Тише воды, ниже травы

Любой человек, как известно, сам кузнец своего счастья. А любая мама - еще и кузнец счастья своего малыша. Потому что в маминых силах помочь формированию характера своего ребенка. И вряд ли найдется мама, которая хотела бы воспитать робкого и застенчивого тихоню.

4-летний Ваня любит бегать, прыгать, лазить - словом, он прирожденный спортсмен. А еще он обожает играть с папой в футбол. Но времени у папы, к сожалению, мало. А вот вырастить из сына футболиста отец очень хочет. Находчивая мама нашла футбольную секцию для малышей, в которой были бы рады видеть Ваню. Юля рассказывает: "По дороге на первое занятие сын притих. К моменту, когда мы подъехали к полю, он плакал и не хотел вылезать из машины. "Я не пойду!" - повторял он, заставив меня стоять у открытой двери, слушая крики с поля, не зная, что делать, и чувствуя себя очень глупо. К сожалению, для нас это обычная ситуация. Мы записываемся в кружки, получаем приглашения в гости - а Ваня изо всех сил старается этого избежать. Для него не существует ужаса больше, нежели встреча с чужими людьми".

"Где же мои девочки? Я им конфетки принесла!" - радостно сообщает тетя. Не подозревая, что ее родные племянницы спрятались под кровать в самой дальней комнате. Их мама стыдится сказать, что трехлетние близнецы Галя и Наташа ни за какие конфеты не покинут своего убежища и не пойдут знакомиться с родной теткой. Но не силой же их оттуда вытаскивать! А тетя приехала из другого города.

Часто мамы и папы не могут перебороть застенчивость своих чад. Потому что изо всех сил стараются - не замечать этой проблемы. Ведь это нелегко - признаться себе: мой ребенок - застенчивый. Все мамы и папы мира хотят, чтобы их малыш вырос человеком общительным, уверенным в себе. И убеждают себя: все нормально, проблемы не существует, ребенок - в меру общительный, просто... упрямый иногда.

Порой мамы замечают, что чадо прячется от сверстников и боится взрослых, - но действуют "напролом", усиливая робость малыша. Они "выпихивают" чадо играть, за руку вытаскивают упирающегося малыша к гостям... Такая "тактика" приводит к истерикам, усиливая у малыша неуверенность в себе.

Чем раньше вы заметите робость ребенка, тем легче вам будет ее преодолеть. Понаблюдайте, как он ведет себя на детской площадке. Конечно, если он приходит туда впервые, его застенчивость вполне естественна. Но если ребенка уже полгода водят играть на детскую площадку, а он все время держится около мамы, прячется за нее при подходе "чужих", боится сверстников, пора начинать работу под кодовым названием "победим робость". И для начала необходимо понять: что заставляет малыша стесняться?



Ну чего ты стесняешься?

Если малыш не играет с другими детьми, это не значит, что он не хочет этого делать. Иногда он очень хочет, но не может преодолеть, своего страха. Так что не позволяйте себя обмануть! Ваш ребенок может упрямо сидеть в углу и делать вид, что очень занят своими игрушками. Но, возможно, в это время он больше всего на свете хочет поучаствовать в игре в прятки, происходящей рядом.

Праздник - в радость
"Мои сыновья, семилетний Костя и четырехлетний Остап, оба невероятно стеснительны, - рассказывает мама Женя. - В гостях мы всегда рядом с ними, пока они не рискнут общаться сами". Лучше приезжать в гости первыми, чуть раньше назначенного времени. Робкому ребенку легче встречать других людей по очереди, чем войти в комнату, полную народа.
Стеснительные дети могут волноваться даже на собственном дне рождения. Женя продолжает: "Мы приглашаем мало гостей и редко делаем центром всеобщего внимания самих именинников - Остапа или Костю". Шумных празднований в ресторане с такими детьми тоже избегайте.

