Взаимоотношения ребенка и медицины базируются на теоретической подготовке в домашних условиях. Наиболее распространенный учебник на эту тему — знаменитая книга К. И. Чуковского "Доктор Айболит". Гениальный доктор — идеал врача в детском восприятии: дает шоколадки, потчует гоголем-моголем, иногда ставит градусники. Сложные оперативные вмешательства, например, пришивание ножек зайке, выглядят весьма безобидно. Ничего плохого (страшного и болезненного) доктор своим пациентам не делает, что вызывает в отношении Айболита повышенную любовь детского населения и патологическую зависть практикующих врачей-педиатров.
Кто виноват?
Реальная жизнь — реальные болезни и реальные больницы — вносят свои коррективы. Милая сказочная теория уступает место практике. Большинство контактов с медициной — боль, страх, неудобства и другие маленькие и большие неприятности. Вечный вопрос — кто виноват? Почему ребенок и врач с трудом находят взаимопонимание? Почему сплошь и рядом дети испытывают страх и антипатию по отношению к медицинским работникам? Почему доктор Айболит хороший, а наш врач Мария Ивановна — плохая?
Ответы на поставленные вопросы имеют своей основой целый ряд объективных и субъективных факторов. Вначале поговорим о факторах объективных, о тех вещах, в отношении которых улучшить существующую ситуацию практически невозможно.
Итак, уже на этапе профилактики болезней (еще раз подчеркну — не лечения, а только профилактики) система наблюдения за ребенком предусматривает взятие клинического анализа крови, осмотры участкового педиатра и врачей-специалистов, а также профилактические прививки. Взять кровь безболезненно невозможно, прививки без уколов — мечта, ну разве что вакцина против полиомиелита — приятное исключение. А осмотр отоларинголога, а страшная темная комната в кабинете окулиста, а невропатолог с молотком в руках?
Что уж говорить о болезнях! И без того плохо, а тут еще бесконечные уколы, клизмы, заглядывания в рот, щупания живота, горькие лекарства и все время рядом со страхом, рядом с болью, рядом с запретами и ограничениями суетятся люди в белых халатах.
Как найти общий язык с врачом?
Субъективных факторов значительно больше. И разговор о них будет, разумеется, более подробный, ведь имеются вполне реальные возможности воздействия на существующее положение вещей.
Ключ к пониманию: в многократно упомянутой нами системе "врач-ребенок" существует важнейшее промежуточное звено — родители и лица, приближенные к последним (дедушки-бабушки, дяди-тети, братья-сестры). Совершенно очевидно, что до контакта с медициной осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта — опять-таки внутрисемейный "разбор полетов". Исходная концепция — вполне логична. Ну какому здравомыслящему родителю придет в голову сказать ребенку: "Сейчас мы пойдем в поликлинику, где тебе сделают больно"? Человеку очень важно быть или, по крайней мере, казаться хорошим, если не в собственных глазах, то уж наверняка в глазах окружающих. Обозначенное общее правило применительно к собственным детям повсеместно и неукоснительно выполняется. Плохим может быть кто угодно — противный дядя-врач, нехорошая тетя, которая уколола пальчик, — но никогда не могут быть плохими мама и папа.
Отсюда первая проблема — прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медсестер).
Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно, и страшно.
Третья проблема — проблема непосредственного контакта врача и ребенка. Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера — все это требует от врача "всего" трех вещей: желания, умения и времени. На первый взгляд весьма парадоксальным выглядит тот факт, что при избытке умений и желаний фактор времени оказывается решающим. Но это только на первый взгляд. Попробуйте найти общий язык, когда за дверью кабинета очередь или когда в перспективе 20 вызовов на дом. Добрый дедушка профессор всегда лучше "просто врача", и не просто лучше, а лучше в три раза. Почему? Да потому, что по отношению к отдельно взятому ребенку у него: а) больше опыта; б) больше знаний и в) больше времени. Банальная фраза "время — деньги" одинаково актуальна и в банковском деле, и в здравоохранении. Сумма, которую зарабатывает врач в единицу времени, настолько смехотворна, что даже мысль о необходимости в течение 20 минут уговаривать Петю открыть рот тоже кажется смешной.
