Сначала — ползком, а потом — пешком. Или наоборот?

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4,2 из 5 (284 оценки)

В течение первого года жизни родители внимательно следят за достижениями своего наследника. Ребенок учится держать головку, приподнимается на руках, переворачивается на живот и обратно, садится и, наконец, встает на ноги и идет. А вот на ползание многие взрослые почему-то не обращают должного внимания. Этот этап чаще всего не вызывает такого родительского энтузиазма, как первый самостоятельный шаг. Считается, что ползание лишь разминка и подготовка к серьезным свершениям — ходьбе. На самом деле это не совсем правильно.

О пользе ползания

Ползание — важный этап развития малыша, который нельзя упустить. Причем невропатологи считают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно во время периода ползания, предшествующего первым шагам, устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями головного мозга. У детишек, которые рано начали ползать, развиты оба полушария головного мозга, и преобладание одного над другим незначительно. Ранние "ползунки" отличаются всесторонним развитием и успехами, как в гуманитарных, так и в точных науках.

Кроме того, в 8-9 месяцев ползание обеспечивает наиболее оптимальное распределение физических нагрузок. Дело в том, что эмоциональное и психологическое состояние малыша тесно связано с физическими нагрузками. Работа мышц поддерживает тонус центральной нервной системы: чем меньше двигается ребенок, тем пассивнее его восприятие окружающего мира, тем неувереннее он себя чувствует. Отсюда в будущем появляется эмоциональная неустойчивость, замкнутость и безынициативность. В медицине есть даже такой термин — "мускульный голод". Это когда из-за недостаточной подвижности и пассивности у ребенка могут начаться физиологические сбои организма. При недостаточной нагрузке мышц замедляется развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, ухудшается кровообращение и нарушается обмен веществ. Кстати, у малоподвижных детей гораздо ниже иммунитет, они часто болеют и тяжело переносят даже легкую простуду.

Восемь факторов "неползания"

Прежде, чем приступать к развитию навыков ползания, необходимо выяснить, почему ребенок не предпринимает попыток передвигаться на четвереньках. Специалисты выделяют восемь факторов, препятствующих развитию ползания.

  1. Недоразвитие мышц или слабость мышечно-связочного аппарата (например, в результате рахита).

    Этот диагноз ставит врач-педиатр при регулярных осмотрах. Он же назначает соответствующее лечение и массаж. Если игнорировать советы врача и самостоятельно развивать у ребенка навыки ползания — это может привести к серьезным травмам связок и мышц.

  2. Излишний вес.

    Детский скелет еще очень слабый и не в состоянии выдерживать нагрузки излишнего веса. Перекормленный, "тучный" ребенок отстает в физическом развитии, позже садиться, позже начинает ползать и ходить. Такому ребенку просто-напросто тяжело двигаться.

  3. Длительное пребывание в постели (в результате болезни).

    Детишки, которые в первые шесть-восемь месяцев жизни много болели, часто отстают в физическом развитии. В этом случае не стоит торопить события. Окрепнув, ребенок быстро научится ползать.

  4. Травмы конечностей.

    При имеющих место переломах конечностей, растяжении связок или сильных ушибах ребенку может быть больно ползать. В этом случае вам потребуется помощь врача-ортопеда и массажиста.

  5. "Тугое пеленание".

    Находясь с первых дней жизни в удобных кофточках и ползунках, ребенок раньше учится чувствовать свое тело, больше двигается и, следовательно, раньше начинает ползать. Если вы сторонница "тугого пеленания" или оно рекомендовано ребенку по медицинским показаниям, как можно чаще выкладывайте ребенка без пеленок. Необходимо с рождения предоставлять малышу свободу движений.

  6. Длительное пребывание в манеже или в ходунках значительно замедляет развитие навыков ползания.

    Конечно, не стоит отказываться от спасительного манежа или ходунков. Здесь самое главное не злоупотреблять и не запирать малыша за сеткой на целый день. Ребенок до года не должен находиться в манеже более двух часов в день и желательно не более 30-40 минут подряд. То же самое касается и ходунков.

  7. Наследственная предрасположенность.

    Специалисты установили, что нормы физического развития передаются по наследству, причем мальчики чаще всего развиваются, как их отцы, а девочки походят на маму. Например, если папа сначала пошел, а только потом научился ползать, велика вероятность, что сын последует его примеру. Так что прежде, чем сетовать на своего ребенка, расспросите родителей о том, как развивались вы.

