Типология псих...ов. В чем суть работы психиатра, психотерапевта, психоневролога, психолога и психоаналитика?

Если в название профессии входит корень "псих"

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень "псих" (греч. "психея" - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих? На этот вопрос мы попросили ответить кандидата медицинских наук, психиатра, психотерапевта, нарколога Льва Олеговича Пережогина.

Психиатр

Психиатр - это врач. Ему нужно закончить 6 лет медицинского института, потом 2 года ординатуры, чтобы получить специализацию по конкретной дисциплине, то есть психиатрии. Затем необходимо сдать экзамен в Минздраве или в специально уполномоченной Минздравом организации и получить сертификат специалиста.

Область компетенции психиатра - это все психические расстройства, которые отражены в международной классификации болезней в классе F: от шизофрении, умственной отсталости и маниакально-депрессивного психоза до заикания, энуреза, нарушений развития и сексуальных расстройств. Любая аномалия психического состояния человека является поводом для обращения к психиатру.

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем "псих", кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Обратите внимание: такой профессии, как "детский психиатр", не существует, то есть нет научных кафедр, которые выпускают врачей такой специализации. Есть психиатры, которые преимущественно занимаются детьми, и психиатры, работающие в основном со взрослыми. На мой взгляд, это плохо, поскольку работа с детьми имеет свои особенности. Они проявляются во всем, начиная от симптоматики и заканчивая характером протекания психических расстройств. Думаю, имеет смысл создать такую специализацию. Ведь не случайно в 1931 году в СССР придумали профессию "педиатр" специально для врачей общей практики, которые занимаются детьми. Опыт показал, что это разумно.



Психотерапевт

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Психотерапевтом может стать врач любой специальности. Психиатру для этого нужно обучаться полгода. Другому врачу - два года (чтобы освоить и психиатрию). По окончании курса после успешной сдачи экзаменов доктор получает сертификат врача-психотерапевта.

К чему столько предосторожностей, если психотерапия не связана с медикаментами? Дело в том, что у этой лечебной стратегии есть свои показания и противопоказания. Психотерапевт должен четко понимать, какое психическое расстройство у пациента, прежде чем начать лечение. Например, гипноз больного шизофренией обычно опасен как для него самого, так и для врача и окружения больного. Таким больным нужен другие методы: телесно-ориентированная терапия, драмтерапия и др.

Иногда психические заболевания возникают при органических поражениях головного мозга. Человек без медицинского образования (например, психолог) может очень долго заниматься психотерапией с пациентом, который жалуется на раздражительность и усталость, не понимая, что у человека прогрессирует опухоль мозга. К сожалению, это не моя фантазия, а реальный жизненный случай - было упущено драгоценное время и поставлена под угрозу человеческая жизнь. Одним словом, для того чтобы грамотно применять психотерапевтические техники, человек должен иметь и базовое, и специальное медицинское образование.

В настоящее время известно более ста психотерапевтических техник. Самые популярные сегодня: нейро-лингвистическое программирование, классический гипноз, эриксоновский гипноз, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия.. Если вам предлагают подобные услуги, попросите специалиста предъявить документы государственного образца: диплом врача и сертификат врача-психотерапевта.

Психоневролог

Психоневролог - это не профессия, а должность. В 60-е годы Минздрав решил приблизить психиатрическую помощь к населению. В психоневрологические диспансеры люди боялись обращаться, ходить на прием к психиатру считалось зазорным - так и возникла идея создать должность психоневролога в поликлинике: больному не надо далеко ехать, да и табличка над кабинетом не такая страшная.

Психоневрологом мог стать либо психиатр, либо невролог, прошедший дополнительную специализацию. Психоневрологи принесли большую пользу. Они замечали психические заболевания на ранних стадиях, вовремя направляли больных в диспансер, где им оказывали помощь. Это был очень положительный опыт.

К сожалению, более полугода назад эту должность аннулировали. В результате сейчас в поликлинике трудно найти психиатра. А даже если он и есть, люди боятся идти к нему на прием несмотря на то, что учет таких больных отменен и никаких репрессий быть уже не может.

