Скоро начнётся новый учебный год. Меня радует то настроение, с которым мамы и папы пишут об учебе своих детей, как выбирают школу и учителей. Видно, что это любящие, заботливые и разумные родители. Под многими их словами готова подписаться и я. Но эти советы родителей первоклашек или учеников начальной школы. Родители старшеклассников опытом почему-то не делятся, а ведь сейчас ученики часто меняют школу после 9 класса, когда принимают решение обучаться в профильных классах. Вот и хочу восполнить этот пробел.
Итак, родителям старшеклассников (а ими станут в конечном итоге все первоклашки) посвящается.
Чаще всего с классным руководителем поддерживает связь один из родителей ученика. Так было и с одним моим учеником-десятиклассником. Как классный руководитель я была знакома лишь с отцом Славы. Именно отец ходил на родительские собрания и являлся тогда, когда требовалось присутствие кого-нибудь из родителей подростка. Однажды он совершил серьёзный проступок и был вызван на разговор к директору с родителями. Впервые пришла его мама. Вместе с ней мы пришли к общему решению проблемы, но, если бы проступок повторился, Славе грозило бы отчисление из школы. К сожалению, это случилось, и был созван педсовет, на который я пригласила родителей. Пришла мама, но я её не узнала, т.к. это была другая женщина, не та, что приходила в прошлый раз. Оказалось, что Слава выдавал за маму свою знакомую. Это усугубило его вину, и 10-й класс он заканчивал в другой школе. С тех пор я пытаюсь познакомиться с обоими родителями своих учеников.
Первый совет: мамы и папы, вы исключите возможность выдать другого человека за вас, если оба будете знакомы с классным руководителем вашего ребёнка.
Ни для кого не секрет, что ученики в течение учебного года сдают деньги в "фонд школы", на "классные нужды", "на подарок учителю", "на ремонт", "на фотографию класса". Родители возмущаются размером сумм, но всё равно сдают. Старшеклассники предпочитают просить деньги у родителей и сдавать их сами. Но требуемую сумму, как правило, завышают, иногда и в 2-3 раза. Собрала я как-то на проверку дневники своего 10 "Д". И в каждом запись, сделанная рукой самих учеников: "100 рублей на подарок учителю". Вспомнила, что через неделю 8 Марта: А в предпраздничный день получила в подарок от класса шоколадку "Альпен Голд". Я не из тех, кто живет подарками от "благодарных учеников" и даже радуюсь их отсутствию, т.к. всегда чувствую себя неловко, как будто взятку беру. А эту шоколадку взяла, ведь за неё каждый родитель отдал 100 рублей. Просто очередной праздник стал поводом стребовать с родителей деньги на карманные расходы.
Второй совет: не доверяйте детям деньги на школьные нужды, сдавайте их сами, и тогда ваши расходы значительно сократятся.
Иногда родители не интересуются учёбой своего ребёнка настолько, что просто диву даёшься. "Почему вы не заглядывали в дневник, чтобы узнать об оценках своего сына?" — интересуемся мы с завучем у мамы Константина и слышим слова удивления по поводу того, что дневники ещё есть в школах. Да, дневники не отменили, и даже одиннадцатиклассники обязаны их иметь и предъявлять по требованию учителей и родителей (правда, есть школы, где дневники заменены зачётками или другими документами, где фиксируются отметки учеников). У каждого третьего старшеклассника в начале учебного года нет дневника, т.к. родители его просто не купили или не проконтролировали факт его покупки самим учеником. В нашей школе эту проблему мы решили с помощью бесплатной раздачи "неимущим" дневников, которые в качестве благотворительности предоставила одна политическая партия. Дневники были с фотографией их лидера на обложке, поэтому дети предпочитали покупать дневник сами, если его до той поры ещё не было.
Совет третий: узнайте, как именно в вашей школе информируют родителей об успеваемости детей, и, если с помощью дневников, то периодически заглядывайте в него.
Мобильные телефоны сейчас есть практически у каждого старшеклассника, но отключают их во время урока единицы. Поэтому узнайте расписание звонков, принятое в школе, и звоните во время перемены, ведь во время урока вы всё равно не поговорите, а вашему ребёнку будет сделано замечание.
Совет четвёртый: не звоните ребёнку во время уроков, дождитесь перемены.
