Учеба без вреда для здоровья

Что такое здоровьесберегающие технологии и как они используются при подготовке к школе?

"Забота о здоровье ребёнка — это
не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества"
В. А. Сухомлинский

По данным специалистов, занимающихся проблемами здоровьесберегающего обучения, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие значительно ухудшилось: численность здоровых детей сократилась до 15,1%. Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. Всероссийская диспансеризация школьников, проведенная Министерством здравоохранения, показала, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла в 1,5 раза.

Учеба без вреда для здоровья

В публикациях экспертов по здоровьесберегающему обучению все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста. На правительственном уровне в последнее время много делается для улучшения этой ситуации.

В законе "Об образовании" говорится о необходимости укрепления здоровья детей. Министерством образования и науки, Министерством здравсоцразвития принят ряд документов, связанных с обеспечением здоровья детей в процессе обучения. По данным Минздрава России в начальной школе здоровых лишь 11–12% детей.

В публикациях Минздрава все чаще подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей-дошкольников и отмечается, что около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья.

Всем известно, что именно в детстве закладывается здоровье человека, однако мало кто знает, что, согласно научным данным, здоровье обусловливается только на 10% возможностями здравоохранения и медицины, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды. Решающим фактором в формировании здоровья ребенка является образ жизни (50%).



Педагоги дошкольного образования должны вносить свой вклад в сохранение и укрепление здоровья детей.

По мнению современных специалистов, низкая успеваемость, неумение дошкольников адаптироваться к условиям школьной жизни являются следствием синдрома хронической усталости.

Наличие синдрома хронической усталости обусловлено различными факторами, в том числе:

  • перегрузкой учебных программ для дошкольников, приравниванием их к классно-урочной системе;
  • несовершенством учебных программ и технологий;
  • отсутствием индивидуального подхода к учащимся;
  • использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным;
  • недостатком двигательной активности учащихся.

Исходя из этого, можно сказать, что под здоровьесберегающими технологиями понимается система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья дошкольников, учитывающая характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка.

Учеба без вреда для здоровьяЕсли содержание образования отвечает на вопрос "Зачем и чему учить?", то педагогические здоровьесберегающие технологии отвечают на вопрос "Как учить?". Основная задача здоровьесберегающих технологий — организация учебного процесса без нанесения вреда здоровью детей.

Внимательный педагог всегда заметит внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, встряхивает руками, зевает, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, запинки и задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на парте, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.

Психологи, медики и педагоги отмечают, что выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов. Под конкретными условиями дошкольного образовательного учреждения понимается режим дня, например, в детском саду. В досуговом центре — использование различных видов "физминуток", музыкальных пауз, игр на занятии. Есть и специализированные учреждения, которые работают по здоровьесберегающим программам. Закон РФ "Об образовании" обязывает создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся (Статья 51).

Многие специалисты, занимающиеся проблемами укрепления здоровья детей, отмечают, что система дошкольного образования играет существенную роль в формировании у детей положительного представления о здоровом образе жизни. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми может в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечить формирование здоровья и здорового образа жизни.

Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", педагоги на занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья:

  1. Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия).
  2. Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
  3. Релаксация. Релаксационные упражнения проводятся в любом подходящем помещении (в зависимости от состояния детей и целей) Используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
  4. Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  5. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
  6. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.

Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, педагоги включают в креативный план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер. Например, такие:

  1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
    Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
  2. Работа с глиной и пластилином
    Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
  3. Игры с песком
    Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
    • при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
    • развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
  4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
    Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Многие родители считают, что подготовка к школе — это только умение читать и считать, но, как показала жизнь, это совсем не так. Оказалось, что чаще ребенок, знающий буквы и цифры, умеющий читать и считать, чувствует себя неуверенно в школе, нежели тот ребенок, который умеет свободно высказать свое мнение, который проявляет интерес ко всему новому, стремиться к дружбе и общению, хорошо физически развит. Такие дети меньше болеют, потому что больше двигаются и играют. Поэтому подготовка к школе должна быть комплексной программой, включающей в себя не только занятия по обучению грамоте, математике, развитию речи и окружающему миру, но это ещё и физкультурные занятия, танцы, театральную студию, творчество и рисование, логоритмику, шахматы, музыку и др.

Подготовка ребенка к школе — это сложный процесс. Чем раньше ваш ребенок научится не только читать и считать, но и размышлять, сравнивать, логически мыслить, будет уметь ориентироваться в окружающем мире, научится дружить и быть физически активным, тем проще ему будет учиться в школе!

Помните, что говорил Ж. Ж. Руссо: "Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". Если ребенок здоров, любознателен и счастлив, нет лучшей награды для родителей. Всех благ вам и здоровья!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Учеба без вреда для здоровья"

Вы не авторизованы.

Да безусловно полезная статья! Вот этим и отличаются детские сады от развивающих клубов, в частности (Детского клуба Азбука) советую ходить именно в Азбуку! и уверен мой совет поддержат большинство родителей! В детских садах в основе своей трудятся воспитатели и работают они по устаревшей системе!, А в развивающих клубах работают и дают правильное направление педагоги кфалифифицированные в своей области!, и получающие постоянный обмен опытом и дополнительные знания именно о раннем развитии ребенка!
2012-02-01, alexey09
Полезная статья. Вот бы еще эти принципы здоровьесбережения во всех учебных заведениях соблюдались. В детских садах дети очень мало двигаются, нам приходится ходить на дополнительные занятия по рекомендации невропатолога в развивающий клуб.
2012-01-27, Ирина Светлячок
Статья полезная. Хорошо бы рекомендации автора повесить в кабинете каждого воспитателя и учителя. Хочу, чтобы моего ребенка развивали и не калечили здоровье!
2012-02-05, tmatokhina
Поделитесь:

27.01.2012
Обновлено 10.07.2018
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Почему болеют дети в детском саду? 9 способов профилактики ОРВИ
Почему болеют дети в детском саду? 9 способов профилактики ОРВИ
Профилактика и лечение ОРВИ: противовирусные препараты не помогают
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника
Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике
Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения
Восстановление зрения у детей: 4 эффективных упражнения
Гимнастика для глаз: близорукость, дальнозоркость, косоглазие отступают!
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!