Еще как играет! Страх — одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием.
Если о многих детских проблемах можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Что же делать родителям? Как помочь маленькому трусишке? Мой совет — играйте с ним!
Страх: хуже только бесстрашие
Прежде всего — не следует вдаваться в крайности. В конце концов, иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее. Запредельное бесстрашие встречается при некоторых психических заболеваниях. Впрочем, и родители неотягощенных этой проблемой детей тоже находятся в постоянной тревоге за судьбу своего сына или дочери. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой. Боязнь всех и вся в прямом и переносном смысле слова мешает ребенку жить. Она разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, тревожный сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания — вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. А подчас он может указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.
Страх: что делать родителям?
Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их... чересчур опекают. Мир начинает представляться им грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне.
Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (тем более что и взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают постепенно отпускать детей "в свободное плавание". Разумеется, учитывая и возраст, и характер детей, и особенности своего окружения: что в нем принято, а что — нет. К примеру, в маленьких российских городках, где немного машин и жизнь достаточно безопасна, дети начинают гулять самостоятельно раньше, чем в Москве (здесь они теперь получают это право лет в
Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом даже не подозревают. Они могут кричать, ругаться, а ребенок в это время будет спокойно играть в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт взрослых не означает, что ее нет вовсе. Она просто окажется отсроченной и выразится в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и пр.
Но не у всех же детей гиперопека и семейные конфликты вызывагот подобную реакцию! Не у всех, конечно, тут многое зависит от особенностей психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам. Они оказываются зажатыми в двойные тиски. Маленького трусишку мучает не только страх, но и стыд за него. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это "из воспитательных соображений", надеясь, что мальчишке станет стыдно, и он исправится. Но добиваются этим лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым.
Другое дело — в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться... о нет, не над ним, а над его страхом! Как сделала, например, мама Антошки. Мальчик боялся некой "тети королевы", которая не раз являлась ему во сне. Настолько, что даже не мог толком рассказать, какая она. И рисовать поначалу отказывался. Тогда мать по совету психолога предложила ему: "Давай нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю". Антоша согласился и мало-помалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если он вдруг не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, "тетя королева" получилась на рисунке не очень-то и страшной. Потом Антоше было предложено нарисовать ее во дворце. Он с удовольствием принялся раскрашивать трон. Потом во дворце появились заколдованные люди. Страшный, непонятный, тревожный сон все больше начинал напоминать волшебную сказку. Мальчику становилось все интереснее, а главное, он ощутил себя в привычной стихии, где события развиваются по известным законам и добро непременно в конце побеждает зло.
Затем он по просьбе взрослых стал вводить в рисунки себя, упоенно изображал игрушечную саблю, которую ему подарили на день рождения. Дальше мама подключила к отыгрыванию страха кукольный театр. Заколдованных людей освобождал , конечно же, Антошка. Игpa продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная "тетя королева" превратилась в смешную и совершенно нестрашную старушку, чем-то напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку.
Страх: излечиваться не спеша
Хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный, смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, не все потеряно! Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет. Он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.
Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никогда уместна пословица "Тише едешь — дальше будешь". Но не торопите малыша, чтобы не нанести ему вторичную психическую травму. Следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть даже это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, раньше ваш сын наотрез отказывался войти в темную комнату, а тут вдруг на мгновение заглянул туда) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы ребенок это слышал. Помните: его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И как только он дозреет, он поборет свой страх. А ваша похвала для него как солнечные лучи для наливающегося соком плода.
Очень помогают и специальные игры, направленные на преодоление страхов. Об этих играх и о страхах, которые они помогают преодолевать, стоит поговорить конкретнее.
Страх темноты
Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. В ней есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.
Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему написано, но до сих пор многие родители уверены, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает", — вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись перед с психологом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, родителей самих прошибает холодный пот.
Не насилуя волю ребенка, предложите ему различные игры, благодаря которым он незаметно преодолеет страх темноты.
"Бобры"
Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, который накрыт скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу, т.е. выйдет в соседнюю комнату и вернется не так уж и скоро. Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.
"Кукольные прятки"
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые — в темном (днем — в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером — при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за ту, поиски которой велись на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляя игрушки в темной комнате на видном месте.
Страх одиночества
Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом. Нервных же детей одиночество часто тяготит и пугает. О том, чтобы оставить их где-нибудь одних, не может быть и речи.
Такое поведение бывает обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой, и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом, для которого страх — это лишь маскировка. Аутичные дети, избегающие контактов с окружающими, тоже на самом деле боятся одиночества, у них наблюдается этакий симбиоз с родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться одному совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.
Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно "штампует" страшные образы. Поэтому наипервейшая задача родителей — направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.
"Малютка потерялась"
Эту сценку лучше разыгрывать при помощи кукол.
Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем более что малыш вряд ли будет отказываться от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (возьмите совсем крохотную игрушку, чтобы ребенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, и отведет ее туда, где, по его мнению, девочку будут искать мама с папой. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.
"Сюрпризы"
Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время "Сюрпризы" станут его любимой игрой. Что ж, вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое, как правило, вызывает у детей живой интерес.