Герои античных мифов... из соленого теста
Из соленого теста можно слепить все, что угодно! Например, иллюстрацию к сказке или античному мифу.
|
Губернаторов Миша, 6 лет, "Геракл и гидра", (1 место в младшей группе) |
Работы, сделанные нашими маленькими художниками для конкурса на лучшее панно, посвященное мифам Древней Греции, так понравились родителям и доставили столько удовольствия детям в процессе "творения", что захотелось рассказать об этом подробнее.
|
Герасимова Аня, 7 лет, "Полет Пегаса", (3 место в старшей группе) |
Все началось с разработки эскиза. Мы посмотрели самые разные изображения античных богов и героев - древние и более поздние. Трактовка сюжета могла быть очень разной: стилизация под греческие скульптуры или рисунки на древних вазах; использование мотивов великих полотен европейских мастеров; картинку можно сделать и "реалистической", и упрощенно-"мультяшной", проще всего - срисовать мотив из книжки с мифами, но это неинтересно, поэтому каждый старался придумать что-то свое.
А потом несколько занятий - лепили, сушили, расписывали...
А сделать такое панно не так уж и сложно.
Во-первых, конечно, нужно соленое тесто. Делается оно просто: 2 чашки муки смешиваются с чашкой соли, куда постепенно добавляется теплая вода, и тесто замешивается до тех пор, пока не станет достаточно крутым и перестанет липнуть к рукам. Чтобы тесто стало нежным и еще более пластичным - можно добавить столовую ложку растительного масла. Если нужна грубоватая фактура - например, для лепки архитектурных деталей - насыпать в смесь соли и муки ложку сухого обойного клея.
Соленое тесто - материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Правда, "круглые", объемные скульптуры из мягкого, пластичного теста лепить сложно, нужен каркас (например, из фольги), но зато на плоскости картины получаются замечательно. Вот почему мы выбрали рельеф.
|
Попов Игорь, 8 лет, "Колесница Диомеда", (1 место в старшей группе) |
Второе - основа для рельефа. Мы купили всем детям одинаковые тонкие деревянные рамки - размером 20х25. Дома родители вырезали по куску оргалита, который плотно вставлялся в рамку. Все детали картинки укрепляются прямо на ворсистую сторону оргалитовой дощечки и, как правило, прочно прилипают к ней после высыхания.
Третье, что нужно - инструменты: деревянная доска и небольшая скалка для раскатывания теста, достаточно острый нож для резки, зубочистки, ножницы, чеснокодавилка, терка. Разная мелочь для украшения работ: палочки, веточки, бусинки, перец-горошек, гвоздика и многое другое.
И, наконец, когда готовый рельеф просохнет (на это нужно 7-10 дней) - понадобятся краски, палитра, кисти, словом, все то же, что и для обычных рисунков на бумаге. Панно расписывается, начиная с фона, от крупных деталей к мелким. Затем работа вставляется в рамку и покрывается лаком.
Существует множество приемов, простых и сложных, с помощью которых картины из соленого теста получаются интересными и разными, непохожими друг на друга. На примерах наших "мифов" попробую рассказать о некоторых из них.
"Пегас"
|
Вахова Лиза, 7 лет, (3 место в старшей группе) |
Дети очень любят изображать этого крылатого вестника Парнаса и вдохновителя поэтов. Эта работа сделана просто - фигурка коня, закрепленная на оргалите. Это самый простой способ создания рельефов - без декораций, без лишних деталей. Для росписи и фона и фигурки использованы декоративные акриловые краски - они и дали такой удивительный эффект облаков - и прозрачных, и пушистых.
"Дионис"
|
Рясная Алина, 8 лет |
Древнегреческий бог вина и виноделия изображен с чашей в руках, с виноградником на заднем плане и обвитой виноградом колонной слева. Здесь все детали - и фигурка, и колонна, и чаша - вырезаны ножом из тонко раскатанного теста и собраны затем на оргалите как мозаика. Каждый лист винограда и каждая ягодка слеплены отдельно. Пейзаж заднего плана написан гуашью. Декоративная золотая краска использована только для росписи чаши Диониса. Фигура бога стилизована под росписи критских и минойских дворцов.