При подготовке к выпускным экзаменам родители часто обращаются к репетиторам, и за достаточно большие деньги, как правило, преподаватели из других учебных заведений пытаются заполнить пробелы в знаниях старшеклассников. Но мало кто знает, что во многих школах до сих пор функционируют абсолютно бесплатные кружки любителей того или иного школьного предмета, где как раз ребёнок и может подготовиться к экзаменам. На такие кружки ходят единицы, поэтому получается почти индивидуальный подход. В нашей школе помимо таких кружков на голом энтузиазме учителя проводят еженедельные консультации по подготовке к экзаменам, занимаются с заинтересованными учениками во время каникул и после уроков. Но почему-то ценится лишь то, за что приходится платить деньги, и родители нанимают репетиторов, а не ищут помощи у педагогов своего ребёнка. Однажды ко мне подошла моя ученица-одиннадцатиклассница и попросила за плату подготовить её к выпускному экзамену. Репетиторством со своими учениками я не занимаюсь принципиально, поэтому предложила ей позаниматься после уроков без оплаты моего труда. Она отказалась.
Совет пятый: узнайте о работе кружков и проведении дополнительных занятий в школе по тем предметам, знание которых важно для вашего ребёнка.
Родители до сих пор считают, что о сексе на практике их дети узнают не раньше, чем "после свадьбы". Печальная статистика: две мои несовершеннолетние ученицы 10 класса так и не окончили школу, оставив её на ранних сроках беременности (я к тому времени сама была в декрете, иначе этого не допустила бы, т.к. для беременных и молодых мам в школах предусмотрен индивидуальный график обучения). Как-то раз две мамы самых хулиганистых учеников моего 11 "Б" класса задержались после родительского собрания. Одна из них пожаловалась, что её сынок приводит домой на ночь девушек и стала просить совета, как прекратить это дело, ведь нянчить внуков в 35 лет не входило в её планы. Да и болезней вокруг тьма — не будешь же каждый раз требовать справку о здоровье с очередной подружки. Мама второго ученика ей посоветовала приобрести качественные презервативы и молча положить их в ящик компьютерного стола своего сына, т.к. девушками юноша интересоваться не перестанет ни при каких обстоятельствах, а на дорогие средства контрацепции денег может пожалеть. Она и сама регулярно снабжает своего сына презервативами и тот не возражает. Я с её советом была полностью согласна.
Совет шестой: если не хотите рано стать бабушкой или дедушкой или лечить своего ребёнка от ЗППП, позаботьтесь о средствах контрацепции для своего ребёнка сами.
Каждый человек может заболеть, и дети болеют чаще взрослых. Как правило, родители сообщают учителю сами о наступившей болезни их ребёнка, а вот об окончании болезни — нет. Бывает, что ученики после болезни не хотят возвращаться в школу и начинают прогуливать занятия. Был в моей практике такой случай. Один ученик, Саша, серьёзно заболел, его бабушка предупредила о болезни внука. Я регулярно звонила и интересовалась его здоровьем, но о дате выхода в школу бабушкой не было сказано ни слова. И вот Саша неожиданно быстро выздоровел, а в школу так и не явился: пошёл в гости к своему больному товарищу. Вместе они решили пошутить, и товарищ позвонил бабушке, сообщив той, что её внук находится в заточении, и за него нужно внести выкуп (были названы конкретная сумма и место, куда её нужно принести). Бабушка, позвонив в школу, узнала, что Саши на уроках нет, и обратилась за помощью в милицию. Кто-то предупредил моего ученика, что его разыскивает милиция, и тот спрятался так, что его нашли только через сутки. Этой ситуации можно было бы избежать, если бы Саша знал, что в школе знают об окончании его болезни, и в случае его отсутствия на уроках классный руководитель сразу позвонит домой.
Совет седьмой: классному руководителю важно знать не только о самом факте болезни вашего ребёнка, но и о дате возвращения в школу.
До поры до времени мне даже и в голову не приходило, что родитель может даже и не знать, в каком именно учебном заведении обучается его ребёнок. Но в ходе практики поняла, что это случается достаточно часто, и не только с родителями. Так, в нашем городе есть две школы под номером 12: СОШ и ОСОШ (средняя общеобразовательная и открытая сменная общеобразовательная соответственно). Ученики обеих школ, если их спросить о том, какой школе они учатся, ответят, что в двенадцатой. Из-за этого происходит много ошибок. Так, новый комплект учебной мебели вместо ОСОШ был доставлен в СОШ. Расписавшись в получении мебели, администрация СОШ отказалась выдать мебель ОСОШ. Был скандал на уровне Комитета образования. Также ошибаются и родители, особенно когда звонят в учительскую или на вахту в целях пообщаться с классным руководителем своего ребёнка, а справочная служба особенно не интересуется, телефон какой из 2-х двенадцатых школ им нужен. В нашей школе, к примеру, 3 учебных здания, расположенных в абсолютно разных местах города. Был очень неприятный случай, когда мама девятиклассника, не зная, в каком именно здании обучается её сын (а он ей был нужен, чтобы взять ключи от квартиры), наговорила кучу гадостей дежурному учителю нашего корпуса, т.к. та заверяла, что сын мамы в данном здании не обучается. Естественно, в поисках были перерыты все классные журналы и опрошены учителя, работающие в 9-х классах. Мама обвинила учителей в непрофессионализме, обматерила дежурного учителя и даже обещала написать жалобу "кому надо". Буквально через полчаса она перезвонила в школу сообщить, что сын нашёлся и действительно учится в другом здании, как и предполагал до этого дежурный учитель.