Стеснительные дети хотят общаться! Но они боятся это делать - и страдают. Иногда они не просятся в игру - других детей, опасаясь, что те не будут с ними играть.

Робкие дети медленно привыкают к незнакомцам. Со временем, постоянно встречаясь с одним и тем же человеком, они освоятся. Но на это уйдет масса времени.

Застенчивые малыши осторожны. Они опасаются всего нового, будь то новая еда, новая карусель или новая тетя. О консервативны, верны привычным занятиям и играм. Ваша задача - показать малышу, что новое - не значит страшное, своим примером научить, как надо себя вести в разных ситуациях.

По образу и подобию

Маме, которая хочет воспитать общительного ребенка, прежде всего самой надо стать сверхобщительной. И активной, но терпеливой. С года-двух устраивайте малышу "выходы в свет", то бишь в песочницу и на детскую площадку, где играют его сверстники. С полутора-двух лет учите ребенка общаться. Ежедневно демонстрируйте, что окружающий мир вовсе не страшен. И показывайте, как с этим миром надо взаимодействовать. Знакомьтесь с его соседями по песочнице, помогите малышам начать диалог. Если надо, вместе с другой мамой помогайте им и подсказывайте: "Меня зовут Вася. А тебя?" - "А это - Вова". Давай дадим Васе ведерко! А Вася нам - лопатку". - "На!" - "Что надо сказать?" - "Спасибо!" Пример мамы, которая не боится общаться с незнакомыми людьми, вдохновит малыша. Пусть и не сразу, но вы не сдавайтесь. Может пройти полгода, прежде чем ребенок решится говорить со сверстниками сам, подражая маме. Но это обязательно случится.

Малыш, боящийся окружающего мира, мог перенять этот страх от родителей. Желание мамы всегда защищать свое чадо понятно. Но чрезмерная опека и повышенное волнение родных усилят застенчивость ребенка. "Другие ребята могут тебя обидеть! Ты такой маленький, беззащитный!" Малыш упал, даже не ударившись, а возмущенная мама уже летит на помощь своему питомцу. "Ой, ты ударился! Это тебя мальчишки толкнули? Такие грубые и злые, они тебя будут обижать!" И чего хорошего малыш может ожидать от этого мира, которого боится даже сильная, взрослая мама?!

Конечно, родителям тяжело наблюдать, как борются с застенчивостью их чада. Всегда хочется подойти и помочь. Но, стоя в стороне и контролируя ситуацию, позволяйте им побеждать собственный страх и пытаться общаться самим. Не стремитесь решать за ребенка все конфликты, позволяйте ему проявлять инициативу.

Секреты "садоводства"

Детский сад для робкого ребенка - непростое испытание. Но этот опыт ему необходим. Приучайте малыша постепенно. Приводите его на детсадовскую прогулку, знакомьте с детьми, воспитательницей. Потом приводите играть в группу, затем - отдавайте на полдня. И только потом оставляйте его на весь день. Можете заранее устраивать игру с куклами "День в детском саду". Уже "прожив" путающую ситуацию в игре, ребенок будет проще к ней относиться.

Хорошо, если в его группе будут знакомые ребята - из вашего двора, дети друзей семьи.

Первое время в саду малыша нужно оставлять в покое, давая ему время осмотреться и привыкнуть. Но затем, если ребенок ни во что не играет и ни в чем не участвует, попросите воспитателя давать ему команды: "Возьми карандаши, порисуй", "Принеси кубики, построй домик". И ненавязчивые поручения: помочь разложить тарелки, полить цветы, покормить птичку. Лучше, если у ребенка будет в этих "делах" напарник, причем все время один и тот же, к которому он привыкнет.

И на прогулках, когда все малыши строятся "по парам", и в играх попросите воспитателя подбирать "пару" для вашего малыша. Желательно, чтобы это был один и тот же ребенок, общительный и неагрессивный. Ведь самый важный шаг на пути к самоуверенности - найти друга. Мама Лиза заметила большие перемены в поведении своего стеснительного сына Вани, когда воспитательница стала ставить в пару с ним одного и того же мальчика. "Нам очень помогло то, что "напарник" Вани - один из самых общительных малышей в группе", - говорит Лиза.