Психолог

Чтобы стать психологом, необходимо проучиться 5 лет в университете на факультете психологии. Обратите внимание: психология и педагогика - две совершенно разные вещи. Педагог не имеет тех знаний и навыков, которые необходимы для этой сложной работы. Сейчас в некоторых частных вузах созданы педагого-психологические факультеты, которые выдают диплом "психолог-педагог". На мой взгляд, это недопустимо.

Также хочу отметить, что психолог не имеет права лечить психические заболевания. Это прерогатива врача-психиатра.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: "Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората". Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

К сожалению, в нашей стране эту идею поняли косо. В результате некоторые личности пытаются доказать, что клинический психолог в состоянии заменить и врача, и психолога. Боюсь, что на практике эти кафедры будут выпускать специалистов с неправильным пониманием собственной компетенции, обязанностей и возможностей.

Особо хочется сказать о таких явлениях как "практический психолог" и "психолог-консультант". Все эти наименования - рекламные вывески. Таких специальностей в реестре нет. Практический психолог - это тот, кто занимается практической деятельностью, но это не профессия. Обычно дипломы с таким названием специальности выдают в частных вузах или на платных отделениях обычных институтов. Это чисто коммерческое образование довольно низкого качества.

Психологические консультации - на мой взгляд, дань западной моде. Как правило, консультанты занимаются тем, что выслушивают клиентов, позволяют им выплакаться, иногда дают пару банальных рекомендаций. Лечить неврозы и другие психические заболевания консультант не имеет права. Хорошо, если он выявит проблемы и направит человека к нужному специалисту. Значительно хуже, если в погоне за прибылью будет держать при себе клиента, которому необходим врач, а не исповедь.

Безусловно, психолог нужен в школах. Занимать эту должность должен профессиональный патопсихолог или клинический психолог. В задачи такого специалиста должно входить следующее:

  • диагностировать высшую нервную деятельность у детей (интеллект, мышление, память и т.п.). По результатам исследования психолог должен помогать педагогу обучать конкретного ребенка или класс, а в случае необходимости - должен направить школьника к врачу;
  • оценивать отношения в коллективе и формировать их;
  • участвовать в создании и проведении коррекционных методик;
  • информировать родителей и учителей о конфликтных ситуациях и вести рабочие группы по разрешению конфликтов;
  • налаживать контакт между учителями и родителями, обучать их технологиям общения друг с другом и с детьми;
  • вести интенсивные занятия тренингового типа.

К сожалению, на должность психолога в школе нередко приходят люди, которые иначе попали бы под сокращение. Как правило, у этих людей нет психологического образования, а краткой переподготовки, которую некоторые из них пройдут на курсах, для профессиональной деятельности недостаточно.

Психоаналитик

Сегодня психоанализ - это коммерческая вывеска. Сущность его имеет мало общего с тем, что делали в свое время Фрейд и Юнг. Каждый человек может прийти в Институт психоанализа, заплатить деньги и получить диплом психоаналитика. Кроме современной концепции психоанализа эти специалисты не знают ничего - ни медицины, ни психологии. При этом они претендуют на универсальность своего подхода.

Вся эта организация построена как пирамида, типа Гербалайфа. Сначала ты должен сам пройти курс психоанализа - это дорого. Через два года ты станешь помощником психоаналитика. Тебе будут платить какие-то деньги, но ты их будешь тратить на дополнительные сеансы психоанализа. И лишь потом ты сможешь практиковать сам. Одним словом: "Ешь Гербалайф, торгуй Гербалайфом!".

Фрейд перевернулся бы в гробу, видя это. Он был блестящим психиатром и изобрел психоанализ как одну из психотерапевтических техник со своей собственной концепцией происхождения психических патологий. Именно в таком "чистом" виде психоанализ прижился в психотерапии и используется некоторыми психиатрами по сей день.


