Как делать уроки с первоклассником

Проблемы обучения в первом классе и как с ними справиться

Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

Наиболее распространенные проблемы первого класса:

  • ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое;
  • ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием;
  • малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
  • ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи


И общие советы, как их преодолеть

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются - школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки - первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда - дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов - малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша "Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".

Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, "курица криволапая"), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Как мы усваиваем информацию

Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.

Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

К какому типу относится ваш ребенок?

Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:

Кинестический тип. Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип. Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

Аудитивный тип. Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон - приглушенная спокойная музыка. Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Как делать уроки с первоклассником"

Вы не авторизованы.

Во многом не согласна с автором. Считаю, что проблемы адаптации ребенка к школе вызваны прежде всего школьной программой, системой преподавания, отношением учителей и обстановкой, которая окружает первокласника в школе. Родители и знания, которые ребенок получил до школы, играют минимальную роль.
Автор пишет "Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. ... Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом." Вместе c этим автор не рекомендует обучать ребенка счету, чтению и письму. Но среднестатистический ребенок, который умен, внимателен, с хорошей памятью, скорее всего заинтересуется и счетом, и буквами, потому, что это вокруг него. Я не помню, чтобы мама со мной специально сидела и занималась, но помню, что когда я спрашивала, она мне подробно отвечала на все вопросы. Мы вместе читали вывески, считали сдачу в магазине и т.д. В результате в школу я пошла зная все буквы и очень медленно,но читая, а так же могла решать несложные примеры с вычитанием и сложением. Помню, что у нас в классе была половина таких детей. Нам давали специальные задания. Мы разукрашивали, клеили, оформляли стенгазету. Пока другие дети учили буквы или складывали 1+2, каждый, кто это уже хорошо умел, тихонько сидел и делал задание, которое ему дала учительница. Был у нас и один "вундеркинд", который бегло читал прописной и печатный текст. И для него находилось "применение". Он раздавал тетрадки, читал вслух задания и т.д.
Несомненно, для учителя легче ,когда дети одного уровня знаний, но из-за этого я не скажу своему ребенку, который будет спрашивать "какая это буква?" или "сколько это "три": "Подожди до школы, там узнаешь". Учителю нужно быть гибче и уметь занимать всех. Тем более в России это распространенное явление, когда ребенок умеет какие-то вещи до школы.
Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности.
И опять винят во всем родителей. Мол последней каплей являются их требования к ребенку. А почему бы обстановку в первом классе максимально не приблизить к обстановке в подготовительной группе, чтобы у детей не было стресса от столь резкого перехода? Игрушки на переменках, укоротить время урока или делать в середине короткий перерыв и т.д. Кстати описываемые автором "Наиболее распространенные проблемы первого класса" решаемы в основном педагогическим коллективом и программой, а не родителями.
"Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного."
Я всегда думала, что секции и кружки в таком возрасте - для того, чтобы прежде всего ребенок получал от этого удовольствие и записывают туда ребенка с его согласия, а оказывается они "загружают детский досуг"...
2003-01-20, Тананда
