Сможет ли аутист жить самостоятельно

Зачем ментальным инвалидам тренировочные квартиры

Cуществует стереотип, что человек с инвалидностью и задержкой интеллектуального развития не может быть самостоятельным членом общества, не может проживать один без опекунов в своей квартире после достижения им совершеннолетия, не может сам обслуживать себя в быту, готовить, стирать, убирать, не может сам зарабатывать и тратить свои деньги и так далее. Так ли это на самом деле?

Сможет ли аутист жить самостоятельно

На самом деле это не так. Около 5% аутистов, вырастая, становятся высокофункциональными, вербальными, абсолютно самостоятельными людьми (пациенты с синдромом Аспергера могут получить высшее образование, работать кем угодно, даже учителями, докторами, инженерами и программистами).

Яркий пример — известные девушки с РАС, достигшие невероятных успехов в карьере: профессор Колорадского университета Темпл Грэндин (автор книги "Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма"), художница, преподаватель и композитор Донна Уильямс (автор книги "Никто нигде. Удивительная автобиография аутичной девочки") и другие.

Больным с синдромом Аспергера бывает сложно устроить личную жизнь, работать в сферах коммуникации и общения. Но они могут быть прекрасными специалистами в каких-то узких конкретных областях знаний. В быту они могут сами себя обслужить.

Молодые люди с ментальными нарушениями, с умственной отсталостью средней и легкой степени тяжести, составляющие большую часть взрослых аутистов, требуют повышенного внимания, содействия и поддержки.

Однако они не беспомощные. Для того чтобы сварить гречку в мультиварке, порезать салат из помидоров и огурцов, много ума не надо. Мой Коля в четыре года уже научился делать себе яичницу: разбивал яйца на сковородку с маслом, солил и ставил на плиту. Зажечь ее, правда, не мог, у нас стояли для этого специальные газовые датчики. Но мне было так приятно каждое утро находить на кухне сырой омлет под крышкой сковородки.

Зайти в супермаркет и выбрать на полке вкусные продукты, протянуть кассиру свою банковскую карту может каждый человек с РАС, даже ребенок. Поэтому молодых людей с аутизмом надо учить бытовым навыкам. Мамам нужно начинать доверять своим особенным детям, давать им больше свободы действий.

Социальная адаптация людей с аутизмом

Зачем инвалидам тренировочные квартиры

В последнее время в России стали появляться специальные тренировочные квартиры для обучения ментальных инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах. Их учат там самоконтролю, приемам общения и другим формам жизнедеятельности. Учебные квартиры принимают детей и молодых людей с инвалидностью первой или второй группы, недееспособных в возрасте 14–35 лет.

Конечно, туда берут не всех. Сначала специалисты оценивают состояние человека, его реабилитационный потенциал. Если человек сильно расторможен, агрессивен, не может концентрироваться и выполнять элементарные инструкции, его скорее всего не возьмут, эффективность его занятий будет равна нулю. Но если аутист не буйный, его возьмут с радостью.

Тренировочные квартиры есть во Владимире (ВООО АРДИ "Свет"). В одном большом помещении проживают пять человек (каждый в своей в комнате) вместе с сопровождающим лицом. Занятия проходят по программе "Школа жизни" по будням с 8:30 до 13:00, ежедневно учатся более 70 человек. В том числе там есть кратковременные курсы двухдневного проживания с сопровождением (с 9 утра субботы до 9 утра понедельника).

Это обучение на сегодняшний день прошли уже более 100 человек. Есть квартиры с месячным и двухмесячным обучением проживанию с сопровождением. Такая система работает с 1 октября 2010 года. Стараниями АРДИ "Свет" более 100 одиноких недееспособных инвалидов взяли в приемную семью, очередь в психоневрологические интернаты во Владимире за два года снизилась на 50%.

В Москве есть целый дом по адресу Кирпичная, 18, ставший тренировочным полигоном для инвалидов от РОО "Яблочко". В нем девять пятикомнатных квартир, в которых хозяйничают люди с серьезными нарушениями здоровья. Такая форма реабилитации помогает им подготовиться к настоящей взрослой жизни, хотя многим уже далеко за 18 (возраст воспитанников — 18–45 лет).

Одновременно сюда могут заехать 36 человек. Расселяют их не по диагнозам, а по способностям. У всех есть деньги, которые они учатся тратить на продукты и досуг (пенсия по инвалидности — около 12 тысяч рублей), финансовый дневник с чеками из магазинов. Почти за три года в квартирах прошли обучение 576 человек. В Москве есть также социальная гостиница "Феникс" и много других проектов по сопровождаемому проживанию людей с ОВЗ.