  8. Лень, отсутствие интереса.

    Лень — качество врожденное. Только одним детишкам лень ползать, а другим играть погремушкой или слушать сказки. И задача родителей — разбудить у ребенка врожденное чувство любопытства, которое способно побороть лень.

Учимся ползать

Уже к пяти-шести месяцам кроха учится владеть своим телом и осваивает координацию. Он пытается переворачиваться со спины на живот и, наоборот, может схватить маленькую игрушку, подвешенную над кроваткой, приподнимается на ручках лежа на животе и способен потянуться рукой вперед. Это говорит о том, что организм ребенка готов к ползанию. Но одно дело физическая готовность организма и совсем другое — практические навыки. Распространенно мнение, что помощь в развитии навыков ползания необходима только ослабленным детишкам, отстающим в развитии, а здоровый малыш постепенно сам все освоит, главное — ему не мешать. Это неверно. Некоторые детишки, действительно, почувствовав в себе силы, пытаются самостоятельно передвигаться на четырех точках. Но большинству малышей необходима родительская помощь.



Конечно, со временем ребенок обязательно научится и ползать, и ходить, но сделать ему это будет гораздо сложнее, чем другим. Поэтому нежелательно пускать все на самотек. Бывает, что ребенок в три-четыре месяца развивается в соответствии с нормой, и родители перестают с ним заниматься. В результате к полугоду у здорового от рождения ребенка появляются проблемы, и он по развитию существенно отстает от сверстников.

Подготовить маленькое тельце к ползанию помогают воздушные ванны и массаж. Причем заниматься физическим развитием ребенка необходимо с первых дней жизни, а не ждать, пока малыш немного подрастет. Под влиянием массажа в коже и мышцах улучшается кровообращение, обмен веществ и в результате они становятся более упругими и эластичными. Элементарные навыки профилактического массажа вам покажут перед выпиской из роддома или при домашнем патронаже. Грудничкам массаж делают два раза в день приблизительно по десять минут — утром и вечером перед купанием. Основными приемами "домашнего" массажа для грудничков является поглаживание и растирание. Все движения должны быть легкими, нежными и плавными, от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке). Руки и ноги ребенка во время массажа не выпрямляют, а наоборот, слегка сгибают.

Полезно проводить упражнения, основанные на безусловных рефлексах. Так, проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при прикосновении к стопам малыш начинает отталкиваться. Регулярно выкладывайте ребенка голеньким на живот на твердую поверхность (например, на пеленальный стол). В таком положении ребенок учится приподнимать голову, потом опирается на руки и покачивается на выпрямленных руках и в результате начинает ползти. Положение на животе само по себе способствует укреплению мышц спины, шеи и плеч.

После трех месяцев к массажу добавляют элементарные физические упражнение: скрещивание рук и ног, круговые движения руками, присаживание, выгибание, повороты со спины на живот (сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельные), и т.д. Как правило, научившись самостоятельно переворачиваться со спины на живот, ребенок предпринимает первые попытки к ползанию.

Но часто можно наблюдать ситуацию, когда физически развитый и здоровый малыш не предпринимает никаких попыток к ползанию, хотя физиологически он давно способен это делать. И наоборот, слабый, болезненный, но любопытный малыш активно ползает. Отсюда следует основной вывод — ребенку должно быть интересно ползать. Для того, чтобы у ребенка появилось желание двигаться дальше, родители должны лишь немного подтолкнуть его и дать ему стимул для дальнейших открытий. Самое главное заинтересовать. Положите кроху на живот, на твердую поверхность. Естественно, малыш должен быть сыт и доволен. На небольшом расстоянии от ребенка положите красивую игрушку (желательно музыкальную). Игрушка должна лежать не слишком близко, чтобы ребенок не смог достать ее рукой, но и не слишком далеко, чтобы, слегка приподнявшись на руках и качнувшись вперед, он смог ее достать. Пусть кроха сам потянется к ним, любопытство обязательно возьмет верх. Постепенно отодвигайте "приманку" все дальше и дальше.

