Уголовник Винни-Пух и "шестерка" Пятачок: чему учили детей советские мультики

Зачем паровозик из Ромашково ушел с рельсов, и почему Карлсон – первый советский Монтессори

Полезность: 1,6 из 5 Интересность: 2,1 из 5 (28 оценок)

Все в детстве любили мультфильмы "Ну, погоди!" и про Винни-Пуха, но учили они нас разному — и в этом талант советских мультипликаторов. В новой книге "Мемуары младенца" Олег Батлук признается, какие жизненные уроки извлек из просмотра "Паровозика из Ромашково" и "Ох и Ах". А вы тоже сочувствовали отрицательным героям советских мультиков?

Шпионские страсти, 1967

"Шпионские страсти", 1967

Для советского ребенка познание мира начиналось не с прописей, не с букварей, не с учебников. Познание мира для советского ребенка начиналось с мультиков.

Советский Союз знаменит своей мультипликацией. Неоднозначной и непростой, как и все в Советском Союзе.

Я уверен, что мультипликация в СССР была еще одной формой диссидентства, эзоповым языком протестующей интеллигенции. Это такой официальный самиздат. Многие советские мультфильмы глубоки, как Достоевский. Через головы детей они обращались к взрослым, с помощью тайнописи подтекста.

Некоторые шифровки мультипликаторов, спрятанные ими в невинных на первый взгляд сюжетах, в свое время дошли до моего детского подсознания.

Эти мультики стали моими любимыми. "Шпионские страсти", "Паровозик из Ромашково", "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", "Ну, погоди!". Именно они произвели во мне коперниканскую революцию посреди тотальной птолемеевой ереси.

В "Шпионских страстях" я тайно сочувствовал шпионам. К счастью, у меня хватило куриных мозгов не признаться на очередном уроке политинформации, что я мечтаю стать предателем родины. А как было не мечтать об этом? Главный герой, которого совращала Антанта, делал ровно то, о чем я в начальной школе грезил ночи напролет, подергивая во сне ножкой: курил папиросы, ходил по ресторанам и встречался с роковой красоткой на три головы выше его.

Паровозик из Ромашково, 1967
"Паровозик из Ромашково", 1967

В "Паровозике из Ромашково" я таял, как рафинад в кипятке, при виде поезда на обочине. Образ "поезда на обочине" был антисоветским по сути, ментальной катастрофой. "Наш паровоз, вперед лети" — эпоха на всех парах мчалась в ближайшую вечность, сияющую на картине Богаевского "Днепрострой".

В "Паровозике из Ромашково" поезд не "сошел", а "ушел" с рельсов: между этими двумя глаголами лежала мировоззренческая бездна. Советский поезд мог покинуть рельсы только в результате трагического инцидента, но не своего осознанного выбора. Не сомневаюсь, что "Паровозиком из Ромашково" диссидентствующие мультипликаторы протестовали против строительства БАМа.



Отечественный "Винни-Пух" был энциклопедией советской жизни, парадом типажей. Я обожал этих персонажей, всех без исключения, что не удивительно, ведь их списали с моих знакомых и соседей.

Винни напоминает откинувшегося уголовника. Отчасти эту аллюзию подпитывал Евгений Леонов, озвучивший медвежонка и сыгравший урку в "Джентльменах удачи". Но не только. Винни-Пух постоянно совершает различные правонарушения: гоп-стоп с пчелами, разбой у Кролика дома, разводилово Совы с ослиным хвостом. Винни-Пуху не хватает только смачной татухи на лапе, хотя не исключено, что на первых эскизах она была.

Винни-Пух идет в гости, 1971
"Винни-Пух идет в гости", 1971

Пятачок — классическая "шестерка", "слабак", "заблуждающийся". Кстати, самая серьезная статья в итоге светит как раз этой неуверенной в себе свинье — за применение огнестрельного оружия против пчел.

Сова восходит к классическим перекупщицам в малинах, воспетых в "Место встречи" в лице Верки Модистки. Немудрено, что у нее нашелся ворованный хвост. Что касается ослика, тут все совсем очевидно, так как это образ вечно пьющей русской интеллигенции: депрессия в день рождения, где-то потерянная накануне часть тела, неузнавание себя в зеркале вод.

"Малыша и Карлсона" советские мультипликаторы обременили сразу несколькими подпольными смыслами. Во-первых, это пацифистский мультик: Карлсон — боевой вертолет, уволенный из армии за доброту и человеколюбие. Во-вторых, это протест против карательной педагогики в лице Домомучительницы. Карлсон — первый советский Монтессори.

Антагонисты в мультфильмах той эпохи были всегда привлекательнее протагонистов. Положительные герои вызывали отрицательные эмоции. За ними не хотелось идти даже до следующего столба, не то что до конца.

Ну, погоди!
"Ну, погоди!"

В моем случае это наиболее яркое проявилось с "Ну, погоди!". Я от всей своей чистой детской души желал Зайцу смерти. Причем мучительной. Я не понимал, какого лешего этот гиперпозитивный хмырь докопался до несчастного Волка. Последний, опять же, олицетворял для меня очередную ролевую модель: я тоже мечтал носитель тельняшку, гонять на бетономешалке и опрокидывать урны.

Но самый разрушительный эффект на мое еще не оперившееся и покрытое нежной пыльцой детское подсознание произвел вроде бы совсем невинный и непритязательный мультфильм "Ох и Ах".

"Ох и Ах" — это еще одна филигранная фальшивка про двух антиподов. Ох — антиобщественник, вредный элемент, нахлебник. Это в терминах той эпохи. Или: слоупок, депрессант, асоциал, мизантроп и прокрастинатор, если говорить современным языком. Такой мультипликационный Обломов.