Совет восьмой: запомните точное название учебного заведения вплоть до каждой буквы, в котором обучается ваш ребёнок, разберитесь во всех его корпусах и филиалах, узнайте точный адрес и номера телефонов вахты и учительской, это никогда не будет лишним.
Кому-то эти советы покажутся банальными или лишними. Отчасти я и сама соглашусь с этим мнением, но на практике достаточно многих проблем можно было бы избежать, если бы родители хотя бы в какой-то мере их придерживались. И, как говорит одна моя коллега, общаясь с родителями нерадивых учеников: "Я отвечаю за вашего ребёнка ещё 1 год (2,3,4,5 лет), а вы всю свою жизнь. Делайте выводы сами".
Ответное слово автора.
Противоречивая реакция читателей на мои советы неожиданной не стала. К радости тех, кто не хотел бы видеть меня в числе педагогов их детей, хочу сообщить, что, если вы действительно являетесь хорошим родителем, то ваш ребёнок не придёт учиться в нашу школу. Школа, в которой я работаю, является своеобразным «отстойником» для неуспевающих, стоящих на учёте ИПДН, вынужденных в середине учебного года покинуть свою школу из-за конфликта с учителями и одноклассниками. Классы у нас переполнены, но дети из неблагополучных семей составляют не больше трети всех учеников. Просто многие родители делают карьеру, и им некогда заниматься воспитанием своих детей. А потом выдают заявления типа: «Я же всё для него делаю, на трёх работах работаю, сотовый за 25 тысяч купила, какой захотел…» В моей памяти только 1 случай, когда мама оставила работу, чтобы помочь сыну закончить школу. Ещё одна мама отказалась от высокооплачиваемых длительных командировок, когда её сын стал прогуливать школьные занятия.
Пока ожидала дня публикации рассказа, «созрели» ещё 2 совета.
Недавно свекровь рассказала о семейной тайне: её сына Вовочку (моего нынешнего супруга) после 1-го класса чуть не отправили во вспомогательную школу. Она настояла на том, чтобы его публично экзаменовали. Главным аргументом Марьиванны в деле признания Вовочки неспособным обучаться в обычной школе была низкая скорость чтения. На экзамен Марьиванна привела лучшего ученика класса. Этот ученик перед комиссией прочитал за 1 минуту 125 слов из незнакомого текста: вот, мол, как надо читать! Настала очередь читать Вовочке. Результат в 25 слов порадовал Марьиванну, но не огорчил мою будущую свекровь. Она поинтересовалась у ребят содержанием прочитанного. Лучший ученик растерялся и не вспомнил, о чём шла речь в тексте, т.к. за высокой скоростью чтения осмысление содержания не следовало. Зато Вовочка не только пересказал текст, но и высказал своё мнение по поводу его содержания. Вопрос о вспомогательной школе отпал сам собой и больше никогда не поднимался, а Марьиванна ушла на пенсию.
Бывает и наоборот. Денис из моего 11Б постоянно опаздывал на уроки алгебры, потом стал их пропускать, в результате чего назрел конфликт с преподавателем математики. Во время встречи всех заинтересованных сторон Денис заявил, что самостоятельно справится с изучением алгебры, т.к. его не устраивала требовательность педагога на уроках. Математик согласилась 1 раз в месяц принимать у него зачёт в составе комиссии, чтобы оценка знаний была объективной. Денис согласился. Через месяц перед комиссией Денис не смог ответить ни на один теоретический вопрос и не решил ни одного задания. Он признал своё поражение ценой серьёзной бреши в знаниях, так необходимых выпускнику, но гордость не позволила ему вновь ходить на уроки к победителю-учителю. В итоге он принял решение перейти в параллельный класс, где вела алгебру другой педагог.