Повод для беспокойства

В некоторых случаях родители не в состоянии справиться без помощи специалистов (невропатолога или ортопеда). Вот несколько основных моментов, которые должны вас насторожить и стать сигналом для немедленного обращения к врачу:

  • К восьми месяцам ребенок не делает даже слабых попыток ползти. Не приподнимается на ручках и не пробует всем тельцем двигаться вперед.
  • Учась ползать, малыш слишком долго (больше месяца) задерживается на одном этапе (например, научился раскачиваться на четвереньках и на этом остановился).
  • Восьми-девятимесячный ребенок ползает, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь при этом на руках, или ползает, приподнимаясь только на одну руку, а вторую просто волочит по полу. При этом во время игры он пользуется двумя руками.
  • Ребенок ползает только задом. Многие дети сначала учатся ползти назад, а только потом вперед. Но если годовалый малыш, пытающийся делать самостоятельные шаги вперед, продолжает ползать исключительно задом, это серьезный сигнал тревоги.

Что считать нормой?

Если в 1,5 года ребенок не умеет самостоятельно ходить, врачи и родители бьют тревогу. Для ползания в отличие от ходьбы не существует определенных рамок, определяющих норму и отставание от нормы. Одни дети сначала учатся ползать, а только потом ходить. А другие, наоборот, лишь научившись уверенно передвигаться на двух конечностях, начинают ползать. И то и другое — нормально. Хотя в идеале желательно, чтобы ребенок сначала освоил ползание, а только потом ходьбу.

Обычно здоровый ребенок в восемь-девять месяцев начинает ползать, а потом учится самостоятельно ходить. Положение на четырех конечностях полезно для еще неокрепших костей и особенно для позвоночника. Таким образом, кроха подготавливает себя к вертикальному положению. Можно сказать, что именно ползание дает основу для всех движений. Малыш, освоивший ползание, постепенно и естественно учится садиться из разных положений, вставать на четвереньки, на коленки и на ножки, ни на что не опираясь руками. Здесь можно провести аналогию с велосипедом. Сначала кроха учится кататься на четырехколесном велосипеде, он всецело концентрирует внимание на кручении педалей и не заботится о том, чтобы держать равновесие. И только потом, когда кручение педалей доходит до автоматизма, ребенок пересаживается на двухколесный велосипед и концентрируется уже на том, чтобы сохранять равновесие. Научившись уверенно передвигаться на четырех точках, малыш естественно переходит к движению на двух конечностях. Но даже если ваш малыш сначала пошел и только потом пополз, не мешайте ему. Пусть ползает, и чем больше, тем лучше.

Не переживайте, что, научившись ползать, ребенок будет залезать во все щели, и это приведет к дополнительным травмам. Контролировать ситуацию дети учатся под присмотром взрослых. Но не ограничивайте свободу ребенка, когда он осваивает просторы вашей квартиры. Родители должны только следить за безопасностью, но не препятствовать малышу узнавать свои возможности.

Наталья Алешина

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Сначала — ползком, а потом — пешком. Или наоборот?"

Вы не авторизованы.

