Какие занятия нужны ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС)? Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники "Прогноз", профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена Виктория Ефимова, рассказала о современных методах реабилитации детей с РАС.
Когда был описан аутизм в 1943 году, было бесполезно задаваться этим вопросом, потому что никаких специальных занятий для таких детей не было. Сейчас ситуация другая, родителям приходится делать выбор.
РАС – это расстройство развития нервной системы, которое приводит к сенсорным коммуникативным трудностям. Что это значит? Мозг человека с аутизмом иначе обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. "Иначе" - это нейтральное слово: ни хорошо, ни плохо. Но в результате таких особенностей человек может испытывать постоянный дискомфорт и тревогу в повседневной жизни. Во многом это становится причиной трудностей в коммуникации с другими людьми.
РАС – это навсегда, аутизм нельзя вылечить. Но можно минимизировать влияние на жизнь ребенка неврологической симптоматики и помочь ему научиться общаться.
Что еще важно знать о РАС? Не существует никакого анализа или диагностики, подтверждающей аутизм на 100%. Врач-психиатр устанавливает диагноз на основе определенных проявлений в поведении ребенка.
Поведение
Диагностические критерии РАС связаны с поведением. Именно поэтому самый распространенный метод работы с такими детьми во всем мире АВА – терапия (прикладной анализ поведения). Это высоко структурированные занятия, которые направлены на модификацию поведения ребенка: поощрение желательного поведения и уменьшение нежелательного.
Польза. Результаты занятий, как правило, видны быстро.
Сложности. Большинству детей трудно перенести навыки, полученные на занятиях в реальную жизнь. В итоге все достижения остаются в кабинете специалиста. На занятиях учат вести себя "как надо", но ребенок продолжает испытывать неприятные ощущения, потому что никаких изменений в работе его нервной системы не происходит. Занятия АВА рекомендуется проводить 20 часов в неделю, не остается времени на другие занятия.
Коммуникация и речь
У многих детей с РАС есть те или иные проблемы с речью. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до своеобразия ее развития. Например, дети с РАС часто дословно повторяют тексты из рекламы или вопросы собеседника (эхолалия). Из-за этого родители обращаются к логопеду. Но не все логопеды умеют работать с такими детьми. Ведь проблема при аутизме не только с речью, но и с теми навыками общения, которыми нейротипичные (обычные) дети овладевают во время первого года жизни. Например, даже малыш может привлечь к себе внимание взрослого, показав пальцем на интересный объект. Многие дети с РАС не умеют этого делать. Поэтому для детей с РАС актуальны занятия, помогающие развивать навыки общения.
Есть несколько методов, направленных на коммуникативное развитие. "Флортайм" - один из самых известных. Название переводится как "время на полу". Метод подходит не только детям с РАС, но всем детям от младенческого до подросткового возраста. Во время занятия родители овладевают навыками успешного ведения диалога со своим ребенком. Занятия направлены на развитие доречевых и речевых навыков общения. С точки зрения традиционной педагогики они выглядят необычно, так как взрослый следует за инициативой ребенка.
Польза. Ребенок понемногу начинает ориентироваться в мире социальных отношений, получает удовольствие от общения
Сложности. Результаты не всегда заметны быстро, особенно если родители ждут именно речи.
Коммуникативные навыки можно развивать и во время других занятий: музыкальная терапия, арт-терапия, занятия с дефектологом или психологом.
Двигательное развитие
У детей с РАС обычно бывают проблемы с координацией движений. Поэтому физкультура обязательно должна присутствовать в жизни такого ребенка. Как выбрать занятия?
Это может быть АФК (адаптивная физическая культура) или занятия любым видом спорта. Начать стоит с индивидуальных занятий, потому что в группе такой ребенок будет чувствовать себя плохо, у него могут возникать трудности с самыми простыми движениями: бегать, ловить мяч, кататься на велосипеде.
Плюсы. Правильно подобранные физические нагрузки помогают справиться с сенсорными перегрузками, которые испытывает ребенок из-за особенностей работы мозга.
Сложности. Не всегда легко подобрать тренера, который найдет с ребенком общий язык. Групповые виды спорта подходят не всем детям с РАС.
Что выбрать?
Лучше всего работает комплексный подход, когда с ребенком работают разные специалисты. Важно, чтобы родители подбирали специалистов, исходя из того, какие задачи наиболее актуальны для развития их ребенка именно сейчас.
Родителям стоит задать каждому специалисту следующие вопросы:
- Над чем вы будете работать на занятиях?
- Как устроены ваши занятия?
- Что изменится в жизни моего ребенка после этих занятий?
- Как могут выглядеть результаты занятий?
- Насколько быстро вы предполагаете увидеть результаты?
Еще важно помнить, что у детей с РАС часто много сопутствующих проблем со здоровьем. Поэтому не нужно забывать о регулярных осмотрах невролога, ЛОРа, стоматолога, гастроэнтеролога.
Диагноз РАС не отменяет тот факт, что ребенок может плохо себя чувствовать по другим причинам.