У меня старший сын учится в языковой гимназии. Я вспоминаю всё это как страшный сон. Подготовка к школе, потом первый класс... Сколько пролито слез, пришлось бросить музыкальную школу в которой он учился с 4х лет. А у других детей не лучше- натаскивание для поступления приводит к тому, что дети дают сбой немного позже. То есть проблемы не проявляются сразу, а растут как-будто изнутри. У многих отличников в нашем классе к 3 ему классу появилась стойкая дисграфия. Поэтому с младшими я не решила пойти совсем другим путем. Я долго думала почему наша такая передовая школа дает в итоге такой скромный результат. И почему такие тупые американцы в итоге становятся хорошими профессионалами. Я решила что буду заниматься только развитием, минуя натаскивание на письмо и чтение. И младшие дети у меня лепили, вырезали, клеили, собирали бусы, делали поделки. Так мы научились классифицировать предметы, смешивать цвета, узнали про симметрию. Но я ничему детей не учила. Они у меня все знания буквально клещами вытаскивали. Сейчас мой средний сын пошел в школу. В первый день занятий дети были с родителями. И ВСЕ дети подписали свои работы. Я очень сомневаюсь, что в русс"ом детском саду дети могут это сделать. А сейчас он каждый день прибегает из школы с горящими глазами и делает то, что они делали в школе. Что-то я не помню такого в нашей школе. Дети просто ненавидели делать уроки. Да, у них слабая программа по математике, но положа руку на сердце, разве мы многое помним из алгебры? Летом я выспрашивала детей своих друзей и все дети хотят идти в школу! В России такой картины нет уже давно(((
ЭТА СТАТЬЯ ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНА! Я совершенна согласна, лучше иметь ребенка , который интересуется миром, чем замученного зубрилку. Если ребенок полюбит учится, то совершенно неважно, что его старт будет медленнее чем у других. Если ему не отобьют охоту , то он добудет эти знания позже, когда жизнь этого потребует, а не мама с ремнем.
2003-09-05, Ольга
Про то, что писать, читать и считать научат в школе - не согласна с автором. Насколько я могу судить по своим знакомым, сейчас ребенка в школу и не примут, если он этого не умеет. Это нас лет 25 назад принимали, почти ничего не умеющих. Правда, меня-то мама всему научила, поэтому я в первом классе отдыхала и была в вечных отличницах. Но, повзрослев, поняла, что это своеобразный минус - мои умения не стимулировали меня учиться. И до 10 класса меня спасала моя память и привычка учителей ставить мне пятерки. Так что я считаю, что ребенка надо готовить к школе, но не переусердствовать в этом. И еще я не очень поддерживаю мысль, что надо с ребенком делать домашние задания - у него может войти в привычку, что родители ему все решат. Проверять задания надо, вот тогда и порассуждать с ребенком, почему так или иначе решен пример, или почему не решен. Пусть приучается быть самостоятельным.
2003-01-20, Ната
Прочитала с интересом. Моему сыну пока 4,5, но он очень рвется все знать. Сам научился читать и писать, считать больше ста. Я все время боюсь его перегрузить, но пока он поражает меня своей страстью к знаниям :-) Переживаю, как он будет в школе, прийдется самой придумывать ему доп. задания, чтобы было интересно. Кстати, чтобы он с интересом писал-читал мы рисуем с ним иллюстрации к написаному, пишем письма друг другу. А еще он любит читать сестренке ее книги и, к сожалению, заголовки папиных газет. А вот необходимость в школе сидеть 45 минут меня огорчает. Сын у меня кинестетик. Разве что воспользоваться советом и попросить учительницу делать ему почаще перерывчики.
2003-01-16, Наташа Р
а у меня ребенок подходит под аудитивный тип, ему скоро 7 лет, он ходит в первый класс в школе и во второй в музыкальную, а также уже 2ой год занимается английским с педагогом. проблем со школой нет, лучше всего воспринимает все на слух, приходя из школы может рассказать все что учительница рассказывала на уроке, правила не путает, только проблема с русским. прежде чем написать слово он его произносит и слушает звуки, и как слышет так и пишет.:) а по английски пишет правильно.
2003-01-17, mamaNatasha
мой пошел в 6лет и 7 месяцев, он был морально готов. смотрите на Вашего ребенка, к лету она сильно изменится, если Вы увидите что она готова, то отдавайте, если нет, то не стоит. У нас есть детки в классе, ровесники моему, но они не готовы, им сложно. они не высиживают урок, не внимательны, не запоминают домашнее задание. сражу видно что им надо посидеть было в саду. они умные детки, но морално не готовы. а девочке лишний год можно посидеть в саду.
2003-01-20, mamaNatasha
Отдали своего сына, когда ему было ровно 6 лет (д/р 26 августа) в 1 класс. Психологи сказали, что морально он готов. А сейчас (уже во 2-м классе) понимаю, что поторопились. Не даром нас (теперь уже родителей) раньше с 7 лет в школу принимали. Нас там всему только начинали учить - писать, считать, читать. И, ничего, все выучили, школы закончили. А сейчас бедных малышек так нагружают. В общем, я жалею, что отдала сына в 6 лет.
2003-01-20, Наташа З.
Поделитесь:

15.01.2003
Обновлено 26.10.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком
Первый класс: делать ли домашние задания вместе с ребенком
Самостоятельный ребенок в начальной школе: это возможно?
Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям
Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям
СДВГ: причины и лечение. Воспитание ребенка с гиперактивностью
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!