Одаренные дети — частые гости телепрограмм, у них есть свои сайты, их достижения на виду. Но часто к школьному или подростковому возрасту детская одаренность проходит — потому она и называется "детской". Как поддерживать талант ребенка, чтобы не травмировать его ранними успехами? Вот два списка, которые помогут сориентироваться родителям одаренных детей.
По статистике, число детей, развивающихся быстрее, нежели их сверстники, составляет приблизительно 10% среди малышей до 3 лет, 2–3% — среди ребят от 4 до 7 лет и около 1% — среди школьников. И только 10% вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте.
К родителям одаренных детей в полной мере относится совет: "Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти". У ребенка должны быть условия для того, чтобы заниматься любимым делом, не помешает и внимательный, умный педагог, но никаких планов вроде "Пятилетку в четыре года!", никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы, так как она — тоже испытание.
Для ребенка естественно жить моментом, получать радость от того, что он способен сделать сейчас, и не загадывать на будущее, — так не лишайте его этой счастливой возможности. Радуйтесь тому, что ваш ребенок умеет сейчас и не предвкушайте грядущих достижений. У одаренного ребенка, так же, как и у "обычного", впереди море времени. А если через пару лет он из "одаренного" превратится в "обычного", значит, так надо. Позвольте ребенку быть тем, кто он есть.
Как показывают американские исследования (в Америке много лет занимаются выявлением одаренных детей и организацией специальных программ для них), многие родители детей, признанных одаренными, заявляли о своем недовольстве тем, что ребенку приклеивают "ярлык" гения:
"Все было прекрасно, пока мы ни о чем не знали и просто радовались болтовне нашей дочки. А теперь приходится постоянно себя спрашивать, все ли возможное мы сделали для того, чтобы не зарыть талант в землю. Это выглядит неестественно".
Одаренный ребенок: как распознать?
Психологи разработали множество тестов, позволяющих распознать детскую одаренность, но, разумеется, ни один из них не совершенен. И все же ниже я привожу ряд признаков, которые часто заставляют родителей заподозрить, что их ребенок относится к особо одаренным:
- развитое абстрактное мышление и умение решать поставленные задачи;
- ускоренное прохождение этапов развития, характерных для данного возраста;
- повышенная любознательность;
- раннее мощное развитие речевых навыков (иногда оно обнаруживается только, если ребенка "разговорить");
- удовольствие от учения и быстрое усвоение материала;
- блестящее чувство юмора;
- великолепная память (но не обязательно "быстрая");
- высокий уровень активности (хотя дети-интроверты, погруженные в свои мысли, могут производить впечатление "бездельников);
- ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения;
- способность долго удерживать внимание на предмете или занятии, вызывающем интерес;
- чувствительность и сострадание;
- стремление к совершенству;
- яркое воображение (например, придумывает себе товарища).
Как поддержать одаренного ребенка
Так как же родителям не загубить талант одаренного ребенка? Американский исследователь Дэвид Льюис в 1979 году в результате изучения опыта тысяч семей с одаренными детьми составил список утверждений. Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.
Разумеется, данный список нельзя рассматривать как прямое руководство к действию. Выполнить его в полном объеме могут разве что "сферический родитель и сферический ребенок в вакууме". И все же обязательно прочтите следующие сорок пунктов. Если при чтении каких-то из них вы подумаете: "Я так всегда делаю", не забудьте себя похвалить. Если решите: "А вот это надо попробовать" — великолепно. А если что-то вызовет у вас крайне негативную реакцию: "Вот уж это никогда!" — значит, так тому и быть.
- Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
- Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
- Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
- Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
- Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
- Я поручаю ребенку посильные заботы.
- Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
- Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
- Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
- Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
- Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
- Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
- Я никогда не наказываю ребенка унижением.
- Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
- Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
- Я регулярно читаю ребенку.
- Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
- Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
- Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
- Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
- Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
- Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
- Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
- Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
- Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
- Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
- В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
- Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
- Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
- Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
- Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
- Я помогаю ребенку быть личностью.
- Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
- Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".
- Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
- Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.
Надо ли развивать одаренного ребенка?
А что же по поводу одаренных детей говорят современные исследователи? Большинство из них рекомендуют поддерживать гармоничное развитие личности. Иными словами, если вы видите, что ваш трех-четырехлетний ребенок проявляет явные способности в какой-то одной области, оставьте пока эту область в покое и займитесь всеми остальными, где его успехи не так очевидны.
Представьте себе, что ваш ребенок — это дом. Не трогайте те окна, которые сами открылись, и займитесь теми, которые еще закрыты. Например, если у трехлетнего малыша абсолютный музыкальный слух, но он почти не рисует и слабоват физически, предоставьте ему достаточное количество музыкальных инструментов (трещотки, свистки, дудочки, барабаны, колокольчики, "поющий ветер" и т.д.) и возможность слушать самую разную музыку, а потом пристройте его куда-нибудь на физкультуру и на занятия в изостудию. Опытный педагог и хорошая компания могут значительно стимулировать его интерес к рисованию. Даже если в будущем он станет музыкантом, хорошая физическая форма, а также умение "смотреть и видеть" ему очень пригодятся.