За последние несколько сотен лет уровень шума на нашей планете вырос, а человеческое ухо осталось таким же, каким его создала эволюция. Выясним, с какой громкостью звонили средневековые колокола и ездили первые автомобили и какой самый громкий звук раздавался когда-либо в мире.
Слух — это изобретение природы, появившееся много миллионов лет назад. Сомнительное достижение человеческой цивилизации, называемое шумом, гораздо новее.
Соглашусь, громкие шумы присутствуют и в природе. За исключением ревущих водопадов и грохочущего океанского прибоя, в основном это разовые события. Явления природы, такие как сильные грозы, извержения вулканов, землетрясения или лавины, могут происходить на большой громкости. Тем не менее обычно они длятся всего несколько минут или часов. Обычно в природе царит приятное спокойствие. Ветер шелестит листвой деревьев, раздается щебетание птиц, жужжат насекомые. Все это существенно тише, нежели шум, производимый людьми.
В наши дни повсюду грохочут автомобили, ревут самолеты и гудят механизмы. Мы настолько привыкли к искусственным звукам, что они кажутся нам совершенно нормальными.
Но это не так — не для нашего слуха. C точки зрения эволюции у наших ушей и мозга было слишком мало времени, чтобы к ним приспособиться. Для того чтобы получить полное представление обо всем объеме постоянно порождаемого искусственного звука, давайте совершим короткое путешествие во времени к истокам возникновения шума.
Древний Рим был громче средневековых городов
Простое и очевидное правило: чем больше людей живут вместе в ограниченном пространстве, тем больше шума они производят. Потому что голоса и звуки, издаваемые в ходе трудовой деятельности торговцами и ремесленниками, смешиваются со звуками повседневной жизни на улицах. Таким образом, история шума тесно связана с историей городских агломераций.
Для простоты давайте вернемся к самому началу христианского летоисчисления, с нулевого года. Древний Рим, по всей вероятности, уже тогда являлся городом с более чем миллионным населением, а значит, был очень громким. Даже за пределами городских стен римляне производили достаточно шума своими завоеваниями. Боевые выкрики и бряцание оружия генерировали звуки до 130 децибел. Следовательно, шум битвы лежал на абсолютном пороге чувствительности. Хотя боль в ушах, очевидно, была не самой главной проблемой сражающихся...
После падения Римской империи жизнь в Европе протекала главным образом в небольших поселениях и стала тише. В среднем 69% шума окружающей среды имели естественное происхождение, то есть происходили от ветра, дождя, звуков животных и тому подобного. Только 5% приходилось на инструменты и транспортные средства. Остальные 26% состояли из человеческих звуков, таких как крики, разговоры и пение.
От церковных колоколов до кузнечного молота
Изобретением, нарушившим приятный шумовой фон после столетий покоя, стали церковные колокола. Первые колокола, изначально появившиеся на Ближнем Востоке, пришли в Европу между VI и VIII веками. Как символ власти, колокола размещались практически только в церквях и могли издавать звуки свыше 100 децибел. Таким образом, самый громкий шум, издаваемый человеком, был во имя Бога, и в Германии, по всей вероятности, не существовало ни одного уголка, куда бы ни долетал звук церковных колоколов.
Начиная с 1354 года появилось новое изобретение, превзошедшее даже колокола: порох. Заряженная им пушка могла издавать грохочущие звуки мощностью до 180 децибел. И снова военные лидировали в плане шумового раздражения. К счастью, пушечные выстрелы были редкостью.
Тем не менее повседневная жизнь в Средние века стала намного громче с возникновением новых метрополий. Такие города, как Флоренция, Париж и Кельн, уже насчитывали около 100 тысяч жителей. По сравнению с ранним Средневековьем, когда преобладающим строительным материалом было дерево, в городах повсеместно использовался камень. Фасады каменных домов гораздо интенсивнее отражали звуковые волны, и звуки казались громче.
