Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения — сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить? Принять решение нам поможет психолог Светлана Забегайлова.
Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское "горе" от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно "давит из себя слезу", добиваясь от вас желаемого. Если ребенку удалось добиться своего с помощью какого-то неприглядного поведения, он будет совершенствоваться в нем, прибегая к этому способу все чаще и чаще. Самое главное оружие борьбы с таким капризом — это спокойствие и терпение. На все действия ребенка нужно реагировать с пониманием и во время капризов не делать никаких уступок. А когда ребенок утихнет и успокоится, постарайтесь не ругать и не стыдить малыша — просто выразите надежду, что он больше никогда не повторит своего поведения, и заверьте его, что выбранный им способ манипуляции непродуктивен.
Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять. Эмоции ребенка младшего школьного возраста подобны погоде: если она вам не нравится, надо подождать, и она изменится. То же самое и с малышом. Сейчас развалившаяся башня из кубиков выбила малыша из равновесия, и он безутешно рыдает по этому поводу, а через минуту это событие покажется ему делом вчерашнего дня, и он с любопытством переключится на пробегающую мимо кошку. Обычный день ребенка переполнен множеством трудных задач, он познает, приобретает новые умения, пытается сделать что-то самостоятельно и при этом в течение всего дня слушает указания, оценки и нравоучения взрослых. Малыш испытывает огромное количество эмоций, которые быстро сменяют друг друга. Эти эмоции связаны с новыми открытиями, с маленькими победами и очень часто с неудачами и трудностями на пути познания мира. Малышу еще не хватает речевых навыков, чтобы ясно выразить свои потребности, чувства и желания. Когда всего этого накопится слишком много, ваш ребенок может начать хныкать, плакать и кричать. Посмотрим, как реагировать на перепады настроения в этом случае и что поможет нам привести малыша в былое равновесие.
Методы борьбы
- Не раздражайтесь. Некоторые родители крайне плохо переносят детский плач. Тем не менее, вы обязаны взять себя в руки и поддержать ребенка. Неадекватные реакции и ожидания родителей лишь усиливают напряженность и усугубляют детские капризы. Родительский гнев и крики только испугают ребенка, и он еще больше заведется. Постарайтесь сохранять спокойствие.
Крохе нужно помочь научиться легко и комфортно открывать для себя мир. Не поддавайтесь его перепадам настроения, будьте для малыша источником самообладания, доброжелательности и спокойствия. В конце концов, как можно успокоиться малышу, испытывающему, в силу своего возраста, явный недостаток внутреннего контроля, если окружающие его взрослые также не в состоянии сдерживать свои эмоции и то и дело теряют над собой контроль? А вот побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь — это очень важно для ребенка. Следите за тоном своего голоса. Если вы не умеете владеть собой и повышаете голос, дети будут делать то же самое.
- Доброжелательно воспринимайте детские переживания. Во время переживания ребенок находится в возбужденном состоянии и не может с ним справиться. Эта внутренняя сила может его напугать, и поэтому рядом ему нужен нежный и спокойный взрослый, который поможет направить энергию в нужное русло, успокоит, поддержит и возьмет на себя избыток чувств. Попытки призвать ребенка к разуму или крики ни к чему не приведут, так как малыш слишком возбужден. Не стоит долго ждать, если ребенок не может успокоиться самостоятельно, придите к нему на помощь, например, скажите: "Я понимаю, что ты устал и тебе грустно. Посиди, подумай, чем я могу тебе помочь, а когда ты успокоишься, мы поговорим". Вы покажете малышу, что принимаете его чувства и сопереживаете ему.
