Вечер – прекрасное время для семейного досуга. Возвращаясь с работы, мама и папа рассчитывают на отдых и общение с детьми. Но на пороге их встречает ребенок с невыполненным домашним заданием. Такая ситуация может мгновенно испортить настроение. Ведь выполнение "домашки" часто вызывает раздражение, крики, слезы и заканчивается ссорами.
Так может и не нужно родителю вникать в школьную программу, вспоминать теоремы по геометрии и формулы по физике? Что думают по этому поводу специалисты? Рассказывает педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Исаева.
Домашнее задание дается для того, чтобы у школьника была возможность закрепить пройденный в школе материал, потренироваться в решении, повторить правила, сделать работу над ошибками. И смысл не в том, какую отметку поставит учитель за выполнение уроков, а в том, что это время, когда ученик пытается самостоятельно проанализировать: что он уже умеет, а что еще нужно "подтянуть".
Конечно, включенность родителей в учебный процесс очень важна: от установок мамы и папы зависит мотивация к учебе, отношение к домашнему заданию. Если мама настаивает на аккуратном ведении тетради, а папа утверждает, что он и с кляксами в тетради как-то вырос, то скорее всего ученик не придаст значения чистоте в тетрадке. Или, допустим, один из родителей постоянно твердит, что эти формулы ни разу в жизни ему не пригодились, тогда и школьник не увидит смысла разбираться в ненужной информации.
Учитываем возраст ученика
Участие родителей в процессе выполнения домашнего задания зависит от возраста ребенка. В начальной школе важно научить его делать уроки:
- помочь организовать рабочее место;
- найти, что именно задано на дом;
- подобрать нужные учебники и тетради;
- при необходимости разобрать инструкцию к заданию.
Но не делать их за ученика! Постепенно роль родителя в выполнении домашнего задания должна уменьшаться и в конечном итоге сойти на нет.
Негативные последствия
Активное включение в домашнюю работу или выполнение задания за ребенка самостоятельности не научит. Ученик привыкнет рассчитывать на помощь взрослого, а на контрольной работе в школе может просто растеряться.
Также совместное выполнение уроков не позволяет развивать у ребенка ответственность. Ему всегда есть на кого "свалить" свои ошибки в домашней работе: "мне мама так сказала", "это папа меня так научил".
А еще, образование не стоит на месте, в технологиях решения учебных задач постоянно что-то меняется. И если родители помнят из школьной программы один способ выполнения задания и предлагают его ребенку дома, а в школе учат другому способу, то можно запутать ученика, и он потеряет интерес к учебе в целом.
Почему возникает желание вмешаться в уроки?
- Родители-перфекционисты. Они привыкли, что все должно быть идеально и проецируют это на ребенка. Не могут стоять в стороне и смириться с тем, что он что-то делает неправильно или недостаточно аккуратно.
Что делать? Вспомнить, что обучение – это процесс, в котором неизбежны трудности и ошибки. "На ошибках учатся" – гласит известное выражение. Если запретить ребенку совершать ошибки, он может начать бояться что-либо делать. Именно так формируется мотивация избегания неудач. Если же ученик пробует новое, экспериментирует, выполняет задания и ошибается, а взрослые поддерживают его, анализируют вместе с ним трудности и помогают с ними справиться, то формируется мотивация преодоления трудностей, мотивация достижений.
- Избыточный контроль. "Он ведь все перепутает, что-то забудет". Помните, что уроки – зона ответственности ребенка. Результаты хорошие или плохие – это его результаты. Важно помочь школьнику самому разобраться в своих достижениях и трудностях, ставить перед собой посильные задачи, приобретать опыт.
Что делать? Развивайте самостоятельность. Иначе ребенок привыкнет к указаниям, и в будущем станет хорошим исполнителем, но будет испытывать сложности с тем, чтобы проявлять инициативу, брать на себя ответственность и решать проблемы.