Тренировочные квартиры открывают сейчас по всей России. В Санкт-Петербурге есть две от центра "Антон тут рядом" (работа финансируется за счет добровольных благотворительных взносов). Есть дом сопровождаемого проживания в Приозерском районе Ленинградской области от АНО "Новые перспективы". Есть тренировочная квартира БОО СПб "Апельсин" (осенью 2020 года они получили грант Президента РФ на финансирование). Квартиры открываются также в Воронеже, в Иваново, Пензе, Калуге и других городах.

Многим известна краснодарская НКО "Открытая среда", организация оказывает помощь 150 семьям с особенными детьми и взрослым людям с аутизмом. Центром руководит Анна Сметана, с 18 лет она посвятила себя работе с людьми с РАС из-за диагноза ее младшего брата. Среди программ есть и "Тренировочная квартира". В ней взрослые с аутизмом при поддержке волонтеров учатся жить самостоятельно: планируют день, готовят еду, ходят в магазин. Это дает им шанс на самостоятельное будущее.



Как трудоустроить человека с аутизмом

НКО "Открытая среда" уже помогла официально трудоустроить троих взрослых людей с аутизмом, ведь взрослый должен уметь не только за собой убирать, мыть и готовить, надо еще и зарабатывать деньги.

Не все рождаются на этом свете для того, чтобы быть нобелевскими лауреатами и "белыми воротничками". Есть целый ряд профессий, не требующих высокой квалификации: дворник, уборщик, курьер, расклейщик объявлений, грузчик, садовник, фермер. Некоторые подростки с РАС даже становятся музыкантами и художниками.

Здоровые обычные юноши и девушки сейчас, как правило, растут очень амбициозными, у них неадекватные и завышенные ожидания. Они хотят сразу после школы поступить в престижный вуз, после его окончания устроиться на высокооплачиваемую должность.

А грязную работу делать некому, ради этого в Россию ежегодно приезжают тысячи нелегальных эмигрантов из стран Средней Азии. Так не лучше ли "воспитать Бабу-Ягу в своем коллективе"? Это ведь в первую очередь выгодно государству — привлекать к труду молодых людей с ОВЗ.

Большинство работодателей в России не берут к себе психических инвалидов, боятся неприятностей. В нашей стране вопросы профессиональной ориентации и трудоустройства подростков и взрослых с РАС вообще пока до конца не изучены. Но можно с уверенностью сказать, что высокий уровень безработицы среди аутистов явно носит международный характер, он не связан с особенностями той или иной государственной системы помощи. Большинство взрослых ментальных инвалидов находят работу только благодаря самоотверженным усилиям их родителей.

На Западе детей с РАС начинают готовить к трудовой деятельности с 12–13 лет. К этому времени пластичность детской нервной системы значительно снижается, поведение аутят становится более понятным и предсказуемым. В Бельгии, например, именно в этом возрасте решается, какое образование в дальнейшем будет получать подросток с аутизмом.

У иностранных работодателей обычно есть какие-то квоты для инвалидов. В штатном расписании многих компаний есть для них места. Это позволяет таким людям получать налоговые вычеты и другие льготы от государства. Однако, конечно, это не помогает кардинальным образом решить проблему безработицы для больных с ОВЗ. На сегодняшний день и здоровые граждане не всегда могут найти работу.

В Великобритании были опрошены 68 взрослых человек с РАС, и оказалось, что только 13% из них официально трудоустроены, еще 18% работают с постоянной поддержкой (полунезависимо). Сходная картина наблюдается и в США. Из опрошенных 45 взрослых с РАС 27% были заняты тем или иным видом трудовой деятельности. Около половины из них устраивались на работу на конкурентной основе, вторая половина работала в специализированных мастерских с поддержкой тьюторов, социальных работников.

В России я лично знаю многих мам совершеннолетних особенных детей, которые устраиваются работать куда-то вдвоем со своим ребенком: вместе метут улицы, моют туалеты. Мама в течение многих лет каждый день показывает своему чаду, как и что надо делать. Оставшись без попечения родственников, молодой человек с РАС выполняет ту же самую работу уже на автомате, не задумываясь.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Оставить комментарий к статье "Сможет ли аутист жить самостоятельно"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

11.04.2022
Обновлено 12.12.2022
Статья дня
Французский луковый пирог
Французский луковый пирог
Пирог по рецепту Алены Спириной
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!