Намечается утренник? Подробно расспросите воспитателя, как это будет происходить. И расскажите малышу. Если ребенок панически боится любых выступлений - не старайтесь вытребовать роль Мальвины или Главного Зайчика. Пусть он сначала пробует свои силы в чтении стихов в семейном кругу, затем - в кругу ваших друзей. Когда освоит эту аудиторию, можно начинать приобщать его к выступлениям публичным. А вот если малыш уже не боится "сцены" и смело танцует "казачок" на праздниках - попросите дать ему роль более заметную. Публичные выступления очень помогают приобретать веру в себя.

Надо
  • Позволяйте малышу бороться с собой.
  • Постарайтесь не отвечать за него. Например, когда спрашивают, сколько ему лет. Даже если он долго и мучительно будет одолевать свою застенчивость, боясь ответить, - это пойдет ему на пользу.
  • Знакомьте вашего малыша с разными людьми, местами, пищей, музыкой.
  • Множество новых впечатлений в самом раннем детстве - залог будущей уверенности в себе. Но соблюдайте меру, не давая малышу перевозбудиться.
Не надо
  • He зовите вашего ребенка стеснительным.
  • Если вы "наклеиваете ярлык", это дает дочке негласное право такой и оставаться.
  • Не требуйте, чтобы ваш малыш стал самым популярным ребенком детсадовской группы.
  • Ему не нужно миллиона друзей, чтобы быть счастливым. Достаточно нескольких.

Мама, не бросай меня!

Робким детям нужны занятия в кружках и студиях. Но ведь их они тоже боятся? Дочь Ларисы, 4-летняя Аня, очень хочет танцевать. Но когда мама собралась уходить с первого занятия, оставляя дочь в группе, у Ани случилась истерика. Мама поняла: занятия Ане нравятся, но она боится оставаться одна. "Я сказала ей: "В первый раз я буду сидеть в углу все занятие". А во второй раз я сказала: "Я останусь на какое-то время, затем помашу тебе рукой и уйду". Каждое занятие Лариса сокращала время своего пребывания. Через месяц Аня чувствовала себя достаточно уверенно, даже оставаясь одна.

Помогите ребенку подружиться с другими ребятами из секции. Отведя малыша на занятия, останьтесь в комнате или на стадионе наблюдателем. После занятия поговорите с другими малышами о том, как оно прошло. Прежде чем отдавать робкого малыша в командный спорт (например, футбол), попробуйте спорт индивидуальный - фигурное катание или гимнастику.

Чужая родня

Многолюдные праздники заставляют стеснительных малышей паниковать, даже если они знакомы с большинством гостей. Собираясь на день рождения к тете или к дедушке, обсудите с малышом состав приглашенных. Расскажите, кто будет на празднике, и, даже если ребенок видел их раньше, покажите фотографии. Если вы хозяйка праздника, попросите малыша помочь. Он может вместе с вами накрывать на стол, когда гости уже пришли, - так ребенок продемонстрирует свою значимость и нужность. Для робкого малыша очень важно быть "при деле". Научите чадо быть вежливым, здороваться, благодарить за поздравления. Но не заставляйте его обнимать и целовать родственников.

На разных уровнях

Разговаривать со взрослыми - это так страшно! Соседки, проводящие все дни на скамейке перед подъездом, жалуются Инне: "Ваша Оля такая невоспитанная! Никогда не здоровается! Хотя проходит мимо по четыре раза в день!" Инна просит стоящую рядом дочку поздороваться. Но девочка, потупившись, молчит с упорством партизана. Инна краснеет и злится, не понимая, как ее скромная и послушная Оленька может быть упрямой и невежливой. И не понимает, что для девочки это очень страшно - сказать что-то взрослому.