Ах — его противоположность: энтузиаст, вертихвост, стахановец и передовик, или стартапер-адреналинщик, по-нашему. В вечной движухе и гиперактивности. Ах постоянно норовит перевоспитать Оха, форматирует его, тормошит.

Официальная мораль советского мультфильма понятна: будьте, как Ах.

Но на меня лично сила этого произведения искусства действовала, как и было задумано его создателями, с точностью до наоборот. Я завидовал Оху и хотел жить как он — в кладовке и в паутине. Я снова, как и в случае с Зайцем и Волком, не понимал, почему этот розовощекий Ах до него докопался. И, когда в итоге по сюжету Оха заставили постричься и убрать паутину, я почти физически страдал.

Ох и Ах, 1975
"Ох и Ах", 1975

После просмотра "Оха и Аха" я каждый раз доставал из ящика для стирки грязные вещи и отказывался идти в школу.

"Кладовка или смерть!" — скандировал я родителям. Ах — это такой советский мультипликационный анти-Че Гевара.

В итоге после "Шпионских страстей" я, конечно, не стал шпионом, зато освоил английский и полюбил путешествия за границу.

"Паровозик из Ромашково" научил меня тому, что в конце великого пути нет ландышей. Ландыши растут на обочинах. А в конце великого пути — лишь тьма гулкого депо.

"Винни-Пух" подготовил меня к разнообразию человеческой природы и к тому, что совы — не то, чем кажутся.

"Малыш и Карлсон" помог мне принять очень важное в моей жизни решение: после восьмого класса я перешел из обычной школы в экспериментальный лицей.

А благодаря "Ну, погоди!" я усвоил золотое правило, которому следую до сих пор: держаться подальше от зайцев.

Как ни крути, получается, что всем хорошим во мне я обязан советской мультипликации.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Уголовник Винни-Пух и "шестерка" Пятачок: чему учили детей советские мультики"

Вы не авторизованы.

Стебаться можно умно и так, что все, и обстебываемый первым, будут хохотать до слез. Встречала я людей, умеющих отстебать так, что просто вау, не придерешься. На 5 с плюсом. Да что там далеко ходить у нас сейчас на работе одна девочка умеет буквально парой слов уложить в лежку с хохотом всех окружающих. И это интеллигентный юмор, умно, к месту, и едко, и метко. Вот ее бы сюда, уж она бы смогла приложить дядьку коротко и ясно, так что на этом все споры бы закончились, а мужик бы от стыда провалился сквозь землю думать о своем поведении )))
Чтобы стебаться, надо иметь тонкий ум и талант. У Автора явно нет ни того, ни другого. Есть большое желание выпендриться, привлечь к себе внимание. Пусть хоть отрицательное, но внимание. Так себе наборчик.

И то, что его восприятие совпало с Вашим, ничего в данном случае не меняет. Таланта у человека, как ни крути, нет. И это не лечится.
2018-12-01, Наташа Р
Человек стебецца, а тут все восприняли как покушение на самое святое. ЧуднО. Если убрать шелуху неуемного стеба, то я приблизительно так и воспринимала все перечисленные мультфильмы. А голубой щенок бесил несказанно, без привязки к голубизне естественно. Во времена моего детства "голубой" было названием цвета. Меня весь этот мультфильм бесил, не понимала я его. Ни стилистика, ни музыка не ложилась.
2018-12-01, ШаНуар
автору бы голову подлечить....
Карлсон с Винни-Пухом вообще не советские герои, остальные аллюзии совершено бредовые. ну или в детстве автора так сильно тащили в светлую жизнь, так замучивали "ахами", что автор прям с дет.сада пребывал в депрессии и мечтал отлежаться где-то в углу и паутине (ну, возвращаемся к фразе "голову бы подлечить).
2018-11-30, СиреневаяЛеди
Ну, если автор в начальной школе мечтал носитель тельняшку, гонять на бетономешалке и опрокидывать урны, а заодно курить папиросы, ходить по ресторанам и встречаться с роковой красоткой на три головы выше его, - остается только сочувствовать автору. Немудрено, что ему везде странное мерещится.
2018-11-30, УникаЛьнаЯ
Бред какой-то. Не приятная какая-то статья, обос..л практически все любимые мультфильмы своими инсеннуациями.
Надо же так своеобразно мыслить. А ничего, что Винни-Пух и Карлссон изначально не российского авторства? И не так уж они далеки от первоисточника...
2018-11-30, Наташа Р
Зато автора совсем не удивил Паровозик, у которого глаза с ресницами. То, что это Паровозик где-то ходит и ландыши нюхает - уже вторично.
И хорошо, что автор не взялся анализировать Голубого щенка и Крокодила Гену...
2018-11-30, Hel
пусть стебецца перед своими друзьями, готовыми его слушать. А пиариться среди взрослых этот недоросль зря пришел. Молодежи можно мозги пудрить, а нам не получится.
2018-12-05, Oazis
Поделитесь:

30.11.2018
Обновлено 26.03.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Знаменитые мыши и крысы из детских книг, фильмов и мультиков
Знаменитые мыши и крысы из детских книг, фильмов и мультиков
Что почитать и посмотреть с ребенком: наступающему году Крысы посвящается
Игрушки из мультиков: монстры и супергерои. Плюсы и минусы
Игрушки из мультиков: монстры и супергерои. Плюсы и минусы
Агрессия, страх, самооценка - и неправильные игрушки.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!