"Тезей, победитель Минотавра"
|
Горячкина Настя, 8 лет, (3 место в старшей группе) |
Для легендарного античного героя, одолевшего страшное чудовище с телом человека и головой быка автор работы создает подлинную обстановку древнего критского дворца "Лабиринта". Именно такие темно-красные колонны, серые каменные полы и кладку из светлого кирпича мы обнаружили на фотографиях, снятых в настоящем Кносском дворце на Крите, который по преданию строил сам легендарный Дедал.
"Деметра"
|
Кузьмина Даша, 9 лет, (2 место в старшей группе) |
Одну из любимых дочерей Зевса, богиню земли и урожая, Даша изображает в Олимпийских чертогах. Поэтому она сделала классические, беломраморные колонны дорического ордера (до этого мы обсуждали классическую греческую архитектуру). Эта картина лепилась, начиная с пола и колонн - все это вырезано ножом из раскатанного теста. Фигурка богини собиралась отдельно. Сперва лепится человечек без одежды: руки, ноги и голова скрепляются с туловищем с помощью зубочисток. Одежда из кусочков очень тонко раскатанного теста накладывается сверху на готовую фигурку. Линии на колоннах и складки на одежде прорисовываются зубочисткой.
"Рождение Афродиты"
|
Антошина Полина, 8 лет |
Вот она - самая любимая тема наших работ! Рождение из морской пены прекраснейшей из античных богинь изобразили по-разному сразу восемь девочек. Впрочем, это неудивительно - ведь и в мировом искусстве образ богини любви Венеры или, по-гречески, Афродиты - самый, пожалуй, популярный у художников. Здесь для создания волос Афродиты использована чеснокодавилка. Дети с удовольствием пользуются ею - из длинных "макаронин" теста получаются не только волосы, но и трава, листва деревьев, морская пена и т.п.
Eще одно "Рождение Афродиты".
|
Кухарук Катя, 7 лет |
Здесь тоже использована чеснокодавилка, для волос, а вот чтобы сделать такую красивую морскую пену на воде, взяли мелкую терку и на ней натерли кусочки теста. Здесь есть еще один интересный прием - сочетание вылепленных и нарисованных деталей (чайки).
"Персефона"
|
Кузьмина Алина, 7 лет |
А здесь чеснокодавилка использована для травы, а мелкая терка - для деревьев.
"Полет Икара к солнцу"
|
Качаева Наташа, 8 лет |
Яркий образ - минимальными средствами. Чудесные золотые крылья, на которых Икар хотел подняться к солнцу, сделаны маленькими ножницами. Тесто просто надрезается во многих местах.
"Химера"
|
Григорьева Диана, 7 лет |
Тем же способом - с помощью ножниц - сделана грива львиной головы мифического чудовища. "Сказочные" камни под ногами Химеры расписаны перламутровыми красками.
"Афина"
|
Кудрявцева Юля, 5 лет, (3 место в младшей группе) |
Для копья богини мудрости и справедливой войны использованы две соединенные зубочистки. Покрашенные золотой краской. Волосы Афины сделаны с помощью чеснокодавилки, оперение совы - ножницами.
"Геракл и Цербер"
|
Куровец Федя, 6 лет, (2 место в младшей группе) |
Для ошейника страшного трехголового пса Аида взяты тонкие металлические цепочки. Их же, кстати, ребята использовали и при изображении персонажей, прикованных к скалам - Прометея, Андромеды.
"Сирена"
|
Ломакин Ваня, 8 лет |
Наконец, возможно сочетание различных приемов - как в этом образе очень архаичной Сирены, лик которой явно сошел с древнегреческой чернофигурной вазы.
Расписывают панно из соленого теста самыми разными красками - и акварелью, и гуашью, и акрилом. Чтобы сохранить цвета в первозданном виде, готовая работа покрывается бесцветным мебельным лаком - так она будет выглядеть еще красивее.
А вообще-то, соленое тесто дает еще массу не использованных здесь нами возможностей: окраска теста, вырезание форм, инкрустации и т.д. И еще: в соленом тесте легко воплощаются самые разнообразные сюжеты и жанры - и натюрморты, и портреты, и сказки, и даже сложные архитектурные пейзажи. Кроме того, такие панно становятся замечательным украшением интерьера.