Статья из майского номера журнала.
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Типология псих...ов. В чем суть работы психиатра, психотерапевта, психоневролога, психолога и психоаналитика? "

Вы не авторизованы.

Ну на пол и степени автора я не посмотрела :-))
Однако то, что медик и скорее всего психиатр и так очевидно :-)))
Как минимум воспеванием высокой роли психиатрии и медицинской психотерапии, и полнейшей безграмотностью по поводу всего, что за их пределами.
В порядке интересных сведений могу сообщить, что
1) Психотерапевтов готовят в двух видах вузов: медицинских и психологических. И те и другие имеют полное право именоваться психотерапевтами (если получили такую квалификацию). Более того и те и другие имеют полное право практиковать психотерапию. Грубо говоря одни более эффективны в решении одних задач, другие других (и эти 2 вида психотерапевтов исторически друг друга недолюбливают и считают друг друга шарлатанами :-)))
2) Лень сейчас рассказывать какие бывают психологические специальности, и чем занимаются их представители. Если интересно можете почитать например на сайте факультета психологии. Поверьте на слово - то, что в статье написано про их разделение - полная чушь. Это наверное делалось с высокой целью рассказать коротко и доступно "обывателю", но получилась ерунда.
3) Ну по поводу психоанализа и некоторой несправедливости автора в этом вопросе много написали выше. Если он так ополчился против как Вы написали "домохозяек, которые могут заплатить бабки и получить корочку", то такого рода услуги предлагаются в рамках кучи разных направлений, например гештальт-психологии, НЛП и т.д. (буквально даже психоанализ не самый из них популярный). Так что в своих обобщениях автор мягко говоря некорректен :-)))
Вообще я же говорю - забавная статья :-)))
Так в медицину верить - это наверное в жизни очень помогает :-))
2003-08-18, Шуляева
По поводу психоанализа- вообще ерунда несусветная... При чем тут гребалайф? Психоаналитики проходят собственный анализ для того, чтобы лучше понимать свой внутренний мир и не навешивать свои проблемы на клиентов. Я лично знаю психоаналитиков, которые консультируют людей с очень страшными диагнозами в т.ч. и шизофрения, работая параллельно с психиатрами при этом, и такое лечение дает очень хороший результат. Так у моей коллеги клиентка с диагнозом шизофрения полностью социально адаптировалась, вышла замуж, родила ребенка. Очень сильно сомневаюсь, что такое было бы возможно, если бы эта клиентка просто находилась на учете у психиатра. Хотя, конечно, не все так радужно бывает. По поводу чистоты метода Фрейда- это уже вообще ни в какие ворота не лезет, при всём моем к нему уважении. Автор, очевидно, не знаком с понятием психодинамическая терапия и современным психоанализом. Кстати, вызывает удивление, что ничего не сказано про гештальт- ТЕРАПИЮ!)))
В общем, спасибо, конечно, что было подробненько расписана разница между понятиями, наверное, для будущих студентов это очень важно.
От себя хочу добавить, что когда приходит клиент и ты понимаешь, что можешь ему помочь, то используешь при этом ВСЕ знания, которые есть. Рекомендую всем практикующим психологам просто найти нормального психиатра и работать с ним в паре- так вы и себя подстрахуете и клиенту сможете быть более полезным.
Кстати, по поводу образования. Я арт-терапевт!!!( автор не спите спокойно из-за такого богохульства, которое получилось в институте последипломного образования Киевского Национального Университета!)))
с ув. Назаренко Татьяна
2008-06-21
Для повышения уровня образованя:
"Под клинической психологией можно понимать область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники. В. Иванов (1971) рассматривая клиническую психологию, различает составные разделы:патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Это разделение в значительной мере условно.(Блейхер, Крук, Боков "Клиническая патопсихология). А в международном руководстве по клинической психологии под редакцией Пере и Баумана приводится ее следующее определение:"Клиническая психология - это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических растройств. Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновений расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов".