Статья, конечно, поучительная. Но, мне кажется, не совсем верная. У меня первая дочка родилась с весом 3 960 (вторая - 4 660), первая дочка быстро прибавляла в весе, но не была перекормленным, тучным, а очень крепким ребенком. Головку держала она хорошо уже в й месяц, села сама (без нашей помощи) в 4,5 месяца, поползла тоже где-то в это время. Она много времени находилась в манеже, любила играть там, стоять, пробовать передвигаться без помощи рук, много бегала в ходунках, где-то с 5 месяцев. В результате за три дня до наступления 8 месяцев она пошла сама (просто слезла с кресла, где я ее кормила и пошла сама на середину комнаты), а до этого немного ходила вдоль дивана. И не тормозили ее раннее развитие манеж и ходунки. Вторая девочка тоже быстро развивается, ей 1 июня исполнилось 4 месяца, ждем, скоро сядет. Она тоже головку быстро научилась держать. Врачи хвалили, что очень крепкая и шейка крепкая несмотря на большой вес. Но она родилась не толстая (шечек большах даже не было, как у первой, и где весь вес был), а крепкая. Старшая дочка в год и три месяца пошла уже в садик, находится в группе с 2-3-летками, и ни в чем им не уступает. Младшая, глядя на нее, тоже старается.
2007-06-09, Zhussya
Моя дочь родилась весом 3300 и на грудном вскармливании за первый месяц набрала 1300, т.е. весила 4600.На первом приеме у невропатолога мы долго ждали, дочка устала и заснула, как раз подошла наша очередь, врач глянула на нее, недовольную, сонную, потрясла погремушкой и возмутилась:
Ваш ребенок не тянется за игрушкой, не удерживается за пальцы,у нее низкий мышечный тонус и отставание в умственном развитии.
Назначила какие-то лекарства и массаж.После того, как закрыла карточку, удивилась:"А вам что, только месяц?"
Но диагноз отменять не стала.
Лекарства мы не принимали, массаж делали сами.Через месяц на приеме
невропатолог с гордым видом сказала:"Вот видите, лечение помогло!" А моя доча развивалась прекрасно, все показатели у нее в норме, ползать начала на четвереньках в 4,5 месяца, пошла ровно в год. Я к тому пишу, что ситуации бывают разные и надо быть предельно внимательным самому, основываясь на собственных наблюдениях.Как говорят, доверяй, но проверяй.
2005-05-21, Nina0302
А мы как-то так удачно поддержали у своей девочки ползательный рефлекс (с рождения), что она ползать, собственно, и не разучивалась. Сейчас ей полгода, и ползает она, конечно, не быстро, и на четвереньки пока не приподнимается, но за день кругов десять по комнате в общей сложности наматывает. Правда, ей мешает то, что она пытается одновременно и ползти, и грызть свой кулак :) Рефлекс поддержать очень легко - начиная с первых недель жизни во время выкладывания ребенка на животик подставлять ему свои ладони под пяточки, и он будет рефлекторно отталкиваться и продвигаться вперед. А в 4-5 месяцев научится уже сам отталкиваться, и будет по твердой поверхности ползать довольно шустро. Правда, ползать по-пластунски, не отрываясь от поверхности (пола или кровати), но очень активно. И главное, детям это страшно нравится.
2003-09-26, Ярослава
А я полностью согласна с автором.Ещё бы добавила что немаловажным является темперамент-с ним ведь рождаются)и физические данные.У моей подруги дочь родилась на 10 дней позже чем наш сын.Ему с рождения нравились физупражнения,первые улыбки были на занятиях с ним.(замечу что вес сына при рождении 3600 а девочки 2600).В 1,5 месяца он уже мог на выпрямленных руках удерживать своё1 тело.В 4,5 встал на четвереньки,в 6,5 пополз.А девочке не нравилось"напрягаться".Она орала когда пытались с ней заниматься.Ленивая.Сейчас им 9 мес.Мой сын пытаеться ходить,а она тлько 1,5 мес назад стала переворачиваться.Ито мама оставляет её лежащей на диване и не боиться!А сын занят движением,кряхтением и сопением,исследуя дом.его и зовут все шило-Данило.А девочке это не надо.Шумно очень.
2003-10-21, Лика
Я думаю, что заставить ползать ребенка и не получится. Мой сын не ползает (ему 10-ый месяц), хотя он просто гиперактивный малыш. Он вовсю пытается ходить. А к игрушке подпирается крутясь и кувыркаясь, но почему-то не ползая. На четвереньках стоять умеет. Я бы хотела, чтобы он ползал, но видно не судьба. Но у нас была травма шейного отдела и он совсем не лежал на животе. Может есть какая-то связь.Но думаю, что утверждение, про отставание в развитии "неползучих" детей слишком преувеличено.
2003-09-23, Imani
Моему малышу почти 6 месяцев, и он наотрез отказывается ползать,только может 5 минут полежать на животике,а потом начинает плакать.Зарядку я с ним делаю каждый день и ему очень нравиться,я бы не сказала,что он малоподвижный и слабый малыш,на моих больших пальцах свободно подтягивается,а также может игрушку в любом положении достать,если она в пределах досигаемости. Надеюсь,что к 7-8 месяцам ,он все-таки поползет.
2003-11-20, Таня
Мой племянник научился ползать в 6 месяцев, и вообще не отставал в развитии ни в чем от сверсников, но заговорил он только 4,5 года. Причем начиная с 4 лет он занимался с несколькими логопедами, которые собственно давали ему упражнения на развитие правого и левого полушария. Я хочу сказать, что главное для развития малыша это любящие родители и спокойная обстановка в доме. Все остальное очень индивидуально.
2006-12-13, Ирина
Поделитесь:

23.09.2003
Обновлено 06.02.2017
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Эльбрус и Чегет летом: история одного приключения
Эльбрус и Чегет летом: история одного приключения
Восхождение на Эльбрус под присмотром МЧС и прогулка по Чегету
Как привить ребенку желание учиться?
Как привить ребенку желание учиться?
Игры для стимуляции желания учиться
Деградация физического развития детей – естественный процесс или сигнал тревоги?
Деградация физического развития детей – естественный процесс или сигнал тревоги?
Российские педиатры озабочены деградацией физического развития детей и подростков.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!