Попробуйте сами!
Отнеслись адекватно:))) С интересом:) Это было к тому же дополнительным стимулом постараться - поскольку работа, особенно для 5-6-леток довольно трудоемкая. Обид не было, поскольку голосование было анонимным, на работах стояли номера, и каждый взрослый, входящий в мастерскую (не только родители этих детей), должен был написать на листочке номер работы и опустить в запечатанный ящик, стоящий рядом. Результаты подсчитывались и объявлялись на новогоднем празднике, где были и другие игры, соревнования и награды. Конкурс был просто однойиз частей праздника, и так и воспринимался.
Я вообще считаю, что элемент игры, соревновательности украшает и разнообразит процесс обучения, и использую это всячески в занятиях:)
2005-02-26, Валерия*
Большинство детей в изостудии с 2-3-х лет посещали изодеятельность в "Школе раннего развития". Игры-соревнования бывали там чуть ли не каждый месяц. Победители каждый раз разные:) Дети настолько привыкли, что хотя бы иногда побеждают, но и проигрывают тоже, что привыкли и к тому, и к другому. А праздники бывают часто, игры чаще командные, призы получают обе команды, и обиженных не бывает. Дети это знают, и никого не клинит:)
За все время вспоминается лишь один случай, когда пришла новенькая девочка, решила поучаствовать в угадайке картин, ни одной из которых еще не видела, проиграла, естественно, и плакала потом. Но после нескольких месяцев занятий уже выигрывала вовсю:)
2005-02-26, Валерия*
Про свою концепцию: творчество с целью погружения в эпоху, я писала много раз. Это к вопросу, который Света выше поставила: о ценности старинных вещей на фоне современных. В процессе творчества и погружения в эпоху одновременно ценность сия осознается глубже:)
А вот что уже действительно интересно - это связь искусства с математикой. Последний пример: я тут у Маши Красно Солнышко про фракталы спросила. Она мне дала ссылку на картинки - красота неописуемая. Я попросила комментарий - почитала обсуждение, и увы, почти ничего не поняла (хотя вроде в начальной школе они занимаются этим)....
2005-02-26, Валерия*
Какая красота! И коллекция приёмов для текстур очень полезна: ножницы, тёрка, чеснокодавилка. В копилку!
Дочка придумала текстуру, для травы и для волос и подводных тварей хорошо идёт - металлической петлёй проводишь по самому верху материала, чтоб тонкий слой на петлю сморщился; так несколько раз, потом снимаешь. Сфотографирую, покажу.
Вопрос: как дети относятся к соревнованиям? Особенно в пять-шесть лет. Этот момент меня смущает...
2005-02-25, Мария Д.
Красиво.
Мы делали подобное, но гораздо больше размером из пластилина.У нас много было в школе, смешанного всякого- от папье-маше оставался еще откуда-то.Тоже выкладывали рельеф, потом присыпали крахмалом для обезжиривания,потом водоэмульсионкой, а потом уже гуашью и лаком.
Плюс в том, что никакого высыхания нет, и работу до конца доводишь сразу.
Письмо получила, думаю. :-)
2005-02-25, =СветА™=
Наконец-то мне все ясно стало: и почему с помощью этого можно и дроби изучать, и принципы возведения в степень. И понятно, почему первоклашки справляются. Спасибо! А то в 7-12 ну о-очень мудреное обсуждение было:)
Маша, я Вам на e-mail та-а-акой опус накатала, Вы извините, если большой очень:) Это, наверное, десятая доля того, что у меня сейчас в голове крутится:)
2005-02-27, Валерия*
Вот про "младенческие фракталы":
http://naturalmath.com/baby/world/world4.html
http://naturalmath.com/fractals_all3.swf
Из более доступных "художественно-математических" тем:
- пропорции (ах, мой диссер!)
- кодирование цветов (это скорей в компьютерах видно)
- идея символов
- топология, внутри-наружи, задачки про границы и лабиринты
2005-02-27, Мария Д.
Всего 15 отзывов Прочитать все отзывы.