Клинический психолог никого не пытается заменить. И в нашей стране его роль - это вспомогательная! (в том числе и коррекционная, особенно в тех случаях, когда с пациентом отказываются работать врачи (типа, что я могу сделать). Кроме того, естественно, клинический психолог диагностирует не только патологию, но и норму. А в настоящее время клинические психологи становятся востребованы не только в медицине и образовании, но и, практически в любых областях. "Обычный" психолог изучает только норму, а клинический может отличить норму от патологии.
2005-05-21, Ольга
Старая тема, ну не могу не высказаться :) Здравые мысли есть. Про зоны компетенции разных специалистов. Про необходимость полноценного образования, а не курсов - с этим со всем нельзя не согласиться. Для человека, который вообще "не в теме" может быть интересно и полезно. Но акценты некоторые вызывают вопросы. Ну да, верно, что психолог не имеет право работать с психическими заболеваниями, в том числе неврозами... Я, как психолог, в курсе - сама не возьмусь за то, что не умею. Но это не обесценивает психологическое консультирование, которое по своим задачам и результатам вовсе не сводится к "исповеди". Да, и про социальных психологов - неточно. Не надо путать с социологией! При чем тут цвет галстука Путина? А психология семьи - она тоже социальная... А те самые тренинги, которые, по мнению автора, должен вести школьный психолог - это тоже социальная психология. Да много всего, вплоть до обеспечения совместимости и "срабатываемости" членов экипажа космического корабля :))
Про специальности в психологии - все перепутано!!! Есть две специальности: психолог и клинический психолог. Остальное - специализации в рамках общей специальности - психолог.
2005-03-12, Лёка_
На мой взгляд статья несколько воинствующая, особенно касаясь психоанализа. Чтобы понимать самого себя человеческую душу, скорее нужен талант, чем длительное образование. Это как один всю жизнь учился в консерваториях, а петь так и не умеет. А другой талант без образования и поет и все слушают. Кстати Иисус Христос не имел психологического образования и был распят воинствующими священниками невеждами и книжниками, которые также боялись что он, более талантливый отберет у них хлеб. А шаралатанов полно и в государственных учреждениях медицины и прочих разных. Психея - душа - дело тонкое... Хотя не знаю, это мое мнение.
2006-08-11, Андрон
Спасибо за статью, она мне дала некоторую информацию,которую я хотела узнать. НО: что за бред про педагога-психолога? Как я поняла, уважаемый автор говорит о недопустимости совмещения профессий психолога и педагога. Но это очень даже совместимо!Загибайте пальцы: в колледже я учусь на социального педагога, где изучаю психологию 3 года, так же, как и отделение учителей нач.классов.Далее поступаю в пед. ВУЗ (на 3 курс бесплатного отделения государственного), где изучаю её ещё 3 года. Итого: 6 лет психологии (вместо обещанных в статье 5), при том, что педагогика идёт параллельно.Кто тут говорит о несовместимости?
2006-09-16, Полина
Забавная статья это точно. Особенно мне понравилось про психолога консультанта, ну про психоанализ тоже забавно:) Кстати к сведенью автора, в СПБГу существует магистерская программа по психологическому консультированию и дополнительное образование по этой специальности. А представление о работе психолога консультанта как о даче пары банальных советов...Ну это простите полная безграмотность. Что касается психоанализа, так вот я учусь в Восточно Европейском Институте психоанализа (Спб), И диплом институт выдает гос образца, специализация Клиническая психология и психоанализ.
2003-10-06, Егор
Поделитесь:

12.08.2003
Обновлено 10.11.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Если родитель в депрессии. Часть2
Если родитель в депрессии. Часть2
Насколько вредна родительская депрессия для ребенка, зависит от его возраста. Если материнская депрессия совпадает с кризисом развития...
Психология нейтрализации вредных людей
Психология нейтрализации вредных людей
Как вести себя с трудными людьми
Психологические тренинги: с чем это едят?
Психологические тренинги: с чем это едят?
В одном из своих телеинтервью очень известный эстрадный продюсер с вальяжной снисходительностью похвалился на всю страну, что благодаря своим...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!