Робкие дети могут показаться невежливыми. Настойчиво учите малыша хорошим манерам: на практике и личным примером. Например, придерживайте в магазине дверь для остальных покупателей. Побуждайте к тому, чтобы малыш сам отвечал на вопросы взрослых, говорил, например, "спасибо" продавцам.

Вместе заходите в гости к пожилой одинокой соседке. Вы с малышом можете помочь ей по хозяйству или даже просто пообщаться - она будет так рада с вами поговорить! Приведите малыша с собой на работу. В библиотеке попросите его сказать, какую сказку вы ищете. Даже такие мелочи помогают поверить в себя.

Мария Кожевникова.
Статья предоставлена журналом
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Тише воды, ниже травы "

Вы не авторизованы.

Мой ребенок тоже общительный, но ему нравиться общаться с детьми которые постарше. На площадке куда мы ходим, есть группа детей лет 5-6 которые не берут малышей играть с собой и даже при этом говорят что "ты маленький с нами играть нельзя". А на днях был случай, когда они просто специально убегали от него. Ребенок забрался под мостик, в это время они стоя наверху стали топать ногами и весь песок посыпался прямо ему в лицо, я не выдержала, подбежала и стала ругаться, может я совершила ошибку, но стало так обидно за него, просто до слез. Наверное нужно было повести себя по другому, предложить совместную игру чтобы заинтересовать их и познакомить поближе сына, раз так хотел с ними общаться. Пришлось увести ребенка домой и по дороге я внушала, что нельзя унижаться, не хотят, пусть не играют, а он говорит что я хочу унижаться, просто не понимая значения этого слова. И очень обидно что мамаши сидели на скамейке и делали вид что ничего не происходит. Конечно какое кому дело когда это не касается твоего ребенка. Теперь я поняла свою ошибку и постараюсь до этого не доводить, помогу своему ребенку учиться общаться, включаясь в игры детей и постепенно давать возможность проявлять себя самому, ведь очень трудно сделать первый шаг, а дальше пойдет как по маслу, успехов нам на этом нелегком поприще!
2007-08-03, Летта
Моя соседка, мама очаровательной дочурки полутора лет, ходила на семинар для молодых родителей. Так вот, там была тема, как научить ребенка БОЯТЬСЯ чужих и мамам советовали учить ребенка, что все чужие люди плохие, с ними нельзя разговаривать, даже улыбаться в ответ нельзя. Моя знакомая была очень встревожена, когда на прогулке обнаружила, что дочка, весьма симпатичная девчушка, сидя в коляске, улыбается всем встречным и своей няне сделала предупреждение, чтобы та не разрешала ребенку так общаться с посторонними. На робкие попытки няни возразить, что так из ребенка можно вырастить неврастеника, приводится железный довод о безопасности, что у доверчивого ребенка больше шансов быть уведенным преступником. Но шарахаться от всех тоже не выход... Сейчас девочке около двух лет, она прекрасно говорит, и на прогулке в парке, увидев приближающегося мужчину, быстро бежит к маме, приговаривая: "Ой, дядя чужой, боюсь" Причем слово чужой у нее явно ассоциируется со словом плохой. Она говорит :"Тетя-чужая, дядя -чужой, Машенька не чужая, Машенька- хорошая" (это она про себя).
2007-06-20, Meri-1
Дочери скоро 3.5.Полтора года ходит в сад,занимаемся в школе раннего развития год уже,гуляем на детской площадке каждый день минимум по 2 часа, выходные по 4 и больше (там очень много детей и всех она прекрасно знает).При этом я и муж очень общительны,у нас много друзей,которые часто приходят к нам в гости.И все равно-в саду играет только одна,стоит около воспитателя на прогулках,на площадке играет с детьми,только если я или муж принимаем участие в этой игре,а так стоит рядом со мной и смотрит на других.Причем со взрослыми она общается совершенно нормально,конечно только со знакомыми.А вот с детьми никак не может или не хочет общаться,сколько бы усилий мы к этому не прилагали.Даже когда я специально приглашаю знакомых ей детей к нам в гости поиграть (стараюсь как можно чаще это делать)она очень редко с ними играет,в основном сидит за столом со взрослыми.Разговаривала с детским психологом.Она мне сказала,что в основном потребность в общении со свестниками у детей возникает после трех лет.Но вот нам уже три с половиной,а никаких изменений в поведении ребенка нет.