- Побудьте рядом с малышом, возьмите его на руки. Малышу нужна поддержка. Посадите его на колени и помогите ему успокоиться. Если ребенок просто ищет вашего тепла, не реагируйте зло и нетерпимо, иначе он будет все больше и больше хандрить. Например, вы можете нежно гладить его по спине, медленно покачивать, повторяя: “Мой хороший, поплачь немного, пусть из тебя выйдет вся грусть и злость, а я побуду рядом ”. Часто ребенку этого уже достаточно. А в будущем не забывайте оделять ему больше внимания — тогда исчезнет потребность добиваться его плачем. Все реже родители пользуются прекрасным доверительным жестом: когда малыш грустит, плачет или пытается вам что-то сказать, можно крепко взять его ручку в свою руку. Этот жест говорит об участии, полном нашем внимании и СОЧУВСТВИИ. Мы все время торопимся, разговаривая с детьми, вам недосуг отложить параллельные дела. Но наши нуждаются в любви; получая отклик, они сами учатся проявлять любовь и сочувствие и растут отзывчивыми, жизнерадостными, а не эмоционально зажатыми.
- Постарайтесь отвлечь ребенка. Вместо того чтобы впадать в панику или стараться урезонить малыша, который впал в истерику, постарайтесь переключить его внимание. Иной раз такой двигательной активности, как танцы или игра в мячик, может быть достаточно, чтобы успокоить ребенка. Маленькое чадо будет заинтриговано, если вы спокойно сядете на пол, достанете его игрушки и начнете увлеченно играть, время от времени приглашая его присоединиться. Но маленькие детишки, еще плохо понимающие речь, часто совсем перестают себя контролировать. Поэтому могут оказаться полезными простые, но эффективные приемы: можно, завернув малыша в одеяльце, выйти с ним на балкон или поднести его к открытому окну, чтобы кроха мог глотнуть свежего воздуха. Некоторым детям помогает контрастное или прохладное умывание лица и шеи, другим — теплый душ. Когда ребенок успокоится, приласкайте его и посидите с ним столько, сколько ему потребуется, не стыдя и не отчитывая при этом. Если ваш малыш трет глазки или сосет пальчик, возможно, пришло время поесть или поспать.
- Не заставляйте ребенка подавлять печаль. Самообладание, самоконтроль, внутреннее спокойствие и умиротворение — как замечательно было бы, если бы все дети были похожими на маленьких буддийских монахов, но это невозможно. Злясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар. Зная, что внутри ребенка бушуют разные внутренние конфликты, вам будет легче понять, почему в возрасте от двух до четырех лет дети очень возбудимы и обидчивы. Разрядка просто необходима неокрепшей детской психике так ребенок освобождается от негативной энергии, которая накапливается в процессе детской деятельности, иначе справляться с ней малыш пока не умеет. Если ребенок постоянно проявляет характер, помните что в отличие от взрослых детям труднее подбирать слова для выражения своих ЧУВСТВ (тем более, если они только начинают разговаривать); дети проявляют свои внутренние проблемы своим поведением — им легче показать, чем рассказать. Слишком часто, когда мы требуем от детей скрывать истинные чувства, мы делаем это для того, чтобы успокоить себя, поскольку крики и слезы детей часто действуют нам на нервы. Тем не менее, опасно подавлять эмоции, печаль и переживания. Наши собственные родители не знали, как отвечать на наши эмоции, и чувствовали себя неловко в подобных ситуациях. Поэтому, повзрослев, и мы научились не выражать своих чувств, подавлять их в себе; так мы поступаем и с нашими детьми.
- Покажите, что вам небезразличны его переживания, и дайте ему понять, что все люди иногда грустят и плачут. Иногда ребенку важно получить ваше сочувствие и понять, что отрицательные эмоции возможны и их не нужно стыдиться. Нельзя считать детские слезы признаком душевной слабости. Да, сильный человек не ропщет, не жалуется, не прибедняется ради сочувствия, но он принимает свои чувства, если они есть, и только так он может с ними справиться и снова встать, расправив плечи. И он должен быть уверен, что его чувства нормальны, они возможны, но если долго горевать, делу не поможешь. Однако это убеждение не слабого человека, а сильного, уверенного в себе и любящего себя. А может ли полюбить себя ребенок, когда его чувства отвергаются, когда самые близкие люди дают понять: нам нет дела до твоих переживаний, вставай, хватит плакать по пустякам. Переживания не проходят просто оттого, что вы пытаетесь их приуменьшить или считаете проблему незначительной.