Ещё один совет. Если вы не согласны с оценкой знаний своего ребёнка, вы вправе потребовать проведения независимой экспертизы, созыва комиссии, открытого экзамена или зачёта. Защищайте своего ребёнка до конца, но будьте объективны.
Трудно найти ученика начальной школы, который бы не посещал несколько кружков, секций, студий, дополнительных занятий. День ребёнка расписан по минутам и требует от него наличия крепкого здоровья. В качестве примера: утро одного из моих учеников начиналось в 9 часов с репетиции в эстрадном танцевальном коллективе, потом, даже не заходя домой, он шёл в школу, после которой была репетиция в другом танцевальном коллективе до 8 вечера, а в 9 вечера домой приходил репетитор по школьным предметам. И так 6 дней в неделю, а по воскресеньям выступления на концертах. К 8 классу он устал настолько, что тайно от родителей бросил танцы и назло им стал плохо учиться.
Мама Маши была очень недовольна, что по русскому языку её дочь училась на «3», при этом девочка великолепно знала все правила и усиленно занималась с репетитором, но всё равно допускала ошибки и делала много исправлений. Когда Маша заикнулась, что за тройки её стали дома наказывать, пришлось маму вызвать на разговор. В ходе беседы всплыла информация, которую мама раньше скрывала, о том, что в раннем детстве Маша перенесла клиническую смерть в результате операции на сердце. Таким образом, проблемы с письменной речью Маши были на уровне физиологии, и требование от неё только отличных оценок могло привести к очередным проблемам со здоровьем девочки.
Наверное, совет последний. Требуйте от ребёнка только то, что действительно в его силах.
2008-08-21, АХ
советам типа "не доверяйте детям деньги на школьные нужды", "исключите возможность выдать за вас другого человека", "позаботится о средствах контрацепции для своего ребенка" считаю не просто, но откровенно вредными. Мой ребенок с 7 лет получает от меня деньги, в том числе для оплаты занятий и для покупки продуктов в дом. Он имеет все шансы оставить себе часть денег на кармане, но почему-то этого не делает. Один раз он пришел в магазин с тысячной купюрой и вот такая осторожная продавщица отказалась ему продать йогурты, так как решила, что он украл у родителей деньги. Для него это был шок. Для ребенка наши деньги - это часть семейного бюджета. И это не хорошо, это нормально.Если ученик хочет подарить своей учительнице только шоколадку, значит она вызывает у него уважения ровно на шоколадку. А потом, с каких пор подарок учительнице стал школьной нуждой?
Если же он решит выдать за меня другого человека, то я скорее посмеюсь над интересно выдумкой и посоветую в этой ситуации сделать тоже самое учителю. А решать проблему тогда надо начинать только после встречи с настоящим родителем. Возможно, что ребенок был настолько запуган, что был не уверен, что получит от родителей поддержку. Тогда, конечно, это не смешно и повод задуматься родителям.
Ну и покупать презервативы я тоже не собираюсь. Если человек считает себя готовым к сексу, он должен быть готовым и позаботиться о его безопасности. А молодой бабушкой я стать очень и очень хочу.
Звонить на уроках считаю возможным, если это очень важно. Иногда родители могут перепутать время перемены, но тогда лучше попросить ребенка перевести телефон в беззвучный режим. И вообще, по-моему такой проблемы в старших классах уже нет.
Дневники у старшеклассника проверять я тоже не буду. У классного руководителя есть мобильный, она звонит сразу или учитель-предметник находит родителя через классного. Так было у нас с 5-го класса. И в новой школе надеюсь будет также. Дневник существует прежде всего для самого ученика. Это его документ.
2008-08-16, maqusha
Я раньше думала точно так же, как Вы. Потому что сама была ответственной и правильной, даже не представляла, как это - растратить деньги, не сказать о двойке (двойка была форс-мажор)и т.д.
А потом столкнулась с тем, что моя деточка не такая, как была я. Она может обмануть, если ей это будет удобно и родители создадут благоприятные условия. Не потому, что запугана - нет, ее никто не запугивает, а просто лень напрягаться, а родителей огорчать не хочется, как-нибудь все само рассосется или вообще неизвестно почему. И не одна моя такая... Сейчас-то она удивляется, почему некоторые ее подруги обманывают родителей - хотя те совершенно адекватные, и проще и лучше сказать правду, но совсем недавно делала то же самое.
Так что советы полезные, заставляют задуматься. Я, например, контролирую расходы дочки, поэтому прежде чем передать через нее большую сумму, обязательно позвоню учителю и предупрежу, а потом проверю. Иди отдам сама. Это лучше чем потом расхлебывать большие проблемы...
