В то время как начинается подготовка к ЕГЭ, выпускники американских 12-летних школ тоже готовятся — к экзамену SAT, который открывает путь к высшему образованию в США. Однако если отечественному Единому государственному экзамену всего лишь 15 лет, американские тесты в системе образования могут похвастаться 90-летней историей. Правда, последние 15 лет (какое совпадение!) их становится все больше — как и критиков этой системы оценки знаний.
Тесты за школьный курс: 14 вместо 6
Протесты против распространения стандартизированных тестов никогда еще не звучали так громко, и тем не менее эти тесты по-прежнему доминируют в образовательном пейзаже США, да и всего остального мира.
«Мы теряем на подготовку к тестированию не меньше месяца учебного времени, — говорит учительницы пятого класса Ронды Мэттьюз. — Тесты проводятся в течение шести дней с перерывами и в общей сложности занимают более двух недель. Кроме того, было бы несправедливо по отношению к ученикам, если бы я не давала им возможность попрактиковаться в сдаче теста и не рассказала о некоторых нюансах данного процесса. На это уходит еще две недели.
Итоговые экзамены вводят школы в ступор. Как только начинается подготовка к тестированию, прекращается любое живое общение. В этом году я вообще не собираюсь фокусироваться на содержании вопросов — я и так знаю, что мои ученики умеют читать и думать. Я планирую остановиться на скорости и умении эффективно работать в условиях стресса».
До принятия администрацией Джорджа Буша в 2001 году закона NCLB федеральное правительство требовало от учащихся сдавать в течение двенадцатилетнего курса обучения (так называемая программа K‑12) шесть тестов: по одному по чтению и математике в начальной, средней и высшей школе.
Теперь же, чтобы получить право претендовать на федеральное финансирование, школьная система вынуждена проводить в государственных школах четырнадцать стандартизированных тестов по чтению и математике, и по состоянию на 2014 год все учащиеся должны иметь по результатам тестирования уровень «эффективное владение навыком» или выше.
4 «минуса» школьного тестирования
Вместо того чтобы стать инструментом повышения качества образования, стандартизированное тестирование превратилось в настоящую навязчивую идею. Сегодня даже первоклашки значительную часть учебного времени тратят на подготовку ко всевозможным тестам и экзаменам.
Поскольку от результатов тестирования очень многое зависит, почти во всех школах приоритет отдается предметам, которые будут тестироваться, и практически полностью игнорируются остальные. Ввиду того, что тестирование проводится в поистине огромных масштабах, тесты в основном структурированы так, чтобы максимально облегчить обработку результатов, чаще всего в формате вопросов с несколькими вариантами ответов на выбор. При этом никакие нюансы и тонкости, как правило, в расчет не берутся.
«Тесты не оценивают очень многие действительно важные вещи, а подход к тому, что оценивают, чрезвычайно узкий, — говорит Монти Нилл, исполнительный директор образовательной организации FairTest. — А еще в таких условиях учителю очень сложно пробудить и поддерживать интерес детей к изучаемому предмету».
Когда стандартизированные тесты становятся главным фактором отчетности, возникает большой соблазн использовать их как базис для учебной программы и преподавания. «То, как тестируются знания учащихся по предмету, ложится в основу методики его преподавания. В некоторых, самых экстремальных случаях школы превращаются в своего рода полигоны для подготовки к тестированию».
Есть и еще одна серьезная проблема. Поскольку финансирование школ и итоги аттестации педагогического персонала в огромной мере зависят от результатов тестирования, в ряде школ, округов и штатов это привело к масштабным манипуляциям с показателями. Иногда школьников, не прошедших тесты, даже исключают из программы, дабы не портить общий показатель.
Некоторые родители сами просят поставить их детям диагноз «синдром дефицита внимания» и назначить курс лечения, поскольку школьнику с таким диагнозом выделяют на сдачу тестов и экзаменов дополнительное время.
Хочешь в колледж? Тест SAT
Но экзамены, которые проводятся на уровне штата в рамках системы двенадцатилетнего образования K‑12, — отнюдь не единственный стресс для школьников и их родителей. Возможно, больше всего волнений и тревог вызывает стандартизированный тест на проверку академических способностей (SAT — Standardized Aptitude Test). На протяжении последних девяноста лет SAT считается основным препятствием, которое нужно преодолеть молодому человеку на пути к высшему образованию. SAT играет настолько важную роль в жизни американских старшеклассников, что сегодня возникла целая отрасль по подготовке к нему с ежегодным доходом около миллиарда долларов.
Когда Нихил Гоял учился в школе, его семья переехала из района среднего класса в более богатый район, и вот там-то мальчик очень быстро понял, каким стрессом для старшеклассника является SAT. «В моей новой школе практически все собирались поступать в колледжи, — рассказывал мне Гоял. — Я сразу заметил, что дети истощены и у них явные проблемы со здоровьем. По-моему, они вели себя абсолютно как роботы: были на редкость послушны и сговорчивы, легко меняли точку зрения, а их креативность и любознательность к этому моменту находились просто на нуле. Это были одни из самых привилегированных детей в Америке. Это были дети, которые получают на экзаменах отличные отметки и поступают в Гарвард, Йель и Принстон».
«Эти тесты не оценивают ничего из того, что действительно надо оценивать, — говорит Джон Кацман, в свое время соучредитель Princeton Review, компании, занимающейся подготовкой к SAT. — Это просто полное неуважение к педагогам и детям в сочетании с абсолютной некомпетентностью». Точку зрения Кацмана подтверждают исследования, которые показывают, что средний академический балл является намного более точным предиктором успеха молодого человека в колледже, нежели результаты SAT.
Американская федерация учителей с этим полностью согласна. «Пришла пора восстановить баланс в наших школах так, чтобы центральным элементом образования было преподавание и обучение, а не тестирование», — сказал президент федерации Рэнди Вайнгартен в 2012 году.
После того как более 150 школ, признанных лучшими в своих категориях, начали уделять намного меньше внимания результатам SAT и аналогичным тестам, их примеру последовали и некоторые американские университеты. Даже Комиссия по вступительным экзаменам (создатель SAT) понимает, что ситуацию нужно менять, и уже объявила о масштабном пересмотре этого теста, запланированном на 2016 год.
Тестирование в американских школах: кому это нужно
Но если стандартизированные тесты, судя по всему, уже почти никого не устраивают, то почему учащиеся до сих пор сдают их, да еще в таком огромном количестве?
Отрасль тестирования и поддержки образовательного процесса сегодня находится на подъеме. В 2013 году ее совокупный доход только в США достиг 16,5 миллиарда долларов. Для сравнения скажу, что кассовые сборы в кинематографе на внутреннем рынке в том же году составили чуть меньше 11 миллиардов долларов, а Национальная футбольная лига в настоящее время зарабатывает 9 миллиардов долларов в год.
Нет никаких сомнений в том, что с точки зрения отрасли главная функция тестов — приносить прибыль, причем весьма приличную. Тестирование в масштабах, свидетелями которых мы сегодня являемся, — еще один пример все большей коммерциализации образования.