- Оценки превыше всего. Учатся не ради пятерок, а для получения знаний, расширения кругозора. Если родители будут хвалить за пятерки и ругать за тройки, ребенок считает в этом поведении подтекст – "Мы любим тебя, когда ты отличник. Не надо нас разочаровывать". И будет всеми силами стараться заслужить эту любовь. И когда по различным причинам ученик не сможет соответствовать ожиданиям родителей, есть вероятность появления проблем уже в эмоционально-волевой сфере ребенка: повышенная тревожность, комплекс неполноценности, самообвинения, негативизм и т. д.
Что делать? Научиться вместе с ребенком воспринимать отметку как оценку конкретных знаний; как сигнал, что где-то недоучил или был невнимателен. Вместе анализировать работу, находить ошибки, искать способы их исправить, тогда и отметка будет более высокая. И, главное, дать понять ребенку, что если он получил "2" или "3", то он не стал плохим сыном или дочерью, а остается хорошим и любимым, а с трудностями в школе вы вместе обязательно справитесь.
При этом, если в электронном дневнике вы заметили, что по какому-то предмету резко снизилась успеваемость, поговорите с ребенком и попробуйте прояснить причину. Может возник конфликт с учителем, или он не понял какую-то тему и теперь новый материал не усваивается. Обязательно обратитесь к педагогу, помогите разобраться с трудностями, а при необходимости возьмите несколько уроков у репетитора.
Чего делать не стоит?
Часто родители прибегают к маленьким хитростям. Например, пробуют подкупить ребенка: "Получишь 5 за контрольную, купим новую игрушку", "Закончишь четверть хорошо – будет тебе приставка". Несколько раз это может сработать, но что делать, когда запросы вырастут? Попытки договориться зайдут в тупик. Так формируется мотив материального поощрения. Есть вероятность, что в дальнейшем ученик за любое свое действие будет требовать плату, и не только за выполнение учебных обязанностей, но и домашних дел.
Как могут помочь родители?
- Спланировать расписание. Если день расписан по минутам и время на уроки есть только вечером – о продуктивности речи не идет, ребенок будет просто засыпать над тетрадками. Пересмотрите расписание и убедитесь, что у него остается 1–2 часа на отдых, которые он может провести по своему усмотрению. Если 10 часов в день будет посвящено учебе, неудивительно, что она начнет вызывать сопротивление. Распределите нагрузку, чтобы учебная деятельность сменялась творческой или спортивной, была возможность переключиться на прогулку и общение с друзьями.
- Научить распределять время. Дети не чувствуют времени. Часто школьник садится за уроки, но отвлекается на соцсети, игры, и выполнение уроков растягивается на весь вечер. Предложите ему заниматься по будильнику, отводя полчаса на предмет. Не успел – в следующий раз постараешься собраться и сделать побыстрее. Это позволит выработать дисциплину. А еще он потренируется расставлять приоритеты и решать, с какого урока лучше начать и каким закончить.
Кстати, по СанПин оптимальное время на выполнение уроков зависит от возраста школьника:
- 1-й класс —1 час
- 2–3-й классы — 1,5 часа
- 4–5-й классы — 2 часа
- 6–8-й классы — 2,5 часа
- 9–11-й классы — 3,5 часа
- Организовать рабочее место. Если уроки приходится делать на диване в гостиной, где включен телевизор, — вряд ли получится сосредоточиться. Важно, чтобы у ребенка был свой рабочий стол, с которого лучше убрать все отвлекающие предметы. Расписание уроков и кружков перед глазами поможет развитию самостоятельности школьника.
- Увлечь предметом. В учебнике по биологии факты могут выглядеть сухо, а формулы по физике восприниматься как непонятное заклинание – а что, если показать документальный фильм по теме или отвести на мастер-класс, где проводят яркие и веселые опыты? Или сходить в музей на интерактивную программу для школьников. А слова по английскому заучивать с помощью приложений. Все это позволит по-новому взглянуть на предмет.
- Показать пример. Если ребенок видит, как родители осваивают новый язык, слушают лекции, стараются узнать что-то новое — учеба для него становится естественной частью жизни и не вызывает вопросов.
- С оптимизмом проживать школьные годы своего ребенка. Никакие уроки не стоят ваших отношений и здоровья ребенка. Школа — один из этапов жизни. Постарайтесь относиться к нему спокойно, терпеливо и позитивно.