Конечно хотелось бы, чтобы было именно так: "Если человек считает себя готовым к сексу, он должен быть готовым и позаботиться о его безопасности." Но количество подростковых беременностей говорит об обратном... Часто подросток готов и занимается сексом, но имеет весьма отдаленные представления о безопасности, и уж тем более ни о чем не заботится. Становиться бабушкой в 34-35 лет как-то не хочется... 8 0
Кстати, а сколько лет вашему ребенку?
2008-08-16, ЛюбимицаКлаппа
А как же без доверия?
Вы же педагог, как же Вас учили в свое время? Не доверять детям? Как Вы работаете в школе?
Моей дочке в 12 лет не то, что в голову не придет растратить деньги, которые я с ней передала на школьные нужды.
Даже наоборот, - я как-то спрашиваю: "А что-то давно не просят деньги за питание. Спроси у Анны Ивановны - на сколько ыт наела в этом месяце?" А выяснилось, что она из своих карманных денег сама заплатила. Я ей периодически выдаю энные суммы на карманные расходы, которые она сама решает, как потратить - либо все спустить сразу на вкусняшки, либо копить-копить и потом купить что-то покрупнее - например, однажды к моему приезду из длительной командировки купила мне красивое украшение в подарок, ходила вместе с старшей сестрой выбирать.
И потом - давно известно: чем строже и авторитарнее контроль, тем просто изощреннее и хитрее становится вранье. Т.е. недоверие и тотальный контроль - самый хороший путь для тренировки опытного и искусного врунишки.
2008-08-21, я тоже мама
Кадый судит исходя из своего жизненного опыта :)
Вы,если я не путаю,пареподаете в "мумми-тролле"(вполне достойном учебном заведении из частных),а это,поверте,совсем другая разница,чем рядовое учебное московское заведение.
В гимназии моей дочери есть доп занятия английским-абсолютно бесплатно,для отстающих.И что она там будет делать?Постигать "май нейм из маша"?.Ребенку,без словаря читающего 6 уровень адаптированной литературы англ издательств там делать нечего.А индивидуальный преподаватель ,специально работающий с ней и под ее запросы,был очень кстати.
Тоже самое и с математикой.Чему может научить преподаватель,путающий формулу длины окружности с площадью круга.Могла бы выучить,но,видимо,не считает нужным.
Мне проще заплатить и получить тот образовательный продукт,который требуется именно моему ребенку,а не ждать милостей от природы в виде умного предметника в рядовой школе и не убиваться в конкурентной борьбе за место в престижной бесплатной школе.
2008-08-19, арахноид не со своего компа
Да не гарантия, ессно, не гарантия. Просто _я_ не могу отнестись с недоверием к своим детям, потому что опять же свом примером - а воспитание в очень большой степени именно то, как ведут себя родители - покажу, что я тебе, сын, не доверяю. Значит, допускаю мысль, что ты меня обманываешь. И он почувствует это и начнет пробовать.
Я не могу ему показать, что я в нем сомневаюсь, понимаете?
Мы с мужем задаем достаточно высокую планку нравственных отношений. И дети пока что (ттт) тянутся... Что будет дальше - не знаю.
У старшего пошел "нигилизм", пубертат в разгаре, но испортить отношения с нами он боится. ссорится с учителями, с ровесниками, с братьями может поссориться. с нами тоже может, но очень на короткое время. А в случае вранья, он знает, никаким коротким временем не отделается...
Не, конечно, мы ни в чем не уверены. Но стараемся, потому как именно эта сторона личности - честность, порядочность, нам с мужем очень критична.
2008-08-16, Mary-Lea
По-моему просто отвратительная статья. Советы родителям, как не доверять ни в чем своим детям. А если доверять и не шарить вовремя по карманам и дневникам, то будет вам всем большой геморрой на голову, так как старшеклассники - это такие [censored]и, которые неприменно облапошут наивных взрослых. Как можно было принять какую-то тетку за мамашу. Она не иначе актриса МХАТа? После двух фраз понятно, что человек не знает о ребенке ничего. Так что, если сей опус писал действительно учитель, то боже упаси от такого наставника, - к нему дети со своим проблемами не пойдут никогда. А как вам "прекрасные" советы не давать деньги (аж целых 100 рублей), зато покупать презервативы, а также выбирать ему вместо нормальных репетиторов какие-то маловнятные кружки, на которые, судя по описанию никто не ходит. Что это за, прости Господи, параноидальный бред?
2008-08-16, maqusha
Всего 161 отзыв Прочитать все отзывы.