- Позволяйте плакать не более 10 минут. Не позволяйте ребенку испытывать сильных эмоциональных переживаний более 10 минут! Выслушайте его, помогите справиться с эмоциями и постарайтесь переключиться на другие занятия. Проявляя сочувствие фразами вроде "Тебе грустно, поплачь, мой дорогой!", не стоит, однако, ими злоупотреблять — эти слова полезны как сопереживание, но не всегда помогают малышу выйти из состояния грусти. Чем больше вы даете ребенку переживать, тем дольше вам придется его утешать. Для рыданий и гневных криков малышу необходимо немного времени, дайте ему это время. Но затем посмотрите крохе в глаза, войдите с ним в контакт с помощью взгляда. Воспользуйтесь спадом напряжения, чтобы сказать: "Теперь все прошло. Пошли, поиграем на улице". Ребенок почувствует, что вы его поняли, а значит, можно заняться чем-то другим
- Любите малыша с его радостью и с его печалью. Мы очень любим, когда наши дети смеются и поют, и так же не любим слушать, как они плачут и кричат. Но ребенок имеет право быть грустным, недовольным, сердитым, в плохом настроении. Ему необходимо знать, что вы принимаете как его смех, так и слезы, что выражение самых сильных эмоций ребенка не сможет разрушить вашу любовь к нему. Дети, совсем как мы, иногда встают не с той ноги; как и мы в конце дня, после яслей или школы чувствуют себя вымотанными. Не только взрослые испытывают усталость.
К тому же бывает, что повышенная чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Здесь не помогут уговоры, упреки и наказания. Любые насильственные меры лишь усугубят проблему, увеличив напряженность и волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему- ребенка и подорвут уверенность в себе. Наши малыши растут и становятся независимыми. При этом для их благополучия очень важно наше одобрение, но их желание следовать собственным порывам часто оказывается сильнее. Если мы признаем важность их собственных взглядов, допускаем, что у них может быть личное мнение по какому-то поводу и собственный взгляд на какие-то вещи, значит, мы воспитываем своих детей, проявляя к ним уважительное отношение, и это лучший способ вызвать у них ответные чувства.
- Радуйтесь! Ребенок хотел получить эту игрушку, остаться на качелях, съесть пирожок, а вы сказали ему "нет". Он недоволен, зол и проявляет свои эмоции. Поставьте себя на его место. Есть из-за чего расстраиваться! Не волнуйтесь, если ребенок то смеется, то плачет, то злится, то ласкается: быстрые смены настроения — это очень хороший знак, ребенок развивается. Был бы повод для беспокойства, если бы малыш никогда не плакал, не кричал и не злился. Это в порядке вещей, что он переживает определенные эмоции, — это жизнь! Просто старайтесь корректировать поведение малыша, если он что-то хочет, учите его не выражать свои желания бурно и несдержанно, объясняйте, что некрасиво проявлять свои чувства принародно, напоказ, и тем более не поощряйте истерики. Не торопитесь удовлетворять просьбы ребенка, высказанные капризным тоном. Попробуйте объяснить ему, что он гораздо быстрее и легче добился бы своего, если бы говорил спокойно. Твердо придерживайтесь правила: пока малыш ноет, все его требования игнорируются; лишь только он перестает капризничать — просьбы удовлетворяются. Отмечайте более эффективные способы просить: "С помощью стонов тебе никогда ничего не добиться. Лучше успокоиться и сказать так...".
- Старайтесь найти причину его переживаний и помогите с ними справиться. Гневные истерики и крики ребенка надо воспринимать терпимо; более того, важно быть проницательными и стараться понять причину детских слез. Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути движения к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. К сожалению, в этом возрасте они не могут по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Но это не единственная причина. Наиболее часто причиной нытья является какая-то реальная потребность или проблема, которую мы долго не замечаем. Это потребность во внимании или сочувствии, плач от одиночества, когда родители много работают и редко находят время для игры с малышом. Это могут быть обычные детские страхи: боязнь темноты, громких звуков, собак, ведьм, врачей или воды. И если никто не поможет ребенку справиться с его горем, откажется выслушать его, то плач и крики станут устойчивой формой защиты от страхов и тревог.