Болезненные и безболезненные процедуры
Еще одна проблема, и опять связанная с материальным благополучием как здравоохранения, так и народонаселения. Очень и очень многие болезненные и неприятные методы терапии могут быть абсолютно равноценно заменены приятными, безболезненными, но значительно более дорогими вариантами лечения. Болезненные уколы антибиотиков в 70-80% случаев оказываются ненужными. Те же препараты можно назначать внутрь в виде сладких микстур. Но стоимость этих препаратов (как правило, импортных) нередко оказывается в 2-3 раза выше, чем лечение уколами. Садистские процедуры вроде банок и горчичников, распространенные, кстати, исключительно на территории бывшего СССР, по логике, должны быть заменены разнообразными физиопроцедурами, квалифицированным лечебным массажем. Мы уже не говорим о стоматологии — уникальной области медицины, в которой доброта или, наоборот, "страшность" врача напрямую зависят от кармана родителей пациента.
Особый разговор — необходимость уложить ребенка в больницу. Вот уж где есть чего бояться. То маму не пускают, то не разрешают есть любимые бананы, то кровь берут каждый день. А уколы? Какое бы место ни болело до лечения, но через 2-3 дня попа болит гораздо сильнее. А причина всему — все те же люди в белых халатах.
Как стать друзьями?
Где же выход? Есть ли он вообще? Как все-таки добиться того, чтобы врач и ребенок были добрыми друзьями? Позволим себе в этой связи некоторые советы.
Первый совет, который, наверное, и не совет вовсе, касается не столько родителей, детей и врачей, сколько организаторов здравоохранения. Врач и для ребенка, и для родителей ребенка должен быть своим, близким человеком. С которым общаются не только когда плохо, но и хотя бы иногда в те дни, когда хорошо. В идеале врача ребенку не государство должно назначать (именно так и происходит, когда речь идет об участковом педиатре), а родители должны выбирать. Логично в этой связи, чтобы труд такого врача оплачивался самими родителями, а не государством. Но это все теория: 90% всех детских болезней — болезни инфекционные, а лечение инфекционных болезней в индивидуальном порядке законом запрещено. Поэтому теоретически проблемы индивидуального подхода, врача-друга, взаимосвязи умений, желаний, квалификации и оплаты труда вроде бы не сложно решить, хотя бы для той части населения, которая может оплачивать услуги врача. Но практически это невозможно потому, что пропагандируемый в последнее время институт семейных врачей на самом деле получается полусемейным, поскольку врач — человек государственный (бюджетный), а значит — бедный, ограниченный во времени и думающий о том, чем кормить собственных детей. Еще раз подчеркну: не государственным (частным) семейный врач при существующих законах быть не может, потому, что имеет полное право лечить язву желудка у папы, вегетососудистую дистонию у мамы, но не имеет никакого права лечить ребенку понос, ветрянку или скарлатину.
Задачи родителей
Повсхлипывав по поводу несовершенства законов и глобальной бедности, вернемся к реалиям бытия. Итак, цели и задачи родителей, способы реализации.
Не только касательно медицины, но и в жизни вообще, следует добиваться того, чтобы слово "надо" употреблялось редко, но при его употреблении выполнялось обязательно. Педагогика заканчивается там, где вопли и крики способны "надо" изменить на "не надо".
Очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет Маша открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно.
Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи ("завтра я тебя из больницы заберу"; "я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает").
Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком, который кусает за бочок и т. п.) и совсем другое — реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляю, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...
Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать тот факт (кстати, вполне очевидный), что данный, пусть даже весьма противный и неприятный вариант лечения, обусловлен именно болезнью, а не желаниями врача быть в свою очередь противным и неприятным.
Даже если вы не считаете врача добрым хорошим и ласковым, не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей. Нельзя заставить ребенка полюбить врача, если аналогичной любви по отношению к врачу он не наблюдает со стороны других членов семьи.
Возьмите на себя часть запретов, ограничений и требований — пусть необходимость постельного режима и глотания горькой таблетки, потребность в определенной (но нелюбимой пище) и визите в поликлинику исходят от вас. Постоянными ссылками на врача, из-за которого все эти неприятности возникли, улучшить ситуацию вряд ли удастся. Но разлюбить родителей невозможно, а сформировать антипатию по отношению к доктору — очень легко.
Помогите врачу быть хорошим!