Как должны спать новорожденные и грудные дети? Большинство матерей на земном шаре вообще не задается этим вопросом и организует сон младенцев так, как это делали поколения их предков. Однако в развитых странах все иначе — все моменты ухода за ребенком строго регламентированы врачами. Есть ли научная основа у книг для родителей? Что на самом деле нужно ребенку во сне? Рассказывает ученый-антрополог.
Совместный сон: опыт предков и народная мудрость
Сон в одной постели с ребенком и положение ребенка лежа на спине (что способствует грудному вскармливанию) настолько универсальны и распространены, что большинству родителей во всем мире просто не приходит в голову спрашивать у кого-то, где их ребенок должен спать, нормально ли спать с ребенком вместе, в каком положении дети должны спать и как ребенка нужно кормить.
С рождением сына Джеффри в 1978 году мы с женой Джоан вошли в мир родительства. Обеспокоенные новым кругом обязанностей, мы читали книгу за книгой о воспитании детей. Мы оба — антропологи, и мы были несколько обескуражены тем, что прочитали в литературе по уходу за ребенком. А когда дело дошло до советов специалистов о кормлении ребенка и организации сна, мы были очень смущены. Либо все наше образование и исследования универсальных аспектов человеческой жизни были неверны, либо специалисты по педиатрии упускают или нарочно игнорируют важную информацию.
И тогда мы поняли, что в книгах по уходу за детьми не было не только того, что отражало бы особенности, доставшиеся нам от наших предков — приматов, их организации сна, но и упоминаний о современных исследованиях в области нейробиологии и психологии, которые раскрывают младенческую биологию и роль телесного контакта с матерью для развитии и роста младенца и его благополучия. Более того, мы увидели, что рекомендации по уходу за младенцами не были основаны ни на эмпирических лабораторных или полевых исследованиях новорожденных вообще, ни на межкультурных данных о том, как на самом деле живут дети.
Эти рекомендации были основаны на старых культурных идеалах 70—80-летней давности, исключительно западных и исторически новых, и в основном отражали социальные ценности врачей-мужчин, которые не только никогда не меняли пеленки, но и никоим образом не были связаны с заботой о детях, даже собственных.
Раздельный сон
Чем больше мы погружались в эти дебри, тем яснее становилось, что широко распространенная "мудрость" не имела под собой никаких научных оснований. Это открытие перевернуло мою карьеру.
Западные социальные ценности стараются подчеркнуть младенческую самодостаточность настолько рано, насколько это возможно. Этот исторический факт в нашей культуре дает понять, почему без каких-либо научных изысканий предполагается, что раннее ночное отделение ребенка от родителей необходимо для появления счастливых, уверенных, эмоционально здоровых, независимых будущих взрослых. Раздельный сон наряду с контролируемым искусственным вскармливанием поощрялся без каких-либо антропологических исследований, которые могли бы поставить эти предположения под серьезное сомнение. Педиатры и специалисты по уходу за детьми ошибочно утверждали, что это способствует развитию способности ребенка к "самоуспокоению" и приводит к тому, что младенцы вырастают в независимых взрослых.
В 90-е годы XX века в Ирвайнской медицинской школе Университета Калифорнии в лаборатории расстройств сна мы с коллегами провели первые исследования физиологических и поведенческих различий матерей и детей, спящих вместе и раздельно. Два экспериментальных исследования и одно большое трехлетнее исследование стали первыми работами, посвященными исключительно детям, находящимся на грудном вскармливании и спящим рядом с матерью (что с биологической точки зрения является нормальной моделью сна для младенца). Наша работа впервые показала, как организация сна может повлиять на ночную физиологию и поведение матерей и младенцев. Исследования ночного поведения продолжились в Университете Нотр-Дам в лаборатории поведения матери и ребенка во время сна, где мы вновь четко выявили особую способность матерей из групп высокого и низкого риска реагировать на потребности своих младенцев во время совместного сна.
Контакт во сне
Может показаться, что во сне с ребенком мало что происходит и что организм ребенка просто нуждается во временном бездействии каждый день. Это не совсем так. Во время сна происходят всевозможные физические и неврологические процессы, в том числе развитие взаимосвязей между новыми клетками мозга. За это время мозг должен разобраться, сколько и каких его клеток (затрагивающих интеллектуальные, эмоциональные и психологические аспекты развития) будут сохранены, а сколько необходимо "отсеять". Растущий мозг ребенка должен уменьшить потребление питательных веществ теми клетками, которые, похоже, не будут использоваться часто, так что питательные вещества смогут быть направлены в те клетки, которым они более необходимы.
Без стимуляции контактов между матерью и ребенком и взаимодействия, в том числе ночного сенсорного обмена, новорожденные клетки мозга могут быть потеряны навсегда. Это заставило некоторых специалистов по психологии развития утверждать, что младенцам гораздо вреднее недополучить неврологическое возбуждение, так как "отсеянные" клетки мозга ребенка не восстанавливаются в более поздний период. Минимизация контактов с телом матери может сделать неврологические связи менее стабильными и эффективными, ослабить структуры, которые обеспечивают ребенку основу для быстро растущих коммуникативных навыков, эмоциональности и способности эффективно регулировать собственные нужды и реагировать на них.
Близко, но не вместе
Целым поколениям родителей говорили о необходимости укладывать ребенка спать отдельно и в одиночестве, чтобы развить его независимость и дать взрослым возможность устраивать свою личную жизнь. Это культурное наследие укоренилось в западных обществах. Родителей, которые спят с детьми, часто считают бедными или ненормальными.
Хорошей новостью является то, что совсем недавно, и это в первый раз, Американская академия педиатрии (AAП) выпустила рекомендацию, что дети должны спать "близко" к матери в той же комнате. Плохая новость заключается в том, что они выступают против сна в одной постели. В этом и заключается противоречие.
Я хочу, чтобы семьи поняли, сколько всего происходит во время сна и совместного сна в том числе и при общении друг с другом через прикосновение, запах, звук, вкус. Это бессознательное общение — один из способов, которые использует наш биологический вид для улучшения здоровья и для выживания, и это также неотъемлемая часть любви и общения родителей с детьми и друг с другом. Ребенок, спящий сам по себе в кроватке, вне надзора и контроля со стороны матери или отца лишен этой жизненно важной связи и, как доказывают научные исследования, находится в зоне риска.
Когда вы смотрите на распространенность совместного сна в мире млекопитающих и в различных человеческих культурах в разные эпохи, то становится ясно, что совместный сон является универсальным во времени и практикуется широко и по-разному. Моя интуиция подсказывала мне, что это должно быть полезным, но только на основе обширных и скрупулезных научных исследований мы определили, что это действительно так.