Поднятию уровня шума особенно способствовало мощение улиц, получившее широкое распространение в XIII веке. Лошади и деревянные повозки теперь производили гораздо больше грохота, чем на земляном грунте. В некоторых городах даже запретили катать по мощеным улицам деревянные бочки, потому что это причиняло жителям города немалое беспокойство.
Также там, где много строительства, в ходу шумные ремесла. В первую очередь много шума производили кузницы, поэтому во многих городах их рабочее время было ограниченно. Когда звонил кузнечный колокол, он буквально возвещал конец рабочего дня для кузнецов. После этого, ко всеобщей радости жителей города, им приходилось прекращать работу. Уже тогда шум вызывал недовольство и должен был регулироваться законодательно.
Самый мощный грохот в истории человечества
Самым громким шумом, который когда-либо доводилось услышать людям, было извержение вулкана Кракатау, случившееся 27 августа 1883 года. Вулканическая гора на острове, находящемся между островами Суматра и Ява в Индонезийском море, взорвалась с мощностью, в 10 тысяч раз превышающей взрыв атомной бомбы в Хиросиме. 36 тысяч человек погибли. Ученые подсчитали, что сила детонации должна была достигать невероятных 235 децибел. Звук от взрыва можно было услышать на расстоянии почти 5000 километров, а ударная волна была настолько сильной, что шесть раз обогнула Землю.
Как шум стал закономерностью
Величайший квантовый скачок в направлении появления постоянного фонового шума произошел в 1712 году благодаря изобретению парового двигателя, с которого индустриализация торжественно начала свое шествие по страницам мировой истории. Механизмы генерировали 110 децибел шума. В новинку здесь стала не сила звука, а то, что некоторые из них работали круглосуточно.
Вместе с появлением первого общественного транспорта этот постоянный шум пустился в странствие по всему миру, начиная с 1825 года, когда англичанин Джордж Стефенсон спроектировал и открыл железную дорогу. В 1886 году Карл Бенц представил первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания — трехколесная повозка стала прототипом шумного индивидуального транспортного средства. С этого момента началось резкое распространение грохота, призванного на долгие годы изменить шумовой фон больших городов.
Промышленные машины, поезда, трамваи и автомобили непрерывно производили грохот, эхом разносившийся по каменным улицам мегаполисов. О том, насколько сильно увеличился объем фонового шума городов в XIX веке, можно судить по громкости предупреждающих сигналов. Если в предыдущие столетия было достаточно, чтобы кто-нибудь прокричал "Пожар!" через рупор с высоты сторожевой башни, то с 1855 года в Вене предупреждение уже следовало отправлять на пожарную станцию посредством телеграфного соединения.
В XX веке, наряду с получившими широкое распространение автомобилями, увеличению уровня шума по обе стороны Атлантики способствовали звуки, производимые авиацией. В 1912 году в канадском городе Ванкувер, расположенном на западном побережье страны, еще можно было услышать сирены машин скорой помощи громкостью 88 децибел. В 1970 году они достигли 120 децибел, что, очевидно, было необходимо для перекрытия более громкого шума окружающей среды. В больших городах даже птицы стали петь громче, чтобы на фоне городского шума их могли услышать сородичи!
Сегодня мы живем в мире, где шум — это закономерность, а тишина — исключение. В создавшуюся картину большой вклад вносит бытовая электроника благодаря вездесущему потоку медиаконтента, льющемуся из портативных устройств или динамиков в магазинах и общественных учреждениях.
Звуковая атмосфера, характерная для эпохи Средневековья, сегодня превратилась в свою полную противоположность: в Европе звуки природы составляют всего 6% от фонового шума, а 68% — это звуки искусственного происхождения, издаваемые механизмами и транспортными средствами. Только доля человеческих звуков осталась прежней — 26%. Сложившаяся ситуация имеет разрушительные последствия не только для нашего слуха, но и для физического и психического здоровья.