолога могла бы быть очень полезна. Но это риск — отказ от привычных установок, стабильности и, возможно, снижение материального уровня, изменение социального статуса. Многие ли готовы сделать выбор в пользу неустойчивого призрачного будущего, утратив успешное настоящее? Но право быть собой и быть счастливой есть у каждой из нас, и все в конечном итоге зависит от собственного выбора. Сильные, независимые, деловые женщины достойны всяческого уважения, но гармония обретается только тогда, когда сильное личностное находится в балансе с духовным человеческим и сущностным женским. И именно такую женщину начинают не только уважать, но и любить.
Шопоголики
За последние несколько лет вышел ряд фильмов и книг о современных женщинах, которые неравнодушны к сексу, развлечениям и магазинам. Большую часть времени они проводят в женской компании, обсуждая достоинства и недостатки мужчин. Они либо образованы и материально независимы, как, например, героини "Секса в большом городе", либо, наоборот, патологические неудачницы, как Бриджит Джонс. Все в той или иной степени помешаны на покупках. Как героиня книг Софии Кинселлы о Шопоголике. Они забавны, обаятельны и привлекательны. И в конечном итоге находят мужчину своей мечты. Истории этих вымышленных героинь становятся руководством к действию для многих современных девушек. Создается впечатление, что если ты будешь еженедельно покупать новую пару туфель, проводить ночь с каждым понравившимся мужчиной, обсуждать мельчайшие детали интимного общения в компании подруг и друзей с нетрадиционной ориентацией, то рано или поздно найдешь свое счастье. Эти фильмы и книги не лишены некоторого шарма — веселые забавные комедии. Проблема в том, что юные читательницы воспринимают их слишком серьезно. Героиням хочется подражать и быть на них похожими. И этот типаж сейчас очень популярен и клонируется в больших масштабах. В каждом книжном магазине несколько полок отведены под только что появившиеся произведения о жизни привлекательных шопоголиков, ищущих свое счастье. Эта литература подавляет, она взяла количеством, под ней погребена альтернатива.
Женщинам свойственно задумываться о поисках счастья, и неподготовленная юная душа может воспринять развлекательную книжку как действенный инструмент. Но в чем здесь опасность? В стремлении соответствовать, прежде всего, внешне полюбившемуся типажу, мы рискуем потерять себя. Ни модные наряды, ни популярные увлечения, ни принятая в тусовке манера общения нас не спасут, если в этом не будет нас, нашей личности, взгляда на жизнь, живых эмоций, желаний. Безусловно, современное общество потребления заинтересованно в подобной книжной и кинопродукции, через нее происходит воспитание покупателей, формируется спрос, внушаются чужие вкусы, желания и мнимые ценности.
Конечно, есть и другой путь стать счастливой, этот путь одновременно прост и сложен — это опять же быть собой. И есть замечательные фильмы и книги, которые могут в этом помочь, просто нужно разгрести завалы навалившейся макулатуры и увидеть то, что сможет нас по-настоящему тронуть и изменить.
Замуж за богатого
Еще одна распространенная мечта современной девушки, живущей в России — брак с состоятельным мужчиной. К этому союзу часто обе стороны относятся как к сделке. Каждый знает, что именно он покупает и за что именно платит. На богатых мужчин есть спрос, и есть с их стороны предложение. Немало современных мужчин всерьез думают, что, имея деньги, можно добиться любой женщины, и немало женщин рассчитывает, что они смогут жить с любым мужчиной, у которого есть деньги. В жизни все оказывается гораздо сложнее. С мужчиной, основное преимущество которого — количество денег на счете, нужно не только жить, но и спать. К тому же он справедливо рассчитывает на некоторую взаимность за пользование его деньгами, а искренней взаимности женщина, вышедшая замуж исключительно из прагматических соображений, ему дать не сможет.
В результате в лучшем случае оба супруга оказываются заложниками ситуации, в худшем случае в это вовлечены их дети. Неудовлетворенность мужчины постепенно возрастает, он живет с ощущением, что его не любят, а используют. Женщина страдает от того, что ее принуждают делать то, на что она не рассчитывала. Некоторые так проживают всю жизнь, у других все заканчивается разрывом, который сопровождается мучительным бракоразводным процессом, после которого бывшие супруги сильно ненавидят друг друга. Но даже если им удается избежать развода, они становятся чужими людьми, ведущими независимую друг от друга жизнь. Измены, ложь, агрессия, слезы, боль, депрессия, болезни и психологические проблемы — постоянные спутники материально благополучной семейной жизни, основанной лишь на трезвом денежном расчете. И если вы идете на отношения, в которых не ночевала любовь, то есть риск проиграть свою жизнь, сделав ошибочные ставки. Конечно, благополучие — это большое преимущество, это приятный бонус для двух любящих друг друга людей, то есть изначально любящих. Когда брак создается не по принципу "замуж за богатого", а по принципу "замуж за любимого", и любимый оказывается состоятельным человеком. В этом случае шансы на успех несоизмеримо выше. Вопрос в том, что первично.
В последнее время мне часто попадаются статьи о плюсах брака по расчету перед браком по любви, даже в авторитетных женских психологических журналах. И мне как профессиональному психологу, опирающемуся на многолетнюю практику, хотелось бы возразить на это — там где нет любви, и никаких плюсов нет. Каждый человек призван в этот мир, чтобы прожить максимально лучшую для себя жизнь. Не стоит отказываться от этой возможности и, следуя за искушениями, попадать в ловушку, выход их которой есть не всегда. А вот расплачиваться придется вам.
Сегодня мне лишь хотелось предложить альтернативный взгляд. Мы живем в мире иллюзий и сталкиваемся с реальностью, которая может разрушить нас. А инстинкт самосохранения часто вновь возвращает нас в прежние грезы. Я голосую за жизнь с открытыми глазами, за уникальные женские души, которые не вписываются ни в один из существующих женских типажей. И пусть прогорают маркетологи, и не продаются женские журналы... Я верю, что каждая из нас способна пройти свой собственный удивительный и неповторимый путь как настоящая женщина — любящая, нежная, умная, созидающая.
Статья предоставлена сайтом "Keytoself"