2007-06-26, naatam
Наши девченки такие разные, хотя родились в одной семье и воспитывать стараемся одинаково. Старшая в 2-3 года была жутко пассивным и стеснительным ребенком. Мы и не подозревали об этом, пока не пошли в детский сад. Там-то все и открылось. Много работала над этим вопросом( меня не устраивало, что Соня была "телком на веревочке" : куда позовут, туда и идет, кто позовет, с тем и играет.Общалась с психологом, говорила с ребенком, проигрывали различные ситуации. Сейчас все наладилось, играет и общается с кем хочет и когда хочет. Проблема в другом: Соня стала до такой степени лидером, что даже с нами возникают конфликтные ситуации (хочу, что-бы было по моему и все тут).Пока справляемся, а в будующем посмотрим....
2008-06-30
Нашей доченьки Леночки 2 года 11 месяца. Она очень общительная... Идем порой по улице, она подбежит к мимо проходящим людям, загородит им дорогу, раскинит руки,кричит им "стой".Нисколечко не стесняясь их. Любит бабушек, дедушек, любит играть с детьми старше своего возраста. Проявляет большой интерес к грудничкам, просит взять на ручки.Недавно ездили к подруге на зубок, дали подержать малыша Леночки(конечно страхуя), так у ней столько эмоций было!!! Она люлюкалась с малышом как мамочка! забавно было наблюдать за этой картиной!Особо любит общаться с мальчиками, заигрывает с ними.Скромничает она только в случаии, когда взрослые активно начинают восхищаться ею. А так проблем с общением у нас нет.
2008-07-07, Людмила
а у меня все наоборот. ребенок , 3 года,очень общительный, сам подходит к детям и взрослым, знакомится(постоянно кто-то конфеты и т.д. дает, аж неудобно). активный и самостоятельный. Я и сама активная и общительная. но пугает меня он. может сам рвануть на д. площадку, в магазин за игрушками или наоборот с площадки и из магазина пойти куда захочет. сегодня пока расчитывалась на кассе убежал, да так далеко, чуть с ума не сошла. уже и срываюсь,ругаю, пугаю.Говорю, что унесут его и будут другие родители. "нет , мамочка, я только тебя люблю!" И опять по новой. темперамент. причем обострилось это в последние 3-4 дня.нам 3 года 17июня исполнилось. может это и есть тот самый кризис 3х лет?
2007-06-20, пулька
Были мы в маленьком городке в гостях. Как же там дети отличаются от наших, свободных и общительных! Они даже не отвечают на приветствие, морозятся (это слово выучил сын, другого я не подобрала). Мой малыш, которому нет и 3 лет, говорит, напимер :"Здравствуй, девочка в голубой кофточке!". Та (лет 10) сидит и даже не улыбается в ответ. Так родители научили, сами забитые. Вот так мальчик и не захочет общаться и знакомиться.
2007-06-20, Маняшша
Поделитесь:

20.06.2007
Обновлено 02.08.2011
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Дети Никитиных. Что дало нам раннее развитие и дружная семья. Часть I
Дети Никитиных. Что дало нам раннее развитие и дружная семья. Часть I
Физик, химик, юрист и акушерка – о своем детстве и родителях
Родня
Родня
В то лето мой брат Сережка получил водительское удостоверение, и мы в компании мамы и бабы Веры на старом жигуленке отправились навестить...
Тихая Сапа
Тихая Сапа
Путешествие в отдаленные уголки Северного Вьетнама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!